Я знал Шри Хари с начала девяностых. Он никогда ничем особым не выделялся. Скромный, смиренный, слова лишнего не услышишь. Он хорошо готовил, продавал самосы, вел нама-хатту. Жена родила ему троих прекрасных детей. В городе поддерживать семью стало трудно, и он уехал в село. Но одного огорода все равно было недостаточно, пришлось устроиться в кафе «Говинда»—поваром. Были у Шри Хари какие-то трудности в семье, но в общении с вайшнавами был порядок—преданные любили его за смирение и спокойный нрав. Но неожиданно, в свои неполные сорок, он заболел раком. Никто сначала поверить не мог, но диагноз—«саркома»—подтвердился. Больно было смотреть, как здоровяк Шри Хари за несколько дней сильно исхудал, стал мрачным и то и дело стонал, держась за живот. Тогда, в больнице, я спросил его: «Есть силы бороться с болезнью?» (Он не знал еще, каков диагноз). «Нет,—был ответ,—уже нет. Неделю назад были. Я устал бороться». Ямарадж Прабху поводил рукой по спине Шри Хари и слева почувствовал холод. Это подтверждало заключение врачей. Я сказал тогда Шри Хари, что у каждого человека внутри есть резерв и, похоже, пришло время его вскрывать. Он ничего не ответил, но я понимал—мне-то легко говорить… Больница превратилась в место паломничества. Каждый преданный спешил проведать Шри Хари. Врачи говорили, что таких дружных ребят они еще не видели. Столько заботы и тепла! Посоветовавшись, они вернули деньги за операцию. Неслыханно! Пришло время говорить больному правду. Попросили Вибхути Шакти Прабху—президента храма. «Ну что, Шри Хари,—начал президент издалека,—готов сдавать последний экзамен?» Шри Хари тогда обучался на курсах «Бхакти-шастри» и ответ был неординарным: «Так мы ведь еще семнадцатую главу не проходили». Похоже, он пока не осознавал, что Госпожа Смерть уже в пути. Но когда ему все же сказали правду, он не испугался. Просто замолчал, задумался. Интересно, что буквально за месяц до этого я застал Шри Хари за чтением брошюрки «Переход. Последняя болезнь. Смерть и после». Я поинтересовался, о чем она, и он стал оживленно рассказывать, что эта брошюра разбивает вдребезги все сомнения в жизни после смерти. Я взял почитать ее на несколько дней и тогда, в больнице, спросил: может, привезти ее? «Не надо,—сказал Шри Хари,—и так все ясно». Состояние больного ухудшалось, и врачи посоветовали забрать его домой. «Может, во Вриндаван, Шри Хари?»—предложил президент. «Нет, я, наверное, не доеду»—был ответ. Тогда в храм, в ашрам санкиртаны, решили преданные, и Шри Хари согласился: «Там, где храм, там и Вриндаван». Прежде чем устроить Шри Хари в ашраме санкиртаны, его на носилках внесли в алтарную и под киртан держали какое-то время перед улыбающимися Шри Шри Нитай-Гаурачандрой и еще более улыбающимися Их Светлостями Шри Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой. Казалось, Они говорили тогда ему: «Выше нос, Шри Хари! Немного еще потерпи…» И Шри Хари терпел. Одиннадцать бесконечно долгих дней и столько же бессонных ночей. Боли усиливались—рак пожирал кости и внутренние органы. Когда врачи сделали снимок, они глазам своим не поверили—одно ребро практически растворилось. Кололи обезболивающие, но помогали они ненадолго. «Вы не представляете себе, преданные, что сейчас происходит с моим телом,—сказал тогда мне Шри Хари,—эту боль невозможно передать». Преданные по очереди дежурили у постели больного, а мать Шри Хари, двое врачей-преданных и матушка Шакунтала практически не отходили от него. Оказалось, что человек в таком состоянии требует постоянного внимания к себе. И мы делали все, что могли. В комнате присутствовала Туласи-деви, изображения храмовых Божеств, звучал голос Прабхупады. Преданные по очереди читали для Шри Хари «Источник» или другие книги. Однажды Шри Хари сказал мне: «Гопи говорят, что Кришна—обманщик. Он бросил их. Он может уехать, может забыть. Я лежу тут в растерянности. Что мне теперь