ПАВЕЛ ЛУСПЕКАЕВ ПУСКАЛ ПОД ОТКОС ПОЕЗДА.

Павел Луспекаев. Фото из открытых источников Павел Луспекаев (1927-1970) родился 20 апреля 1927 года в Ростовской области. Когда началась Великая Отечественная, Павлу только-только исполнилось 14. С первых дней юноша вступил в подпольную молодежную организацию под Ростовом, наподобие краснодонской «Молодой гвардии». Бесстрашные мальчишки подрывали поезда, собирали для партизан сведения о фашистах.

В 1943-ем Луспекаев рванул на фронт – стал разведчиком в партизанском отряде (оперативная разведгруппа №00134). Во время одного из рейдов в тыл врага 15-летнему партизану пришлось четыре часа пролежать в снегу на лютом морозе. Он сильно обморозил ноги - именно это «аукнется» ему годы спустя… Вскоре в одном из боёв разрывная пуля раздробила Луспекаеву локтевой сустав. Раненного отправили в саратовский военный госпиталь, где врачи, вколов наркоз, стали готовить его к немедленной ампутации руки: «Иначе пацан не выживет!» Но он не подпустил к себе хирурга, пока тот не поклялся попытаться спасти его руку. Невероятно, но это удалось. Тем не менее, вскоре война для него закончилась – в 1944-ом Луспекаев демобилизовался и вскоре устроился в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра.
Павел Луспекаев и его роли. Фото из открытых источников.
Одна из самых известных луспекаевских историй, связанных с войной, произошла в 1960-х - во время гастролей ленинградского БДТ в Берлине. На приеме, который устраивал министр культуры ГДР, кроме актеров труппы во главе с Товстоноговым, были немецкие актеры, дипломаты. Переводил главный переводчик Министерства культуры ГДР, который неплохо говорил по-русски. Речь зашла о красоте Ленинграда. Луспекаев начал в красках рассказывать, как потряс его город: «Я влюбился в него с первого взгляда!». И тут подал голос переводчик: «Геноссе Луспекаев, я тоже видел Ленинград!» «Когда?», - чтобы поддержать разговор, поинтересовался актер. Но тот ответил так, что в зале мгновенно установилась гробовая тишина: «В бинокль, с Пулковских высот». И тут произошло что-то жуткое: Луспекаев очень медленно встал (он уже тогда плохо ходил), схватил немца за грудки, поднял, как штангу, и закричал: «Ну что, видел Ленинград?!» Высказал все, что он о нем думал (в основном в непечатных выражениях!), и бросил обратно на стул.

Переводчик начал было оправдываться: «Геноссе Луспекаев, что вы делаете? Я - коммунист!» В той же мертвой тишине актер вернулся к столу, залпом выпил полстакана водки и ушел.

Потом в театре этот его публичный выпад резко осудили. Но Луспекаев все равно остался при своем мнении: тот факт, что кто-то наблюдал за умирающим от голода блокадным Ленинградом в бинокль, его, фронтовика, не мог не взбесить.

Комментарии