10.1921 г. Украина) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, директор театров. Фронтовик, инвалид Отечественной войны. Заслуженный артист РСФСР (1980), Заслуженный артист Украины (2012). Родители Лука Ильич и Анна Артёмовна вырастили и воспитали пятерых детей (Елизавета, Сергей, Ефросинья, Григорий, Николай). Отец прошёл всю 1-ую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом. Дед Илья Дупак геройски воевал с турками, освобождая Болгарию, отличился при обороне перевала Шипка в русско—турецкой войне 1877—1878 годов. Вместе с семьей маленький Коля дважды пережил политические репрессии 1920-1930 гг. и жесточайший массовый голод 1932-1933 гг. (тогда в СССР от голода и связанных с ним болезней ежедневно умирали от 8 до 20 тысяч человек. Особенно большие человеческие жертвы голода были на Украине и в Поволжье). Его отец Дупак Лука Ильич был башковитым и трудолюбивым селянином, сумевшим благодаря упорству и трудолюбию всей семьи и собственной крестьянской смекалке и мастерству создать крепкое эффективное личное хозяйство с хорошим земельным наделом и подворьем, скотом и птицей, а также свой рыбный пруд. Семья Дупаков имела десяток лошадей и быков, хороший сельхозинвентарь и технику на конной тяге, а также хорошую собственную мельницу. Это позволяло самим (без привлечения батраков) успешно обрабатывать землю и собирать хорошие урожаи, а также иметь постоянный доход от услуг по помолу зерновых и рыбной ловли. В конце 20-ых гг. ХХ века коллективизация и связанные с нею репрессии и "раскулачивания" затронули немало крепких крестьянских хозяйств, многие из которых были точнее более середняцкими, чем кулацкими. Арестовали и отца Коли, сослали в Архангельскую область, где он заготавливал строевой и крепёжный лес, необходимый для шахт Донбасса. Чудом, благодаря счастливому случаю и помощи других ссыльных, Луке Ильичу удалось вернуться на родину в нише-склепе, устроенной тайно в вагоне с лесом. Однако, через несколько лет кто-то донёс, что он "враг народа" и "на север" сослали уже всю семью. Везли в жуткой тесноте, холоде и голоде в "телячьих" вагонах-теплушках. Через год от простуды и болезни трагически умерла сестра Фрося, которой было всего 19 лет. Через какое-то время родственники отца вызволили детей, а потом на Украину вернулись и родители. Чтобы избежать повторных арестов и ссылок, родители решили перебраться из Сталина (Донецка) с оставшимися детьми в Таганрог. При выписке документов в сельсовете Коле специально изменили отчество и так он стал не Лукич, а Лукьянович. Это в какой-то мере позволило затеряться и избежать в дальнейшем клейма "сын врага народа", преследований и дискриминации связанных с таким опасным статусом и положением. В школах Коля Дупак учился охотно и прилежно. С 1930 года принимал активное участие в школьных и районных спектаклях и театральных постановках, выступал со стихами и монологами на городских и региональных мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам и юбилейным торжествам. Несмотря на горестные и трагические события в жизни страны и своей семьи, репрессии и геноцид, инициированные лично "Отцом народов" и его приближёнными, Николай Дупак всегда сохранял любовь и преданность Родине, уважение и почитание к И.В.Сталину. В 1936 году с удовольствием и восхищением, стоя лично перед Иосифом Виссарионовичем выразительно и артистично читал ему стихотворную оду, восхваляющую гений и величие вождя, и как многие советские подростки вполне искренне и с любовью выражал ему благодарность "за наше счастливое детство". А в годы Великой Отечественной войны с именем Сталина на устах лихой кавалерист Николай Дупак устремлялся в атаку в боях за социалистическую Родину. Такие были времена, идеология и воспитание. В 1935 году красивый и талантливый хлопец Николай Дупак был приглашен главным режиссёром Таганрогского драматического театра на роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедийной пьесе Мольера . В 1937 году Николай Дупак поступил в театральное училище (г. Ростов-на-Дону) под руководством знаменитого режиссера, актера и педагога Юрия Александровича Завадского, где успел до войны закончить только три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы им. М. Горького, в котором блистали Марецкая Вера Петровна, Плятт Ростислав Янович, Мордвинов Николай Дмитриевич и другие знаменитости. Дружил и жил в одной комнате с Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком, будущим знаменитым актером и режиссёром. Окончил Оперно-драматическую студию в Москве. В 1939 году Дупак Н.Л. женился на красавице-актрисе, своей коллеге Алле Юрьевне Ванновской (1920-1966 гг.), дочери ведущего актёра Ростовского драмтеатра Ванновского Юрия Алексеевича. В войну она находилась с театром в эвакуации в глубоком тылу, к сожалению мужа с фронта не дождалась... После войны переехала с родными в Армению, работала в Ереванском русском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Заслуженная артистка Армянской ССР. Несколько раз была замужем, в том числе стала первой женой Армена Борисовича Джигарханяна. Весной 1941 года Николай Дупак успешно прошёл кинопробы и единственный из всего училища был приглашен на главную роль в новый художественный фильм "Тарас Бульба" по одноименной повести Н.В.Гоголя, к съёмкам которого приступил мэтр отечественного кинематографа Александр Петрович Довженко. Тараса играл Амвросий Максимилианович Бучма, главный режиссер Киевского театра драмы имени Франко и прекрасный актер, Остапа - набиравший популярность Борис Фёдорович Андреев, который снимался у Александра Довженко ещё в "Щорсе". Начавшаяся война прервала ежедневные съёмки кино, порушила все планы и перспективы, ворвалась трагически и безжалостно в каждую советскую семью. В июне 1941 мне было 19 лет, и я снимался в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у Довженко. Началась война. Ещё несколько дней мы собирались сниматься, но потом началась запись в народное ополчение. В него, кроме меня, вступили и сам Александр Петрович, и Борис Андреев, и Пётр Алейников. Отправили нас под Новоград-Волынский. Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. Участник обороны Москвы, Сталинграда, сражений на других фронтах. С сентября по декабрь 1941 учился в Новочеркасском кавалерийском училище (НКККУКС). Новочеркасск тогда называли кузницей кадров советской кавалерии, так как Краснознаменные кавалерийские курсы усовершенствования командного состава базировались в этом городе, а с началом войны там стали по ускоренной программе ещё и подготавливать младших офицеров для кавалерийских частей РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) . Дупак Н.