делать? На что надеяться?» Благо, пришел Вибхути Шакти и объяснил, что даже если Кришна и оставляет кого-то, все равно Он держит ситуацию в руках. Он «покидает» преданного только для того, чтобы увеличить его привязанность к Себе. И разлуки, по большому счету, не существует, а если и существует, то для гопи это не страдание, а скорее разновидность транса. Не знаю, помогло ли это Шри Хари. Но уже через пару дней он говорил, что Радха и Кришна предлагали ему прасад, но его как раз тошнило, и он был в растерянности—брать или не брать. Я пытался как-то подбодрить Шри Хари, мол, преданные молятся за него. «Попроси еще Божества,—сказал он,—пусть побыстрей закончится все это. Так уже достало…» В те дни я предлагал храмовым Божествам вечерние арати и действительно молился Им о том, чтобы Они пролили на Шри Хари Свою милость. Но наутро он сказал мне, что были страшные боли, и что он не знал, доживет ли до утра. Помню, я был сбит с толку—чего же хочет Господь? Даже роптать начал: мол, зачем мучить человека?! Но тут вспомнил шастры: рождение, болезни, старость и смерть—основные бичи этого мира. Куда от них денешься? Таковы законы. Таковы условия игры. —Шри Хари, сегодня экадаши, благоприятный день,—сказал я как-то. —Для того чтобы покинуть тело? —Нет, вообще. —Даже смерть находится в руках Кришны, Он контролирует ее. Я вчера пытался оставить тело—не получается. —Вера есть, что Кришна поможет? —Есть. —Хотел бы вернуть все лет на восемь-десять назад? —А какой смысл? —Ну, что-то изменить, переосмыслить. —Нет, не нужно. —Ничего не хочешь? —Нет. —Что-то новое осознал? —Нет. Просто бхаджаны слушаю. —Ни о чем не жалеешь? —Нет. —Страха нет? —Нет. Пока нет. —Посоветуй что-нибудь мне… —Больше рассказывай другим о Кришне. Служи Ему как Личности и больше говори о Нем. Я жалею, что очень мало говорил о Личности Кришны. —Чтобы говорить о Личности Кришны, нужно что-то знать о Нем. —Что знаешь, то и говори. —Даже просто вычитать что-то в «Источнике», а потом пересказать? —Да. Пусть немного, но главное—о Личности Кришны. Эти слова врезались в мое сознание. Я стараюсь освежать их в себе снова и снова. Похоже, это что-то очень важное, о чем не часто говорят. На следующий день Шри Хари мне сказал, что подобен Бхишме, лежащему на ложе из стрел. «Бхишма сумел отвлечь сознание от тела,—сказал я,—просто отключиться от него и сосредоточить свой взгляд и ум на Личности Кришны. У тебя так получается?» Шри Хари молчал. —Или тяжеловато? —Тяжеловато. Когда же кончится это все?.. Я видел, как болезнь изматывает Шри Хари, отбирает последние силы, и самое страшное—отвлекает сознание от Кришны. Когда Шрила Прабхупада готовился оставить этот мир, Тамал Кришна Госвами записал в своем дневнике: «Когда великий преданный болеет, в его болезни неизменно содержится милостивый урок для всех его учеников и последователей: никакая болезнь не может помешать ему помнить о Кришне и о своем служении Ему. Разница между нами и им в том, что для нас болезнь—это насущная реальность, а служение Кришне—в большей или меньшей степени плод воображения. Для чистого же преданного плодом воображения является тело с его болезнями, а служение Кришне—вечная реальность». Незадолго до своего ухода Шрила Прабхупада сказал: «Хороший солдат на поле боя, даже лежа на земле с отрубленной головой, будет размахивать в воздухе мечом, в надежде зацепить им случайно кого-нибудь из противников. Я солдат моего Гуру Махараджа, и до тех пор, пока я живу, я должен проповедовать, даже в моем теперешнем состоянии». Сказав это, Шрила Прабхупада помахал в воздухе рукой, будто мечом. Прабхупада назвал себя солдатом своего духовного учителя, но для нас он навечно останется генералом, возглавляющим армию Господа Чайтаньи. Тогда, в небольшой уютной комнатке, я наблюдал, как один из воинов храбро сражается с майей за свое сознание Кришны. Может быть, впервые за много лет я осознал всю