Из цикла "Праздник каждый день"...

ПАПИНА ШКОЛА ..
Сегодня Праздник Посиделок На Кухне, друзья!..
Есть и такой, оказывается!..
А ведь, действительно!..
Кто из нас не любил в свое время посидеть на куххне с родными и близкими за чашечкой чая или даже чего покрепче, кто не любил поговорить по душам, вспомнить что-то смешное, а то ещё и с гармошкой или с гитарой, но...
Я немножко про другое...
Для меня, друзья, Посиделки На Кухне прежде всего связаны с тем временем, когда у нас в семье после праздничного ужина все чаи были уже выпиты, все баранки были изгрызаны, все анекдоты рассказаны по пятому разу, гости расходились по домам, мама отправлялась спать и на нашей крохотной кухоньке оставились только мы - отец и я...
Лет мне тогда было пятнадцать-шестнадцать, спиртное я тогда ещё не пил, но поговорить с отцом, тем более чуть поддатым, считал просто за счастье!..
Дело в том, что в обычном состоянии отец был всегда молчалив, даже суров, но стоило ему принять рюмочку-другую, то открывался батя совсем с другой стороны: становился добрым, разговорчивым и, что особенно важно, откровенным он был в эти минуты порой до безрассудства!..
Прикрывали мы поплотнее дверь, в доме становилось тихо, за окном царила ночь, тикали на стене наши старенькие "ходики" и начиналась самая настоящая Папина школа!..
О чем отцу со мной тогда можно было говорить?..
О женщинах не позволяла субординация, да и не любитель он был этих тем даже в компании мужиков, о политике не позволял мой возраст, ничего я в ней тогда не понимал, поэтому говорили мы чаще всего о спорте, футболе, хоккее, шахматах, но главным образом, отец, рассказывая эпизоды из своей жизни, давал мне жизненные наставления, тем более, что вскоре я должен был закончить школу и отчалить на "вольные хлеба": в институт или куда там ещё мне доведётся поступить, жить предстояло вдали от родителей, в общежитии, где ждали меня новые порядки, новые люди, новые условия обитания...
На примере собственного опыта отец пытался донести до меня правила поведения в предстоящей жизни...
Например...
- Никогда, Сашка, не спорь с милицией, они при погонах, люди служивые, спорить с ними себе дороже, они всегда будут правы, потому что они на службе, заруби это себе на носу!..
- Никогда не играй в карты в поездах!.. Ни в "дурака", ни во что-то другое, даже на щелбаны не играй, останешься без штанов обязательно, там "зубры" кочуют из города в город ещё те, карты - это их хлеб!..
- Никогда не пей в тех же поездах, а то, не ровен час, проснешься на шпалах в одних трусах, если , вообще, повезёт проснуться!..
И можно смело признать, что учеником Папиной школы я был вполне добросовестным!.
Потому что я в своей жизни:
- С милицией не спорил никогда, если вдруг мне приходилось с ней сталкиваться, в любом состоянии я кивал, соглашался пройти в отделение, где все и выяснялось - без грубости и угроз - для обоюдного удовлетворения сторон...
- В карты в поездах не играл ни разу в жизни, даже в своей компании, помятуя батину заповедь, мол, будешь играть с друзьями, обязательно встрянет кто-то посторонний, ты же не откажешь ему, но где гарантия, что это не профессиональный шулер, затянет в этот "омут" с головой, они это умеют, потом сам не рад будешь!..
- В поезде мне довелось напиться лишь один раз в жизни, возвращался я из Тольятти - грустный и раздавленный - от "Расставания на веки" с Первой Любовью, причина для пьянки более чем уважительная, наклюкался в вагоне с попутчиком, проснуться мне посчастливилось, слава Богу, но ...в вытрезвителе(!!!) в чужом городе, ни родных, ни знакомых, без копейки денег, но обошлось, в конце концов, мир не без добрых людей, живой и слава Богу!..
Так что, батина "Папина школа" для меня даром не прошла!..
...
А потом, когда я женился, обзавелся семьёй и приезжал к родителям в гости, то наши с отцом ночные посиделки на кухне стали традиционными: говорили о жизни, о том же спорте, о политике, причем вот тут у нас с батей выходила заковыка!..
Потому что...
Отец был "старой закваски", коммунистов хоть и не особо жаловал, но за строгую дисциплину всегда стоял горой, а я, особенно в перестройку, начитавшись "Огоньков" и прочих "Московских комсомольцев", был приверженцем демократии, вот тут мы и "хлестались" с батей с ревом и криком так, что на кухне дым стоял коромыслом!..
Мать - как привидение! - в ночнушке прилетала из спальни, ппосила вести себя потише, успокаивала, стыдила, кричала, уговоривала, плакала, молила Христом Богом!..
Мы клялись вести себя потише, мама уходила, мы опять заводились, мама опять прилетала, мы опять клялись, она опять уходила, мы опять, она опять, мы, она, мы...
В конце концов мама хватала со стены ковшик и разгоняла нас - охаживая этим ковшом по нашим дурным головушкам - на радость неспящим за стеной из-за наших "дебатов" соседям!..
...
А уже в двадцать первом веке, когда вернулся я на финише жизни на свою малую Родину, а папка жил уже один, похоронив маму, то и тут мы частенько засиживались с ним по ночам, но разговор вели уже совершенно на равных и даже случалось так, что теперь отец сам просил у меня совета...
Правда, до горячих дебатов дело уже не доходило, не было ночных криков и яростных споров...
Может быть, потому, что я был уже умудрен жизненным опытом, знал, когда спорить с батей, а когда уступить?..
А, может, потому, что не было на столе спиртного, завязал я с этим делом тогда раз и навсегда?..
А может быть...
А, может, причина была в другом...
В том, что некому уже было нас разгонять тем самым ковшиком, который и сейчас висел на том же самом месте в кухне, как память о наших ночных дебатах?..
...
Вот уже более десяти лет, как нет отца...
Но...
Так получилось, что сегодня я каждый день хожу мимо того дома, в котором вырос...
И каждый день я вижу окна дома моего детства...
Вот окно спальни, в которой я когда-то читал под одеялом с фонариком "Человек, который смеется"...
Вот окно зала, в котором стоял телевизор и мы с папкой болели по ночам за наших: Численко и Стрельцова, Мальцева и Харламова...
А вот...
А вот, слева...
Окно той самой нашей маленькой кухни, в которой когда-то я и познавал те самые жизненные уроки батиной Папиной школы...
... ... ...
Александр Волков...

Комментарии

Комментариев нет.