Л. зимой 1941 года с отличием выпустился в звании лейтенанта и был направлен под Москву на Западный фронт. С 16 марта 1942 года в составе 7-го кавалерийского корпуса (Брянский фронт), преобразованного Приказом НКО № 30 от 19 января 1943 года в 6-й гвардейский кавалерийский корпус. Гвардии старший лейтенант. Прошёл боевой путь от курсанта до командира взвода разведки , а потом и командира гвардейского кавалерийского эскадрона (более 250 человек, в том числе помимо кавалеристов был пулеметный взвод, взвод бронебойщиков с противотанковыми ружьями ПТР и батарея легких пушек "сорокопяток"). В 1942 году был принят в ряды ВКП (б). Неоднократно отмечен поощрениями и благодарностями командования (в том числе от командующего армией, а впоследствии и фронтом Константина Константиновича Рокоссовского, главного инспектора кавалерии РККА генерал-полковника Оки Ивановича Городовикова, и др.). Награжден за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней и медалями. Во время ожесточенных боев и сражений под ним было убито несколько лошадей. Семья трижды получала похоронки на него. Но лихой кавалерист выжил, хотя получил увечья и тяжёлые осложнения здоровья. Лошади и врачи неоднократно спасали ему жизнь. Так однажды во время конного рейда и обстрела раненого молодого офицера, потерявшего сознание но удержавшегося в седле, верный конь почти десяток километров нес на себе пока не доставил к своим. Другой конь Орсик через несколько месяцев принял на себя все осколки разорвавшейся под ним мины, закрыл и спас собой седока. Дупак получил легкое ранение и контузию, подлечился в госпитале в Москве и опять на фронт. Кстати, в конце излечения , выполнил просьбу командира корпуса и раздобыл духовые инструменты для оркестра боевого кавалерийского соединения, проявив находчивость и сообразительность. Однажды зимой в ходе ожесточенного боя и захлебнувшейся атаки нашей кавалерии, Дупак Н.Л. был ранен и без сознания пролежал 6 часов на поле боя на нейтральной полосе. Гитлеровцы кинжальным огнем простреливали всю территорию. Отчаянной храбрости и самоотверженности человек, дивизионный военврач лейтенант Аронов Ефим Ильич ночью под обстрелом ползал среди трупов и выискивал тех наших солдат и офицеров, кто имел хоть какие-то признаки жизни. Нашёл и выяснив, что есть слабый пульс и дыхание, на себе ползком на плащпалатке вытащил Николая Дупака к своим. После операции и госпиталя Дупак опять вернулся в строй и продолжил воевать с ненавистным врагом. Однако ранение и многие часы на холоде и мёрзлой земле, длительное переохлаждение привели к тому, что впоследствии развилось сильнейшее осложнение лёгких и туберкулез, а также остеомиелит ноги. Замечательный человек и талантливый врач-хирург Аронов Е.И. несколько военных лет спасал на поле боя и операционном столе кавалеристов своего полка и корпуса. Несколько раз ранен, на его счету тысячи успешных операций. Недаром китель военврача заслуженно украшали многие ордена и медали, среди которых четыре ордена "Красной Звезды". Был и такой случай, когда лошадь, запряженная в волокуши, на которых находился раненый Николай Дупак, оторвалась в ходе длительной погони вместе с сопровождавшим командира ординарцем от преследования фашистов, прорвавших фронт, и вывезла его на пределе сил из опасного участка. Как оказалось, эсесовцы, прорвав нашу оборону, захватили несколько населенных пунктов и вырезали, зверски расстреляв всех раненых и персонал советского медсанбата, куда везли раненого Дупака. Его в очередной раз посчитали убитым и отправили печальное известие родным. Очень долго в родной части считали погибшим Дупака, горевали о нелепой смерти в расстрелянном медсанбате, добрыми словами вспоминая лихого комэска и поминая чаркой и минутой молчания. И лишь в 60-ые годы Николай Лукьянович Дупак воскрес для однополчан. Произошла очередная история, достойная стать замечательным эпизодом в киношедевре: бывший полковой военврач Аронов Е.И., приехав на автомобиле "Скорой помощи" по вызову к одной из зрительниц в театр на Таганке, после оказания медпомощи, обратил внимание на портрет в фойе театра, на котором был изображен человек, так удивительно похожий на его погибшего однополчанина. Когда ему объяснили, что это портрет директора театра Дупака Николая Лукьяновича, то Аронов бросился к нему в кабинет, где и произошла радостная встреча боевых побратимов. А потом однополчане уже ежегодно встречались и на площади у Большого театра, и в Александровском саду и в музее боевой славы 6-го гвардейского кавалерийского корпуса. К слову сказать, в этом же прославленном корпусе воевал и наш замечательный кинорежиссёр Ростоцкий Станислав Иосифович (друг и товарищ Дупака). Кстати, идея снять фильм "А зори здесь тихие" пришла к Ростоцкому после того, как он несколько раз побывал в театре на Таганке, где по совету и настоянию Дупака и с его помощью Юрий Любимов поставил спектакль по одноименной повести Бориса Васильева. Замечательный спектакль по замечательной повести замечательного автора-фронтовика. В боях был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу) и один раз контужен, терял слух и речь. Получил инвалидность и после госпиталя был комиссован из армии. Но перед этим лечился в госпиталях в Мичуринске, Москве, Куйбышеве, Чапаевске, Актюбинске. В Актюбинске произошло несколько интересных и значимых событий. Во-первых, нечаянная встреча в госпитале с доставленным туда неделей раньше раненым родным братом Сергеем. Во-вторых, чуть отойдя от ранений и ещё не оправившись, но уже начав ходить на костылях, офицер Дупак Н.Л. организует в госпитале и Дворце культуры постановку нескольких спектаклей и концертов, собранные средства от которых направляют на строительство целого танка Т-34. В-третьих, там он случайно повстречался с режиссером Александром Давидсоном, который был помощником у Александра Довженко, и который через Постпредство УкрССР вызвал комиссованного героя-инвалида с актерским прошлым в Москву для участия в съемках фильма "Украина в огне". Несмотря на инвалидность и увольнение из армии Дупак не смирился с положением калеки-пенсионера. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Что позволило ему вернуться в актёрскую профессию. Его зачислили актером на «Мосфильм». Война чудовищным и жестоким образом прокатилась по стране и миру, нанесла громаднейший урон миллионам семей. В партизанском отряде погиб старший брат Григорий, замучена карателями мать, умер отец, безвестно пропала сестра. Изувечен неоднократно физически и морально сам Николай Лукьянович. C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром театра имени К.С.Станиславского ( основан в 1935 году как оперно-драматическая студия К. С. Станиславского, преобразован в 1946 году в Оперно-драматический театр имени К.С.Станиславского, а в 1948 году в Московский драматический театр имени К.С.Станиславского, с 2013 года - Электротеатр Станиславский). Параллельно с работой в кино и в спектаклях активно занимался общественной работой в театре, был секретарем комсомольской, а потом и партийной организации театра; после случайной скоропостижной смерти директора исполнял обязанности руководителя театра. С коллегами и подчинёнными сложились замечательные отношения. Через несколько лет после войны Николай Лукьянович женился на Вере Васильевне Чапаевой (Камишкерцевой) младшей приёмной дочери легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. С ней его познакомил её старший сводный брат Александр Васильевич Чапаев. К сожалению, она не могла иметь детей и через двадцать лет этот брак распался... С третьей своей женой Раисой Михайловной Дупак прожил более сорока лет до её смерти, наступившей в 2009 году в результате врачебной ошибки. Через год трагически погибли дочь Елена и внучка Анастасия. Дочь Оксана Николаевна (актриса, театральный директор) и внук Адриано живут в Москве. C 1963 до 1977 и с 1978 по 1990 гг. актер и директор Театра на Таганке (разделившегося в 1993 году на два отдельных театра: Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки). В 1963 году Дупак Н.