мощь материальной энергии. Иногда Шри Хари держался молодцом, а иногда был подобен щепке, носимой океанскими волнами. В такие минуты он особо нуждался в поддержке преданных. И в такие минуты начинаешь глубже понимать наставления Господа Чайтаньи: «Всегда повторяйте имя Кришны, поклоняйтесь Его лотосным стопам, слушайте истории о Нем и живите, постоянно помня о Нем. Примите прибежище у лотосных стоп сына Нанды Махараджа, предложите Ему немного воды, цветок, листок или плод и бог смерти никогда не приблизится к вам. Пока кровь течет в ваших жилах, пока жизнь не покинула тело и не ослаб ум, с любовью служите Господу. Кришна—ваша мать, Кришна—ваш отец, Кришна—сама ваша жизненная сила, ваша жизнь и душа. Обнимите же Его лотосные стопы, посвятите Ему свое тело, разум и слова». Вибхути Шакти Прабху был прав—это действительно последний экзамен для Шри Хари. От чего зависит успех на экзамене? Во-первых, от знания материала. Во-вторых, от поддержки студентов. В-третьих, от личных отношений с экзаменатором. Теоретически Шри Хари знал материал. Практически он имел поддержку преданных. А как насчет личных отношений с Кришной? В какой-то момент Шри Хари вдруг дернулся весь, тяжело задышал, его глаза стали расширяться. Благо, он только что слушал от Рама Рупы Прабху о славном уходе Харидаса Тхакура, о безграничном сострадании Васудевы Датты, который умолял Кришну освободить все живые существа этой вселенной, а все их грехи переложить на него. Он был готов один отправиться в ад навечно. Превозмогая невыносимую боль, Шри Хари изо всех сил старался слушать о великих святых прошлого. В этот момент в комнату вошла Госпожа Смерть. Это было очевидно—атмосфера резко изменилась, глаза Шри Хари наполнились невыразимым ужасом, который передался и нам; матаджи, повторявшая мантру, даже запуталась в словах. Мы засуетились, Рама Рупа повторял мантру прямо в ухо Шри Хари, а с другой стороны мать повторяла: «Отправляйся к Богу, Шри Хари! Джая Нитай-Гаурачандра, джая Прабхупад!» Дыхание Шри Хари стало редким и очень глубоким, лицо исказилось, а все тело подергивалось. Рука инстинктивно потянулась к брахманскому шнуру. Мы в отчаянии пели Харе Кришна, поставив изображение храмовых Божеств прямо перед лицом Шри Хари. Лично я почти физически ощутил, как смерть вероломно ворвалась в его измученное тело; было очевидно, что Шри Хари сейчас не владеет ситуацией. И мы не владели. Мы делали, что могли, но присутствие некой дамы в черном балахоне невозможно было не заметить. Жуткая, холодная, бесцеремонная, она просто делала свое дело, не обращая на нас никакого внимания. Казалось, тело Шри Хари превратилось в куклу, и кто-то просто дергал ее за нитки. Этот «кто-то» обладал огромной силищей, в миллиарды раз превышающей возможности человека. Когда лодку несет сильным течением, вы пытаетесь управлять ею, махая веслом, но это выглядит наивно и даже смешно. Впереди—водопад. Внизу—скалы. Десять метров, два метра… С высоты птичьего полета ваша лодка—просто щепка, а вы—движущаяся точка. Есть ли шансы на спасение? В случае со Шри Хари оказалось, что есть. Да, он не владел ситуацией, и мы ею не владели, но в какой-то момент мы почувствовали, как ситуация плавно перешла в другие, теплые и надежные руки. Шри Хари успокоился, тело перестало дергаться, взгляд остановился на Божествах. Дыхание стало ровным, и казалось, внутри у Шри Хари наступил покой—впервые за несколько недель. Боли не было, страха тоже, атмосфера в комнате стала мирной. Собрались преданные, киртан набирал обороты, от мерзкого присутствия смерти не осталось и следа. Теперь Шри Хари действительно был подобен Бхишме. Бхишма, будучи великим преданным и великим йогом, использовал мистические способности, чтобы спокойно отвлечь сознание от пробитого стрелами тела. В случае со Шри Хари—никакой мистики. Просто Господь Кришна взял и вмешался, согласно Своей сладкой воле. Не зря