О жизни святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Великомученица Анастасия Узорешительница - Фармаколитрия; († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.), пострадала при императоре Диоклетиане. Согласно житию Симеона Метафраста (конец X в.), Анастасия Узорешительница, дочь знатных жителей Рима Претекстата и Фаусты, была отдана матерью-христианкой на воспитание св. Хрисогону, который укрепил ее в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за язычника Публия (Помплия), но и в замужестве она хранила девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь; тайно от мужа Анастасия Узорешительница посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Публий, узнав об этом, стал жестоко притеснять ее, а после смерти Претекстата задумал завладеть ее наследством; вскоре он был отправлен с посольством в Персию и погиб при кораблекрушении. После смерти мужа Анастасия Узорешительница отправилась странствовать, посещала темницы, помогала заключенным христианам, употребляя на их нужды свое имущество. Узнав из видения о грядущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины, святая укрепляла их дух перед арестом. Однажды, придя в темницу и узнав, что все христиане казнены по приказу императора Диоклетиана, Анастасия Узорешительница громкими рыданиями выдала свою приверженность христианской вере. Ее отправили к наместнику провинции Иллирик Флору, а затем к императору, который из уважения к ее знатному роду отложил казнь, поручив жрецу при храме Юпитера Ульпиану принудить Анастасию Узорешительницу к отречению от Христа. Ульпиан предложил святой выбор: драгоценности или орудия пыток, когда же она без колебаний выбрала последнее, долго пытался уговорить ее вернуться к язычеству. Поняв тщетность своих намерений, Ульпиан хотел осквернить ее чистоту, но, не успев прикоснуться к ней, ослеп и вскоре умер. Анастасия Узорешительница осталась на свободе и поселилась у христианки Феодотии, но ее муж-язычник отправил Анастасию Узорешительницу в темницу, а свою жену и детей от первого брака обрек на мученическую смерть. Находясь в темнице, Анастасия Узорешительница дважды по 30 дней подвергалась пытке голодом, оставаясь живой и невредимой. Тогда ее вместе с другими узниками, приговоренными к смерти, решили утопить, посадив на корабль, в днище которого были проделаны отверстия. Чудесным образом корабль поплыл к берегу, а у кормила его Анастасия Узорешительница и христианин Евтихиан увидели мученицу Феодотию. Все спасшиеся 120 узников приняли Крещение и были казнены; Анастасию Узорешительницу растянули между 4 столбами и сожгли.
Время, место и обстоятельства кончины Анастасию Узорешительницу в других источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения Анастасии Узорешительницы, называемой Младшей, с другой происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (память 29 октября), называемой Старшей. В древние западные мартирологи включена память только Анастасии Узорешительницы, на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца); в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II, согласно которому Анастасия Узорешительница была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших славянских Прологах под 29 октября помещено сказание об Анастасии Узорешительницы, а во 2-й редакции Прологов есть память мученицы. Анастасии Солунской (30 октября), житие которой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, Анастасия Узорешительница пострадала в столице Иллирика г. Сирмий (современная Сремска-Митровица, Сербия), по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на острове Пальмария недалеко от Рима.
Греческое именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в русской традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан. Согласно Симеону Метафрасту, мощи Анастасии Узорешительницы были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По римскому преданию, храм в честь Анастасии Узорешительницы находился в Риме еще в начале IV в. В Константинополе храм мученицы Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с конца IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (начало VI в.), при императоре Льве I и Патриархе Геннадии (458-471) в этот храм были перенесены мощи святой Анастасии Узорешительницы из Сирмия. Неизвестный греческий автор сообщает, что храм святой Анастасии Узорешительницы в Константонопополе был построен императором Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени которого якобы идет прозвание святой), в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне. Согласно житию прп. Андрея Юродивого, при храме Анастасии Узорешительницы находилась лечебница для душевнобольных. Антоний Новгородский (1200) видел в Константонопополе мощи святой Анастасии Узорешительницы и Анастасии Римляныни. В один день со святой Анастасией Узорешительницей отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мученицы. Феодотии и ее сына мученика Евода.
Память Анастасии Узорешительницы содержится в большинстве греческих календарей. Согласно Типикону Великой церкви IX -X вв. празднование 22 января совершалось в храме вмц. Анастасии в Домниновых портиках. Разные редакции Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. и Евергетидский Типикон 1-й половины XII в. предписывают читать на утрене житие Анастасии Узорешительницы, написанное Симеоном Метафрастом. Служба Анастасии Узорешительнице включена в Иерусалимский устав, начиная с древнейших списков, и в современный церковный календарь.
О почитании Анастасии Узорешительницы на Руси свидетельствует упоминание ее памяти в месяцесловах древнейших Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. и Остромирова 1056-1057 гг., Песнопения Анастасии Узорешительницы помещены в Кондакаре конец XI - начало XII в. и Стихираре 1156-1163 гг. служба находится в составе Минеи XII в. Краткое житие
Анастасии Узорешительницы переведено на Руси в 1-й половине XII в. и включено в нестишной Пролог 1-й редакции, кон. XII - нач. XIII в.

Комментарии

Комментариев нет.