Л. был назначен директором малопопулярного тогда Московского государственного театра драмы и комедии, ставшего вскоре легендарным Театром на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру. Весной 1964 года пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя Юрия Петровича Любимова, работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. Там в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил второй спектакль - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Этот спектакль понравился Дупаку и он уговорил Любимова, хотя тот намеревался переехать на работу в подмосковный городок Дубна (с населением около 30 тысяч человек на тот момент), где ему обещали выделить здание Дома культуры для театральных постановок и предоставить хорошую квартиру. Николай Дупак не только умел находить людей и разглядеть талант, но и умел находить убедительные аргументы и доводы для приглашаемых им сотрудников. Вместе с Юрием Любимовым и артистами, благодаря слаженной и кропотливой работе всего коллектива театра ему удалось сделать Таганку самым популярным театром страны, получившим не только всесоюзную, но и мировую известность. Николай Лукьянович весьма талантливо и умело руководил театром, организовывал нужное строительство и ремонт, зарубежные и союзные гастроли, несмотря на многочисленные бюрократические и идеологические препоны, грамотно выстраивал репертуар. Подбирал и приглашал актёров и постановщиков, художников, выбивал им ставки и доплаты, квартиры и дачи, отпуска и путевки. Старался обеспечить сотрудников театра жильем в радиусе одного километра от места работы. Огромной удачей и даром судьбы считает приход в театр Владимира Семёновича Высоцкого, которого принял на работу, несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова. На протяжении 16 лет поддерживал талантливого поэта и замечательного актера, всячески противодействуя его увольнению и предоставляя ему возможности для киносъёмок и поездок на гастроли. Высоцкий написал почти тысячу стихотворений и песен, большая часть из которых созданы в период работы в театре на Таганке. Большая часть его театральных ролей и кинематографических работ относится также к этому "Таганскому" периоду. Н.Л. Дупак и Ю.П. Любимов неоднократно выдвигали Владимира Высоцкого на присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако, "наверху" фамилию Высоцкого обычно вычеркивали первой... Театр на Таганке может похвастаться большим звездным составом. Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским, Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Таганке таланты Боровского ещё более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград. Дупак повсеместно старался создавать актерам и другим сотрудникам театра такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения. Помогал и поддерживал талантливых коллег, добивался достойного награждения их званиями и наградами. В 1960—1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени в условиях "холодной войны" и "железного занавеса" было очень большой редкостью. Работая главным руководителем Театра на Таганке, Дупак Николай Лукьянович, принципиально, чтобы не использовать служебное положение отказался навсегда от ролей в спектаклях Таганки. В кино же продолжил работы, снявшись в десятках кинофильмов. Хотя многократно отказывался иногда от привлекательных и интересных приглашений известных режиссёров, в том числе и главных ролей. Так как фронтовые ранения и связанные с ними осложнения не позволяли сниматься в некоторых фильмах. К тому же насущные обязанности руководителя театра и начатые им грандиозные строительные проекты и реконструкции не располагали к отвлечению на длительные киноэкспедиции и съёмки. Партнёрами по работе в кино были замечательные отечественные актёры. Неоднократно посчастливилось сниматься в странах дальнего зарубежья: Италии, Франции, Югославии, Испании, Португалии и др. Здесь его партнёрами по фильмам были Орнелла Мути, Джанкарло Джаннини, Стефано Медия, Любиша Йованович, Вьекослав Африч, Душан Яницижевич, Драгомир Боянич и др. Диапазон ролей широкий и яркий: от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции, от простых ратников до воеводы, от адъютанта до Председателя Совета министров СССР. В 1977—1978 годах — директор Театра на Малой Бронной (ушёл из-за конфликта со своим подчиненным Юрием Любимовым, всячески стремившемся стать не только худруком, но и директором театра; вернулся по убедительной просьбе Любимова и труппы театра). Однако за этот год с небольшим (500 дней) сумел сделать много полезного и важного для театра на Малой Бронной: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки, квартиры нуждающимся актёрам ( Олег Иванович Даль, Леонид Сергеевич Броневой, Алексей Васильевич Петренко и др.). "Дупак - просто святой человек, нет таких больше и не будет, кто слово дурное скажет о нем - пойти и морду набить подлецу", - объяснял Народный артист СССР Лев Константинович Дуров. А вот Александр Шалвович Пороховщиков как-то обосновал подробнее: "Любимов - гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак! Да и на Таганку привел его Дупак, - просто посмотрел "Добрый человек из Сезуана" - и нашел в себе твердость начальству сказать: "Любимов!" Мог бы сказать Фоменко, кстати… Когда он на год на Малую Бронную ушел - Таганка едва не накрылась медным тазом, - одни проваленные парижские гастроли чего стоили, после чего Любимов зачем-то Демичеву министру культуры нахамил, - испугался и написал покаянное письмо Брежневу, тот и распорядился "Любимову помочь, Дупака вернуть!" Любимова таганский народ боялся, Дупака уважал!" Гениальный актер и видный театральный деятель Александр Александрович Калягин, который очень болезненно и нынче вспоминает тему своего ухода с Таганки, когда начинал свой проект театра «Et Cetera» звал Дупака к себе, несмотря на солидный возраст, но тот помогал просто без должностей, и позже нынешний Председатель Союза театральных деятелей сказал: «Это тот человек, про которого можно сказать, что он способен сделать любое дело, за которое бы не брался: есть Дупак - есть театр. Он прекрасный актер и себе бы мог выписать любое звание, организовать квартиру, машину, - но почему-то это постоянно делал для других!» Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко, долго бывший членом Художественного совета Театра на Таганке отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделен щедро. Любить актеров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт – это тоже талант. Причем талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака – явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства». Николай Лукьянович Дупак является главным и непосредственным организатором и руководителем, автором и вдохновителем проектирования и строительства большого театрального комплекса на Таганке, отмеченного в конце 80-ых годов Государственной премией СССР. Много лет в 1950-2000 гг. на общественных началах работал народным депутатом в нескольких райсоветах Москвы, в Советском фонде мира. Во время подготовки и проведения Олимпиады-80 активно работал в её оргкомитете, отвечая за работу с иностранными делегациями в рамках культурно-развлекательных мероприятий в столице. 25 июля 1980 года, в самый разгар главного мирового спортивного форума, неожиданно умер Владимир Семёнович Высоцкий и Николай Лукьянович руководил организацией и проведением похорон «Пушкина ХХ века». Выбил, подключив связи и авторитет, престижное место на Ваганьковском кладбище, организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого. В 1990-ом, на 70-ом году жизни Николай Лукьянович принял решение оставить пост директора и уйти из Театра на Таганке. В 1990—2000-е гг. работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. Примечательный факт: в 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и его драматического разделения на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки) коллектив театра Содружество актёров Таганки обратился с письмом-приглашением к Николаю Лукьяновичу Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Однако Дупак Н.Л. поставил условие, что он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Театр не объединился и Дупак отказался от поста директора. При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В.С.Высоцкого, Дом русского зарубежья им А.И.Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья. В 2001 году был Почётным гостем и членом жюри XIII Международного театрального фестиваля в Каире (Египет). Инвалид Великой Отечественной войны. Более 90 театральных ролей, 79 ролей в кино, десятки поставленных спектаклей. Именем Николая Дупака названа одна из малых планет. Несмотря на свой значительный возраст и тяжелые ранения, Николай Лукьянович Дупак по сей день сохраняет удивительную силу и энергичность, память и жизнерадостность. Активно участвует в общественной ветеранской работе, военно-патриотическом воспитании молодежи, ежедневно сам водит автомобиль. Своей живучей крепостью, силой и красотой он похож на мощный и стройный дуб, посаженный им лично полвека назад перед входом в новое здание Театра на Таганке. Фильмография 1942 - Годы молодые - Федя 1944 - Однажды ночью - Саша Санников, младший лейтенант 1946 - В горах Югославии - адъютант Тито (нет в титрах) 1956 - Сорок первый - Андрей Чупилко 1956 - Без вести пропавший - Мирослав Дрозда, чех 1957 - Правда - Иванов 1957 - Партизанская искра - Замурин, военнопленный 1957 - Конец Чирвы-Козыря - Антон Ромашка, середняк 1959 - Мальчики - Иван Лукич, учитель физики 1959 - Его поколение - Ларин 1959 - Друзья-товарищи - Кушнир 1963 - Мамочка и два трутня (короткометражный) - Павлуша 1967 - Железный поток - Волосатов, комполка 1968 - Служили два товарища - командующий армией 1968 - Интервенция - Барбару 1968 - Жил человек - эпизод 1969 - Засада - Архипов 1970 - О друзьях-товарищах - Тарасов Олег Владимирович, заговорщик 1971 - Поезд в далекий август - Зиновьев, командир батареи 1971 - Инспектор уголовного розыска - Петр Денисович Трофименко, полковник милиции 1971 - Звездный цвет 1971 - Всего три недели... - эпизод 1971 - Бумбараш - красноармеец Совков 1972 - Тайник у Красных камней - подполковник 1972 - Доверие - Ведерников 1972 - Вера, Надежда, Любовь - Прохоров, хозяин Трехгорной мануфактуры 1973-1983 - Вечный зов - Филимонов 1973 - Последний подвиг Камо - Каретников, начальник военной академии (нет в титрах) 1973 - Высокое звание - комиссар 1973 - Будни уголовного розыска - Петр Денисович, начальник колонии, полковник 1974 - Единственная дорога (Chained Drivers / Okovani šoferi) - генерал Цильке 1975 - Стрелы Робин Гуда (Robina Huda bultas) - Мельник 1975 - Капитан Немо - полковник Бунро 1975 - Единственная - Иван Гаврилович, начальник смены на автобазе 1975 - Вы Петьку не видели? - Николай Иванович, колхозник 1976 - Самый красивый конь - руководитель секции конного спорта 1976 - Два капитана - эпизод 1976 - Волшебный круг - начальник тюрьмы 1977 - Трясина - Илья Захарович, председатель 1977 - Талант - парторг АДВИ 1977 - Гарантирую жизнь - Олешко 1978 - Я хочу вас видеть (Ich will euch sehen) - Козловский 1979 - Жизнь прекрасна (Life Is Beautiful / Vita è bella, La) - комиссар 1979 - Выгодный контракт - Виктор Алексеевич Витковский, директор института 1980 - Расследование - генерал 1980 - Жизнь моя - армия - начальник политотдела 1981 - Ярослав Мудрый - Путша 1981 - Черный треугольник - Александр Сергеевич Рычалов, председатель Московской милиции (озвучил Вячеслав Шалевич) 1981 - Линия жизни - Алексей Алексеевич Хомяков 1982 - Казнить не представляется возможным - эпизод 1982 - Баллада о доблестном рыцаре Айвенго - аббат Эймер 1984 - Твое мирное небо 1984 - Берег его жизни - журналист 1985 - Черная стрела - трактирщик 1985 - Право любить - Бережков 1985 - По зову сердца - майор, член комиссии 1985 - Корабль пришельцев - член правительства и ЦК КПСС 1985 - Господин гимназист - солдат 1987 - Дни и годы Николая Батыгина - министр 1989 - Любовь с привилегиями - председатель Совета Министров 1990 - Война на западном направлении - военврач 1996 - Ермак - эпизод (нет в титрах) 2001 - Сыщики-1 - декан 2005 - Владимир Высоцкий. 205 дней (документальный) 2009 - Человек в кадре. Инна Ульянова (документальный) 2011 - Высоцкий. Вот и сбывается все. что пророчится... (документальный) 2014 - Подъемная сила (короткометражный) Награды и звания: Заслуженный артист РСФСР (9 июля 1980 года) — за заслуги в области советского киноискусства Заслуженный артист Украины (24 августа 2012 года) — за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, популяризацию её исторического наследия и современных достижений и по случаю 21-й годовщины независимости Украины Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны II степени Орден Дружбы народов Орден «За мужество» III степени (Украина) Орден Петра Великого I-ой степени Орден Александра Невского I-ой степени Орден «За веру и верность» Орден «За вклад в культуру» Орден «Слава нации» Орден «Во имя жизни на Земле» Медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «Ветеран труда» Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За оборону Сталинграда» Медаль «За оборону Кавказа» Медаль «В память 800-летия Москвы» Медаль «В память 850-летия Москвы» юбилейные, общественные и ведомственные ордена и медали СССР, РФ, зарубежные. Национальная премия "Признание" (2017) Почётный гражданин города Валуйки (Белгородская область) (1945) Почётный гражданин Старобешевского района Донецкой области (1965) Народный артист фабрики "Красный Октябрь" (1980)
Грани ДУШИ
Дупак Николай Лукьянович (род: 05.