говорится, что даже если преданный не вспомнит о Кришне в момент смерти, Кришна вспомнит о нем. Одно из имен Верховного Господа—Шри Хари, тот, кто уносит. Что уносит? Скорбь, иллюзию, невежество? Или уносит ум и сердце преданного? А может быть, уносит с Собой его душу? Не знаю, одному Шри Хари известно… Каждый из нас однажды осознает, что смерть—не закрывающаяся, а открывающаяся дверь, и что смерть—никто иная, как нижайшая служанка Верховного Господа. А это означает, что никто, кроме Верховного Господа, не властен над смертью. Те, кто устали рождаться и умирать, могут снова и снова перечитывать стих Рупы Госвами: «О Друг бедствующих, Дина-бандху! Моя судьба—в Твоих руках. Накажешь Ты меня или одаришь милостью, мне все равно. Я приму и то и другое, ибо в этом мире Ты—единственный, кому не безразлична моя участь. Я с надеждой взираю на Тебя, подобно птице чатаке, жадно взирающей на тучу в ожидании дождя». В последние минуты жизни Шри Хари так же жадно взирал на изображение Нитай-Гаурачандры. Никакой боли, никаких стонов—все кончилось. Я видел в тот момент—никому он никакой не сын, не муж, не отец; он не повар и даже не брахман. Все эти обозначения неожиданно исчезли. Осталась душа, отбывшая свой срок заключения в материальном теле, и тот, кто заверяет в «Бхагавад-гите»: просто предайся, и Я защищу тебя, ничего не бойся. Спасибо тебе, Шри Хари! Ты многому меня научил. Глядя на тебя, умирающего, я вдруг увидел в тебе себя. Чего бы я хотел перед уходом из такого тела? Нового рождения в какой-нибудь богатой или знатной семье? Зачем? Может быть, рождения в раю, где-нибудь на Гандхарвалоке или среди мистиков, на Сиддхалоке? Все эти апсары, ангелы, йоги-мистики и разные муни показались мне детьми, играющими на песчаном берегу океана игр Кришны. Кришна играет в Свои игры, а жители этого мира—в свои. Вся вселенная превратилась для меня в одно огромное мусорное ведро, хотелось выкинуть его куда-нибудь подальше, вымыть руки с мылом и забыть, как страшный сон. Глядя на тебя, умирающего, я думал о том, как много значения мы придаем внешнему блеску материальной природы. Строим какие-то планы, сражаемся, толкая друг друга локтями, обижаемся, когда толкают нас… Как мелко плаваем мы в этом мире, забывая, что ждет нас в конце пути! Глядя на твое желтое, высохшее тело, утыканное катетерами, глядя, как ты мог спокойно лежать неприкрытым даже перед матаджи, я глубже осознал утверждение святых, что в этом мире любви не существует, что блеск и упругость молодого тела—не более чем мираж. Ты провел тогда четкую, ясную грань: вот оно, мое тело, видите? Видите скелет, обтянутый кожей? Видите эту кожу, покрытую волосами? Это не я. Я мучаюсь внутри этого тела и умоляю Господа быстрее уйти из него. Теперь вы понимаете, почему Ямуначарья сплевывал, вспоминая о плотских утехах? Спасибо тебе, Шри Хари, ты многому нас научил. Люди написали тысячи книг о земной любви, люди поклонялись ей веками, писали стихи о ней, романы, песни; сняли сотни или тысячи фильмов. Люди говорят и думают о любви днем и ночью. Какой смысл вкладывают они в слово «любовь»? Глядя на твое обезображенное тело, мы не переставали тебя любить. Мы предали твое тело огню, как ты и просил, а прах развеяли над Ямуной, но личность Шри Хари по-прежнему живет в наших сердцах. Личность Шри Хари и теперь живет—где-то в другом -может быть, не материальном, - мире. А Верховная Личность Шри Хари все так же уносит умы, сердца и души тех, кто удачливы. И пусть мои грехи придут на Божий суд И проведут меня дорогой долгой, скорбной, Но страха нет во мне: в пути меня ведут Благословенье и любовь Господня. Во Врадже ждет тебя любовь святая. О жизни-суете забудешь ты. Усталая душа твоя оттает, Найдя покой в том мире красоты… Сингха Рупа дас Украина, г.Днепропетровск
Александр Хакимов.
:Муслима Халимова Абдуллаева
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ)))).