10.1921 г. Украина) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, директор театров. Фронтовик, инвалид Отечественной войны. Заслуженный артист РСФСР (1980), Заслуженный артист Украины (2012).
Родители Лука Ильич и Анна Артёмовна вырастили и воспитали пятерых детей (Елизавета, Сергей, Ефросинья, Григорий, Николай). Отец прошёл всю 1-ую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом. Дед Илья Дупак геройски воевал с турками, освобождая Болгарию, отличился при обороне перевала Шипка в русско—турецкой войне 1877—1878 годов.
Вместе с семьей маленький Коля дважды пережил политические репрессии 1920-1930 гг. и жесточайший массовый голод 1932-1933 гг. (тогда в СССР от голода и связанных с ним болезней ежедневно умирали от 8 до 20 тысяч человек. Особенно большие человеческие жертвы голода были на Украине и в Поволжье). Его отец Дупак Лука Ильич был башковитым и трудолюбивым селянином, сумевшим благодаря упорству и трудолюбию всей семьи и собственной крестьянской смекалке и мастерству создать крепкое эффективное личное хозяйство с хорошим земельным наделом и подворьем, скотом и птицей, а также свой рыбный пруд. Семья Дупаков имела десяток лошадей и быков, хороший сельхозинвентарь и технику на конной тяге, а также хорошую собственную мельницу. Это позволяло самим (без привлечения батраков) успешно обрабатывать землю и собирать хорошие урожаи, а также иметь постоянный доход от услуг по помолу зерновых и рыбной ловли.
В конце 20-ых гг. ХХ века коллективизация и связанные с нею репрессии и "раскулачивания" затронули немало крепких крестьянских хозяйств, многие из которых были точнее более середняцкими, чем кулацкими. Арестовали и отца Коли, сослали в Архангельскую область, где он заготавливал строевой и крепёжный лес, необходимый для шахт Донбасса. Чудом, благодаря счастливому случаю и помощи других ссыльных, Луке Ильичу удалось вернуться на родину в нише-склепе, устроенной тайно в вагоне с лесом. Однако, через несколько лет кто-то донёс, что он "враг народа" и "на север" сослали уже всю семью. Везли в жуткой тесноте, холоде и голоде в "телячьих" вагонах-теплушках. Через год от простуды и болезни трагически умерла сестра Фрося, которой было всего 19 лет. Через какое-то время родственники отца вызволили детей, а потом на Украину вернулись и родители. Чтобы избежать повторных арестов и ссылок, родители решили перебраться из Сталина (Донецка) с оставшимися детьми в Таганрог. При выписке документов в сельсовете Коле специально изменили отчество и так он стал не Лукич, а Лукьянович. Это в какой-то мере позволило затеряться и избежать в дальнейшем клейма "сын врага народа", преследований и дискриминации связанных с таким опасным статусом и положением.
В школах Коля Дупак учился охотно и прилежно. С 1930 года принимал активное участие в школьных и районных спектаклях и театральных постановках, выступал со стихами и монологами на городских и региональных мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам и юбилейным торжествам. Несмотря на горестные и трагические события в жизни страны и своей семьи, репрессии и геноцид, инициированные лично "Отцом народов" и его приближёнными, Николай Дупак всегда сохранял любовь и преданность Родине, уважение и почитание к И.В.Сталину. В 1936 году с удовольствием и восхищением, стоя лично перед Иосифом Виссарионовичем выразительно и артистично читал ему стихотворную оду, восхваляющую гений и величие вождя, и как многие советские подростки вполне искренне и с любовью выражал ему благодарность "за наше счастливое детство". А в годы Великой Отечественной войны с именем Сталина на устах лихой кавалерист Николай Дупак устремлялся в атаку в боях за социалистическую Родину. Такие были времена, идеология и воспитание.
В 1935 году красивый и талантливый хлопец Николай Дупак был приглашен главным режиссёром Таганрогского драматического театра на роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедийной пьесе Мольера .
В 1937 году Николай Дупак поступил в театральное училище (г. Ростов-на-Дону) под руководством знаменитого режиссера, актера и педагога Юрия Александровича Завадского, где успел до войны закончить только три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы им. М. Горького, в котором блистали Марецкая Вера Петровна, Плятт Ростислав Янович, Мордвинов Николай Дмитриевич и другие знаменитости.
Дружил и жил в одной комнате с Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком, будущим знаменитым актером и режиссёром. Окончил Оперно-драматическую студию в Москве.
В 1939 году Дупак Н.Л. женился на красавице-актрисе, своей коллеге Алле Юрьевне Ванновской (1920-1966 гг.), дочери ведущего актёра Ростовского драмтеатра Ванновского Юрия Алексеевича. В войну она находилась с театром в эвакуации в глубоком тылу, к сожалению мужа с фронта не дождалась... После войны переехала с родными в Армению, работала в Ереванском русском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Заслуженная артистка Армянской ССР. Несколько раз была замужем, в том числе стала первой женой Армена Борисовича Джигарханяна.
Весной 1941 года Николай Дупак успешно прошёл кинопробы и единственный из всего училища был приглашен на главную роль в новый художественный фильм "Тарас Бульба" по одноименной повести Н.В.Гоголя, к съёмкам которого приступил мэтр отечественного кинематографа Александр Петрович Довженко. Тараса играл Амвросий Максимилианович Бучма, главный режиссер Киевского театра драмы имени Франко и прекрасный актер, Остапа - набиравший популярность Борис Фёдорович Андреев, который снимался у Александра Довженко ещё в "Щорсе". Начавшаяся война прервала ежедневные съёмки кино, порушила все планы и перспективы, ворвалась трагически и безжалостно в каждую советскую семью.
В июне 1941 мне было 19 лет, и я снимался в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у Довженко. Началась война. Ещё несколько дней мы собирались сниматься, но потом началась запись в народное ополчение. В него, кроме меня, вступили и сам Александр Петрович, и Борис Андреев, и Пётр Алейников. Отправили нас под Новоград-Волынский.
Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. Участник обороны Москвы, Сталинграда, сражений на других фронтах. С сентября по декабрь 1941 учился в Новочеркасском кавалерийском училище (НКККУКС). Новочеркасск тогда называли кузницей кадров советской кавалерии, так как Краснознаменные кавалерийские курсы усовершенствования командного состава базировались в этом городе, а с началом войны там стали по ускоренной программе ещё и подготавливать младших офицеров для кавалерийских частей РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) . Дупак Н.Л. зимой 1941 года с отличием выпустился в звании лейтенанта и был направлен под Москву на Западный фронт. С 16 марта 1942 года в составе 7-го кавалерийского корпуса (Брянский фронт), преобразованного Приказом НКО № 30 от 19 января 1943 года в 6-й гвардейский кавалерийский корпус. Гвардии старший лейтенант.
Прошёл боевой путь от курсанта до командира взвода разведки , а потом и командира гвардейского кавалерийского эскадрона (более 250 человек, в том числе помимо кавалеристов был пулеметный взвод, взвод бронебойщиков с противотанковыми ружьями ПТР и батарея легких пушек "сорокопяток").
В 1942 году был принят в ряды ВКП (б). Неоднократно отмечен поощрениями и благодарностями командования (в том числе от командующего армией, а впоследствии и фронтом Константина Константиновича Рокоссовского, главного инспектора кавалерии РККА генерал-полковника Оки Ивановича Городовикова, и др.). Награжден за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней и медалями.
Во время ожесточенных боев и сражений под ним было убито несколько лошадей. Семья трижды получала похоронки на него. Но лихой кавалерист выжил, хотя получил увечья и тяжёлые осложнения здоровья.
Лошади и врачи неоднократно спасали ему жизнь. Так однажды во время конного рейда и обстрела раненого молодого офицера, потерявшего сознание но удержавшегося в седле, верный конь почти десяток километров нес на себе пока не доставил к своим.
Другой конь Орсик через несколько месяцев принял на себя все осколки разорвавшейся под ним мины, закрыл и спас собой седока. Дупак получил легкое ранение и контузию, подлечился в госпитале в Москве и опять на фронт. Кстати, в конце излечения , выполнил просьбу командира корпуса и раздобыл духовые инструменты для оркестра боевого кавалерийского соединения, проявив находчивость и сообразительность.
Однажды зимой в ходе ожесточенного боя и захлебнувшейся атаки нашей кавалерии, Дупак Н.Л. был ранен и без сознания пролежал 6 часов на поле боя на нейтральной полосе. Гитлеровцы кинжальным огнем простреливали всю территорию. Отчаянной храбрости и самоотверженности человек, дивизионный военврач лейтенант Аронов Ефим Ильич ночью под обстрелом ползал среди трупов и выискивал тех наших солдат и офицеров, кто имел хоть какие-то признаки жизни. Нашёл и выяснив, что есть слабый пульс и дыхание, на себе ползком на плащпалатке вытащил Николая Дупака к своим. После операции и госпиталя Дупак опять вернулся в строй и продолжил воевать с ненавистным врагом. Однако ранение и многие часы на холоде и мёрзлой земле, длительное переохлаждение привели к тому, что впоследствии развилось сильнейшее осложнение лёгких и туберкулез, а также остеомиелит ноги.
Замечательный человек и талантливый врач-хирург Аронов Е.И. несколько военных лет спасал на поле боя и операционном столе кавалеристов своего полка и корпуса. Несколько раз ранен, на его счету тысячи успешных операций. Недаром китель военврача заслуженно украшали многие ордена и медали, среди которых четыре ордена "Красной Звезды".
Был и такой случай, когда лошадь, запряженная в волокуши, на которых находился раненый Николай Дупак, оторвалась в ходе длительной погони вместе с сопровождавшим командира ординарцем от преследования фашистов, прорвавших фронт, и вывезла его на пределе сил из опасного участка. Как оказалось, эсесовцы, прорвав нашу оборону, захватили несколько населенных пунктов и вырезали, зверски расстреляв всех раненых и персонал советского медсанбата, куда везли раненого Дупака. Его в очередной раз посчитали убитым и отправили печальное известие родным. Очень долго в родной части считали погибшим Дупака, горевали о нелепой смерти в расстрелянном медсанбате, добрыми словами вспоминая лихого комэска и поминая чаркой и минутой молчания. И лишь в 60-ые годы Николай Лукьянович Дупак воскрес для однополчан. Произошла очередная история, достойная стать замечательным эпизодом в киношедевре: бывший полковой военврач Аронов Е.И., приехав на автомобиле "Скорой помощи" по вызову к одной из зрительниц в театр на Таганке, после оказания медпомощи, обратил внимание на портрет в фойе театра, на котором был изображен человек, так удивительно похожий на его погибшего однополчанина. Когда ему объяснили, что это портрет директора театра Дупака Николая Лукьяновича, то Аронов бросился к нему в кабинет, где и произошла радостная встреча боевых побратимов. А потом однополчане уже ежегодно встречались и на площади у Большого театра, и в Александровском саду и в музее боевой славы 6-го гвардейского кавалерийского корпуса. К слову сказать, в этом же прославленном корпусе воевал и наш замечательный кинорежиссёр Ростоцкий Станислав Иосифович (друг и товарищ Дупака). Кстати, идея снять фильм "А зори здесь тихие" пришла к Ростоцкому после того, как он несколько раз побывал в театре на Таганке, где по совету и настоянию Дупака и с его помощью Юрий Любимов поставил спектакль по одноименной повести Бориса Васильева. Замечательный спектакль по замечательной повести замечательного автора-фронтовика.
В боях был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу) и один раз контужен, терял слух и речь. Получил инвалидность и после госпиталя был комиссован из армии. Но перед этим лечился в госпиталях в Мичуринске, Москве, Куйбышеве, Чапаевске, Актюбинске. В Актюбинске произошло несколько интересных и значимых событий. Во-первых, нечаянная встреча в госпитале с доставленным туда неделей раньше раненым родным братом Сергеем. Во-вторых, чуть отойдя от ранений и ещё не оправившись, но уже начав ходить на костылях, офицер Дупак Н.Л. организует в госпитале и Дворце культуры постановку нескольких спектаклей и концертов, собранные средства от которых направляют на строительство целого танка Т-34. В-третьих, там он случайно повстречался с режиссером Александром Давидсоном, который был помощником у Александра Довженко, и который через Постпредство УкрССР вызвал комиссованного героя-инвалида с актерским прошлым в Москву для участия в съемках фильма "Украина в огне". Несмотря на инвалидность и увольнение из армии Дупак не смирился с положением калеки-пенсионера. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Что позволило ему вернуться в актёрскую профессию. Его зачислили актером на «Мосфильм».