Я знал Шри Хари с начала девяностых. Он никогда ничем особым не выделялся. Скромный, смиренный, слова лишнего не услышишь. Он хорошо готовил, продавал самосы, вел нама-хатту. Жена родила ему троих прекрасных детей. В городе поддерживать семью стало трудно, и он уехал в село. Но одного огорода все равно было недостаточно, пришлось устроиться в кафе «Говинда»—поваром. Были у Шри Хари какие-то трудности в семье, но в общении с вайшнавами был порядок—преданные любили его за смирение и спокойный нрав.
Но неожиданно, в свои неполные сорок, он заболел раком. Никто сначала поверить не мог, но диагноз—«саркома»—подтвердился. Больно было смотреть, как здоровяк Шри Хари за несколько дней сильно исхудал, стал мрачным и то и дело стонал, держась за живот. Тогда, в больнице, я спросил его: «Есть силы бороться с болезнью?» (Он не знал еще, каков диагноз). «Нет,—был ответ,—уже нет. Неделю назад были. Я устал бороться». Ямарадж Прабху поводил рукой по спине Шри Хари и слева почувствовал холод. Это подтверждало заключение врачей. Я сказал тогда Шри Хари, что у каждого человека внутри есть резерв и, похоже, пришло время его вскрывать. Он ничего не ответил, но я понимал—мне-то легко говорить… Больница превратилась в место паломничества. Каждый преданный спешил проведать Шри Хари. Врачи говорили, что таких дружных ребят они еще не видели. Столько заботы и тепла! Посоветовавшись, они вернули деньги за операцию. Неслыханно!
Пришло время говорить больному правду. Попросили Вибхути Шакти Прабху—президента храма. «Ну что, Шри Хари,—начал президент издалека,—готов сдавать последний экзамен?» Шри Хари тогда обучался на курсах «Бхакти-шастри» и ответ был неординарным: «Так мы ведь еще семнадцатую главу не проходили». Похоже, он пока не осознавал, что Госпожа Смерть уже в пути. Но когда ему все же сказали правду, он не испугался. Просто замолчал, задумался.
Интересно, что буквально за месяц до этого я застал Шри Хари за чтением брошюрки «Переход. Последняя болезнь. Смерть и после». Я поинтересовался, о чем она, и он стал оживленно рассказывать, что эта брошюра разбивает вдребезги все сомнения в жизни после смерти. Я взял почитать ее на несколько дней и тогда, в больнице, спросил: может, привезти ее? «Не надо,—сказал Шри Хари,—и так все ясно».
Состояние больного ухудшалось, и врачи посоветовали забрать его домой. «Может, во Вриндаван, Шри Хари?»—предложил президент. «Нет, я, наверное, не доеду»—был ответ. Тогда в храм, в ашрам санкиртаны, решили преданные, и Шри Хари согласился: «Там, где храм, там и Вриндаван».
Прежде чем устроить Шри Хари в ашраме санкиртаны, его на носилках внесли в алтарную и под киртан держали какое-то время перед улыбающимися Шри Шри Нитай-Гаурачандрой и еще более улыбающимися Их Светлостями Шри Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой. Казалось, Они говорили тогда ему: «Выше нос, Шри Хари! Немного еще потерпи…»
И Шри Хари терпел. Одиннадцать бесконечно долгих дней и столько же бессонных ночей. Боли усиливались—рак пожирал кости и внутренние органы. Когда врачи сделали снимок, они глазам своим не поверили—одно ребро практически растворилось.
Кололи обезболивающие, но помогали они ненадолго. «Вы не представляете себе, преданные, что сейчас происходит с моим телом,—сказал тогда мне Шри Хари,—эту боль невозможно передать».
Преданные по очереди дежурили у постели больного, а мать Шри Хари, двое врачей-преданных и матушка Шакунтала практически не отходили от него. Оказалось, что человек в таком состоянии требует постоянного внимания к себе. И мы делали все, что могли. В комнате присутствовала Туласи-деви, изображения храмовых Божеств, звучал голос Прабхупады. Преданные по очереди читали для Шри Хари «Источник» или другие книги. Однажды Шри Хари сказал мне: «Гопи говорят, что Кришна—обманщик. Он бросил их. Он может уехать, может забыть. Я лежу тут в растерянности. Что мне теперь делать? На что надеяться?» Благо, пришел Вибхути Шакти и объяснил, что даже если Кришна и оставляет кого-то, все равно Он держит ситуацию в руках. Он «покидает» преданного только для того, чтобы увеличить его привязанность к Себе. И разлуки, по большому счету, не существует, а если и существует, то для гопи это не страдание, а скорее разновидность транса.
Не знаю, помогло ли это Шри Хари. Но уже через пару дней он говорил, что Радха и Кришна предлагали ему прасад, но его как раз тошнило, и он был в растерянности—брать или не брать.
Я пытался как-то подбодрить Шри Хари, мол, преданные молятся за него. «Попроси еще Божества,—сказал он,—пусть побыстрей закончится все это. Так уже достало…»
В те дни я предлагал храмовым Божествам вечерние арати и действительно молился Им о том, чтобы Они пролили на Шри Хари Свою милость. Но наутро он сказал мне, что были страшные боли, и что он не знал, доживет ли до утра. Помню, я был сбит с толку—чего же хочет Господь? Даже роптать начал: мол, зачем мучить человека?! Но тут вспомнил шастры: рождение, болезни, старость и смерть—основные бичи этого мира. Куда от них денешься? Таковы законы. Таковы условия игры.
—Шри Хари, сегодня экадаши, благоприятный день,—сказал я как-то.
—Для того чтобы покинуть тело?
—Нет, вообще.
—Даже смерть находится в руках Кришны, Он контролирует ее. Я вчера пытался оставить тело—не получается.
—Вера есть, что Кришна поможет?
—Есть.
—Хотел бы вернуть все лет на восемь-десять назад?
—А какой смысл?
—Ну, что-то изменить, переосмыслить.
—Нет, не нужно.
—Ничего не хочешь?
—Нет.
—Что-то новое осознал?
—Нет. Просто бхаджаны слушаю.
—Ни о чем не жалеешь?
—Нет.
—Страха нет?
—Нет. Пока нет.
—Посоветуй что-нибудь мне…
—Больше рассказывай другим о Кришне. Служи Ему как Личности и больше говори о Нем. Я жалею, что очень мало говорил о Личности Кришны.
—Чтобы говорить о Личности Кришны, нужно что-то знать о Нем.
—Что знаешь, то и говори.
—Даже просто вычитать что-то в «Источнике», а потом пересказать?
—Да. Пусть немного, но главное—о Личности Кришны.
Эти слова врезались в мое сознание. Я стараюсь освежать их в себе снова и снова. Похоже, это что-то очень важное, о чем не часто говорят.
На следующий день Шри Хари мне сказал, что подобен Бхишме, лежащему на ложе из стрел. «Бхишма сумел отвлечь сознание от тела,—сказал я,—просто отключиться от него и сосредоточить свой взгляд и ум на Личности Кришны. У тебя так получается?»
Шри Хари молчал.
—Или тяжеловато?
—Тяжеловато. Когда же кончится это все?..
Я видел, как болезнь изматывает Шри Хари, отбирает последние силы, и самое страшное—отвлекает сознание от Кришны. Когда Шрила Прабхупада готовился оставить этот мир, Тамал Кришна Госвами записал в своем дневнике: «Когда великий преданный болеет, в его болезни неизменно содержится милостивый урок для всех его учеников и последователей: никакая болезнь не может помешать ему помнить о Кришне и о своем служении Ему. Разница между нами и им в том, что для нас болезнь—это насущная реальность, а служение Кришне—в большей или меньшей степени плод воображения. Для чистого же преданного плодом воображения является тело с его болезнями, а служение Кришне—вечная реальность».
Незадолго до своего ухода Шрила Прабхупада сказал: «Хороший солдат на поле боя, даже лежа на земле с отрубленной головой, будет размахивать в воздухе мечом, в
надежде зацепить им случайно кого-нибудь из противников. Я солдат моего Гуру Махараджа, и до тех пор, пока я живу, я должен проповедовать, даже в моем теперешнем состоянии». Сказав это, Шрила Прабхупада помахал в воздухе рукой, будто мечом.
Прабхупада назвал себя солдатом своего духовного учителя, но для нас он навечно останется генералом, возглавляющим армию Господа Чайтаньи.