Война чудовищным и жестоким образом прокатилась по стране и миру, нанесла громаднейший урон миллионам семей. В партизанском отряде погиб старший брат Григорий, замучена карателями мать, умер отец, безвестно пропала сестра. Изувечен неоднократно физически и морально сам Николай Лукьянович.
C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром театра имени К.С.Станиславского ( основан в 1935 году как оперно-драматическая студия К. С. Станиславского, преобразован в 1946 году в Оперно-драматический театр имени К.С.Станиславского, а в 1948 году в Московский драматический театр имени К.С.Станиславского, с 2013 года - Электротеатр Станиславский). Параллельно с работой в кино и в спектаклях активно занимался общественной работой в театре, был секретарем комсомольской, а потом и партийной организации театра; после случайной скоропостижной смерти директора исполнял обязанности руководителя театра. С коллегами и подчинёнными сложились замечательные отношения.
Через несколько лет после войны Николай Лукьянович женился на Вере Васильевне Чапаевой (Камишкерцевой) младшей приёмной дочери легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. С ней его познакомил её старший сводный брат Александр Васильевич Чапаев. К сожалению, она не могла иметь детей и через двадцать лет этот брак распался... С третьей своей женой Раисой Михайловной Дупак прожил более сорока лет до её смерти, наступившей в 2009 году в результате врачебной ошибки. Через год трагически погибли дочь Елена и внучка Анастасия. Дочь Оксана Николаевна (актриса, театральный директор) и внук Адриано живут в Москве.
C 1963 до 1977 и с 1978 по 1990 гг. актер и директор Театра на Таганке (разделившегося в 1993 году на два отдельных театра: Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки).
В 1963 году Дупак Н.Л. был назначен директором малопопулярного тогда Московского государственного театра драмы и комедии, ставшего вскоре легендарным Театром на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру.
Весной 1964 года пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя Юрия Петровича Любимова, работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. Там в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил второй спектакль - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Этот спектакль понравился Дупаку и он уговорил Любимова, хотя тот намеревался переехать на работу в подмосковный городок Дубна (с населением около 30 тысяч человек на тот момент), где ему обещали выделить здание Дома культуры для театральных постановок и предоставить хорошую квартиру.
Николай Дупак не только умел находить людей и разглядеть талант, но и умел находить убедительные аргументы и доводы для приглашаемых им сотрудников. Вместе с Юрием Любимовым и артистами, благодаря слаженной и кропотливой работе всего коллектива театра ему удалось сделать Таганку самым популярным театром страны, получившим не только всесоюзную, но и мировую известность.
Николай Лукьянович весьма талантливо и умело руководил театром, организовывал нужное строительство и ремонт, зарубежные и союзные гастроли, несмотря на многочисленные бюрократические и идеологические препоны, грамотно выстраивал репертуар. Подбирал и приглашал актёров и постановщиков, художников, выбивал им ставки и доплаты, квартиры и дачи, отпуска и путевки. Старался обеспечить сотрудников театра жильем в радиусе одного километра от места работы.
Огромной удачей и даром судьбы считает приход в театр Владимира Семёновича Высоцкого, которого принял на работу, несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова. На протяжении 16 лет поддерживал талантливого поэта и замечательного актера, всячески противодействуя его увольнению и предоставляя ему возможности для киносъёмок и поездок на гастроли. Высоцкий написал почти тысячу стихотворений и песен, большая часть из которых созданы в период работы в театре на Таганке. Большая часть его театральных ролей и кинематографических работ относится также к этому "Таганскому" периоду.
Н.Л. Дупак и Ю.П. Любимов неоднократно выдвигали Владимира Высоцкого на присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако, "наверху" фамилию Высоцкого обычно вычеркивали первой...
Театр на Таганке может похвастаться большим звездным составом.
Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским, Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Таганке таланты Боровского ещё более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград.
Дупак повсеместно старался создавать актерам и другим сотрудникам театра такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения. Помогал и поддерживал талантливых коллег, добивался достойного награждения их званиями и наградами. В 1960—1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени в условиях "холодной войны" и "железного занавеса" было очень большой редкостью.
Работая главным руководителем Театра на Таганке, Дупак Николай Лукьянович, принципиально, чтобы не использовать служебное положение отказался навсегда от ролей в спектаклях Таганки. В кино же продолжил работы, снявшись в десятках кинофильмов. Хотя многократно отказывался иногда от привлекательных и интересных приглашений известных режиссёров, в том числе и главных ролей. Так как фронтовые ранения и связанные с ними осложнения не позволяли сниматься в некоторых фильмах. К тому же насущные обязанности руководителя театра и начатые им грандиозные строительные проекты и реконструкции не располагали к отвлечению на длительные киноэкспедиции и съёмки.
Партнёрами по работе в кино были замечательные отечественные актёры.
Неоднократно посчастливилось сниматься в странах дальнего зарубежья: Италии, Франции, Югославии, Испании, Португалии и др. Здесь его партнёрами по фильмам были Орнелла Мути, Джанкарло Джаннини, Стефано Медия, Любиша Йованович, Вьекослав Африч, Душан Яницижевич, Драгомир Боянич и др.
Диапазон ролей широкий и яркий: от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции, от простых ратников до воеводы, от адъютанта до Председателя Совета министров СССР.
В 1977—1978 годах — директор Театра на Малой Бронной (ушёл из-за конфликта со своим подчиненным Юрием Любимовым, всячески стремившемся стать не только худруком, но и директором театра; вернулся по убедительной просьбе Любимова и труппы театра). Однако за этот год с небольшим (500 дней) сумел сделать много полезного и важного для театра на Малой Бронной: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки, квартиры нуждающимся актёрам ( Олег Иванович Даль, Леонид Сергеевич Броневой, Алексей Васильевич Петренко и др.).
"Дупак - просто святой человек, нет таких больше и не будет, кто слово дурное скажет о нем - пойти и морду набить подлецу", - объяснял Народный артист СССР Лев Константинович Дуров. А вот Александр Шалвович Пороховщиков как-то обосновал подробнее: "Любимов - гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак! Да и на Таганку привел его Дупак, - просто посмотрел "Добрый человек из Сезуана" - и нашел в себе твердость начальству сказать: "Любимов!" Мог бы сказать Фоменко, кстати… Когда он на год на Малую Бронную ушел - Таганка едва не накрылась медным тазом, - одни проваленные парижские гастроли чего стоили, после чего Любимов зачем-то Демичеву министру культуры нахамил, - испугался и написал покаянное письмо Брежневу, тот и распорядился "Любимову помочь, Дупака вернуть!" Любимова таганский народ боялся, Дупака уважал!"