Тогда, в небольшой уютной комнатке, я наблюдал, как один из воинов храбро сражается с майей за свое сознание Кришны. Может быть, впервые за много лет я осознал всю мощь материальной энергии. Иногда Шри Хари держался молодцом, а иногда был подобен щепке, носимой океанскими волнами. В такие минуты он особо нуждался в поддержке преданных. И в такие минуты начинаешь глубже понимать наставления Господа Чайтаньи: «Всегда повторяйте имя Кришны, поклоняйтесь Его лотосным стопам, слушайте истории о Нем и живите, постоянно помня о Нем. Примите прибежище у лотосных стоп сына Нанды Махараджа, предложите Ему немного воды, цветок, листок или плод и бог смерти никогда не приблизится к вам. Пока кровь течет в ваших жилах, пока жизнь не покинула тело и не ослаб ум, с любовью служите Господу. Кришна—ваша мать, Кришна—ваш отец, Кришна—сама ваша жизненная сила, ваша жизнь и душа. Обнимите же Его лотосные стопы, посвятите Ему свое тело, разум и слова». Вибхути Шакти Прабху был прав—это действительно последний экзамен для Шри Хари. От чего зависит успех на экзамене? Во-первых, от знания материала. Во-вторых, от поддержки студентов. В-третьих, от личных отношений с экзаменатором. Теоретически Шри Хари знал материал. Практически он имел поддержку преданных. А как насчет личных отношений с Кришной?
В какой-то момент Шри Хари вдруг дернулся весь, тяжело задышал, его глаза стали расширяться. Благо, он только что слушал от Рама Рупы Прабху о славном уходе Харидаса Тхакура, о безграничном сострадании Васудевы Датты, который умолял Кришну освободить все живые существа этой вселенной, а все их грехи переложить на него. Он был готов один отправиться в ад навечно. Превозмогая невыносимую боль, Шри Хари изо всех сил старался слушать о великих святых прошлого. В этот момент в комнату вошла Госпожа Смерть. Это было очевидно—атмосфера резко изменилась, глаза Шри Хари наполнились невыразимым ужасом, который передался и нам; матаджи, повторявшая мантру, даже запуталась в словах. Мы засуетились, Рама Рупа повторял мантру прямо в ухо Шри Хари, а с другой стороны мать повторяла: «Отправляйся к Богу, Шри Хари! Джая Нитай-Гаурачандра, джая Прабхупад!» Дыхание Шри Хари стало редким и очень глубоким, лицо исказилось, а все тело подергивалось. Рука инстинктивно потянулась к брахманскому шнуру. Мы в отчаянии пели Харе Кришна, поставив изображение храмовых Божеств прямо перед лицом Шри Хари.
Лично я почти физически ощутил, как смерть вероломно ворвалась в его измученное тело; было очевидно, что Шри Хари сейчас не владеет ситуацией. И мы не владели. Мы делали, что могли, но присутствие некой дамы в черном балахоне невозможно было не заметить. Жуткая, холодная, бесцеремонная, она просто делала свое дело, не обращая на нас никакого внимания. Казалось, тело Шри Хари превратилось в куклу, и кто-то просто дергал ее за нитки. Этот «кто-то» обладал огромной силищей, в миллиарды раз превышающей возможности человека. Когда лодку несет сильным течением, вы пытаетесь управлять ею, махая веслом, но это выглядит наивно и даже смешно. Впереди—водопад. Внизу—скалы. Десять метров, два метра… С высоты птичьего полета ваша лодка—просто щепка, а вы—движущаяся точка. Есть ли шансы на спасение?
В случае со Шри Хари оказалось, что есть. Да, он не владел ситуацией, и мы ею не владели, но в какой-то момент мы почувствовали, как ситуация плавно перешла в другие, теплые и надежные руки. Шри Хари успокоился, тело перестало дергаться, взгляд остановился на Божествах. Дыхание стало ровным, и казалось, внутри у Шри Хари наступил покой—впервые за несколько недель. Боли не было, страха тоже, атмосфера в комнате стала мирной. Собрались преданные, киртан набирал обороты, от мерзкого присутствия смерти не осталось и следа. Теперь Шри Хари действительно был подобен Бхишме. Бхишма, будучи великим преданным и великим йогом, использовал мистические способности, чтобы спокойно отвлечь сознание от пробитого стрелами тела. В случае со Шри Хари—никакой мистики. Просто Господь Кришна взял и вмешался, согласно Своей сладкой воле. Не зря говорится, что даже если преданный не вспомнит о Кришне в момент смерти, Кришна вспомнит о нем. Одно из имен Верховного Господа—Шри Хари, тот, кто уносит. Что уносит? Скорбь, иллюзию, невежество? Или уносит ум и сердце преданного? А может быть, уносит с Собой его душу? Не знаю, одному Шри Хари известно…
Каждый из нас однажды осознает, что смерть—не закрывающаяся, а открывающаяся дверь, и что смерть—никто иная, как нижайшая служанка Верховного Господа. А это означает, что никто, кроме Верховного Господа, не властен над смертью. Те, кто устали рождаться и умирать, могут снова и снова перечитывать стих Рупы Госвами: «О Друг бедствующих, Дина-бандху! Моя судьба—в Твоих руках. Накажешь Ты меня или одаришь милостью, мне все равно. Я приму и то и другое, ибо в этом мире Ты—единственный, кому не безразлична моя участь. Я с надеждой взираю на Тебя, подобно птице чатаке, жадно взирающей на тучу в ожидании дождя».
В последние минуты жизни Шри Хари так же жадно взирал на изображение Нитай-Гаурачандры. Никакой боли, никаких стонов—все кончилось. Я видел в тот момент—никому он никакой не сын, не муж, не отец; он не повар и даже не брахман. Все эти обозначения неожиданно исчезли. Осталась душа, отбывшая свой срок заключения в материальном теле, и тот, кто заверяет в «Бхагавад-гите»: просто предайся, и Я защищу тебя, ничего не бойся.
Спасибо тебе, Шри Хари! Ты многому меня научил. Глядя на тебя, умирающего, я вдруг увидел в тебе себя. Чего бы я хотел перед уходом из такого тела? Нового рождения в какой-нибудь богатой или знатной семье? Зачем? Может быть, рождения в раю, где-нибудь на Гандхарвалоке или среди мистиков, на Сиддхалоке? Все эти апсары, ангелы, йоги-мистики и разные муни показались мне детьми, играющими на песчаном берегу океана игр Кришны. Кришна играет в Свои игры, а жители этого мира—в свои. Вся вселенная превратилась для меня в одно огромное мусорное ведро, хотелось выкинуть его куда-нибудь подальше, вымыть руки с мылом и забыть, как страшный сон.
Глядя на тебя, умирающего, я думал о том, как много значения мы придаем внешнему блеску материальной природы. Строим какие-то планы, сражаемся, толкая друг друга локтями, обижаемся, когда толкают нас… Как мелко плаваем мы в этом мире, забывая, что ждет нас в конце пути! Глядя на твое желтое, высохшее тело, утыканное катетерами, глядя, как ты мог спокойно лежать неприкрытым даже перед матаджи, я глубже осознал утверждение святых, что в этом мире любви не существует, что блеск и упругость молодого тела—не более чем мираж. Ты провел тогда четкую, ясную грань: вот оно, мое тело, видите? Видите скелет, обтянутый кожей? Видите эту кожу, покрытую волосами? Это не я. Я мучаюсь внутри этого тела и умоляю Господа быстрее уйти из него. Теперь вы понимаете, почему Ямуначарья сплевывал, вспоминая о плотских утехах?
Спасибо тебе, Шри Хари, ты многому нас научил. Люди написали тысячи книг о земной любви, люди поклонялись ей веками, писали стихи о ней, романы, песни; сняли сотни или тысячи фильмов. Люди говорят и думают о любви днем и ночью. Какой смысл вкладывают они в слово «любовь»?
Глядя на твое обезображенное тело, мы не переставали тебя любить. Мы предали твое тело огню, как ты и просил, а прах развеяли над Ямуной, но личность Шри Хари по-прежнему живет в наших сердцах. Личность Шри Хари и теперь живет—где-то в другом -может быть, не материальном, - мире.
А Верховная Личность Шри Хари все так же уносит умы, сердца и души тех, кто удачливы.
И пусть мои грехи придут на Божий суд
И проведут меня дорогой долгой, скорбной,
Но страха нет во мне: в пути меня ведут
Благословенье и любовь Господня.
Во Врадже ждет тебя любовь святая.
О жизни-суете забудешь ты.
Усталая душа твоя оттает,
Найдя покой в том мире красоты…
Сингха Рупа дас
Украина, г.Днепропетровск