Гениальный актер и видный театральный деятель Александр Александрович Калягин, который очень болезненно и нынче вспоминает тему своего ухода с Таганки, когда начинал свой проект театра «Et Cetera» звал Дупака к себе, несмотря на солидный возраст, но тот помогал просто без должностей, и позже нынешний Председатель Союза театральных деятелей сказал: «Это тот человек, про которого можно сказать, что он способен сделать любое дело, за которое бы не брался: есть Дупак - есть театр. Он прекрасный актер и себе бы мог выписать любое звание, организовать квартиру, машину, - но почему-то это постоянно делал для других!»
Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко, долго бывший членом Художественного совета Театра на Таганке отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделен щедро. Любить актеров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт – это тоже талант. Причем талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака – явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства».
Николай Лукьянович Дупак является главным и непосредственным организатором и руководителем, автором и вдохновителем проектирования и строительства большого театрального комплекса на Таганке, отмеченного в конце 80-ых годов Государственной премией СССР.
Много лет в 1950-2000 гг. на общественных началах работал народным депутатом в нескольких райсоветах Москвы, в Советском фонде мира. Во время подготовки и проведения Олимпиады-80 активно работал в её оргкомитете, отвечая за работу с иностранными делегациями в рамках культурно-развлекательных мероприятий в столице. 25 июля 1980 года, в самый разгар главного мирового спортивного форума, неожиданно умер Владимир Семёнович Высоцкий и Николай Лукьянович руководил организацией и проведением похорон «Пушкина ХХ века». Выбил, подключив связи и авторитет, престижное место на Ваганьковском кладбище, организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.
В 1990-ом, на 70-ом году жизни Николай Лукьянович принял решение оставить пост директора и уйти из Театра на Таганке. В 1990—2000-е гг. работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. Примечательный факт: в 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и его драматического разделения на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки) коллектив театра Содружество актёров Таганки обратился с письмом-приглашением к Николаю Лукьяновичу Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Однако Дупак Н.Л. поставил условие, что он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Театр не объединился и Дупак отказался от поста директора.
При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В.С.Высоцкого, Дом русского зарубежья им А.И.Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В 2001 году был Почётным гостем и членом жюри XIII Международного театрального фестиваля в Каире (Египет).
Инвалид Великой Отечественной войны.
Более 90 театральных ролей, 79 ролей в кино, десятки поставленных спектаклей.
Именем Николая Дупака названа одна из малых планет.
Несмотря на свой значительный возраст и тяжелые ранения, Николай Лукьянович Дупак по сей день сохраняет удивительную силу и энергичность, память и жизнерадостность. Активно участвует в общественной ветеранской работе, военно-патриотическом воспитании молодежи, ежедневно сам водит автомобиль. Своей живучей крепостью, силой и красотой он похож на мощный и стройный дуб, посаженный им лично полвека назад перед входом в новое здание Театра на Таганке.
Фильмография
1942 - Годы молодые - Федя
1944 - Однажды ночью - Саша Санников, младший лейтенант
1946 - В горах Югославии - адъютант Тито (нет в титрах)
1956 - Сорок первый - Андрей Чупилко
1956 - Без вести пропавший - Мирослав Дрозда, чех
1957 - Правда - Иванов
1957 - Партизанская искра - Замурин, военнопленный
1957 - Конец Чирвы-Козыря - Антон Ромашка, середняк
1959 - Мальчики - Иван Лукич, учитель физики
1959 - Его поколение - Ларин
1959 - Друзья-товарищи - Кушнир
1963 - Мамочка и два трутня (короткометражный) - Павлуша
1967 - Железный поток - Волосатов, комполка
1968 - Служили два товарища - командующий армией
1968 - Интервенция - Барбару
1968 - Жил человек - эпизод
1969 - Засада - Архипов
1970 - О друзьях-товарищах - Тарасов Олег Владимирович, заговорщик
1971 - Поезд в далекий август - Зиновьев, командир батареи
1971 - Инспектор уголовного розыска - Петр Денисович Трофименко, полковник милиции
1971 - Звездный цвет
1971 - Всего три недели... - эпизод
1971 - Бумбараш - красноармеец Совков
1972 - Тайник у Красных камней - подполковник
1972 - Доверие - Ведерников
1972 - Вера, Надежда, Любовь - Прохоров, хозяин Трехгорной мануфактуры
1973-1983 - Вечный зов - Филимонов
1973 - Последний подвиг Камо - Каретников, начальник военной академии (нет в титрах)
1973 - Высокое звание - комиссар
1973 - Будни уголовного розыска - Петр Денисович, начальник колонии, полковник
1974 - Единственная дорога (Chained Drivers / Okovani šoferi) - генерал Цильке
1975 - Стрелы Робин Гуда (Robina Huda bultas) - Мельник
1975 - Капитан Немо - полковник Бунро
1975 - Единственная - Иван Гаврилович, начальник смены на автобазе
1975 - Вы Петьку не видели? - Николай Иванович, колхозник
1976 - Самый красивый конь - руководитель секции конного спорта
1976 - Два капитана - эпизод
1976 - Волшебный круг - начальник тюрьмы
1977 - Трясина - Илья Захарович, председатель
1977 - Талант - парторг АДВИ
1977 - Гарантирую жизнь - Олешко
1978 - Я хочу вас видеть (Ich will euch sehen) - Козловский
1979 - Жизнь прекрасна (Life Is Beautiful / Vita è bella, La) - комиссар
1979 - Выгодный контракт - Виктор Алексеевич Витковский, директор института
1980 - Расследование - генерал
1980 - Жизнь моя - армия - начальник политотдела
1981 - Ярослав Мудрый - Путша
1981 - Черный треугольник - Александр Сергеевич Рычалов, председатель Московской милиции (озвучил Вячеслав Шалевич)
1981 - Линия жизни - Алексей Алексеевич Хомяков
1982 - Казнить не представляется возможным - эпизод
1982 - Баллада о доблестном рыцаре Айвенго - аббат Эймер
1984 - Твое мирное небо
1984 - Берег его жизни - журналист
1985 - Черная стрела - трактирщик
1985 - Право любить - Бережков
1985 - По зову сердца - майор, член комиссии
1985 - Корабль пришельцев - член правительства и ЦК КПСС
1985 - Господин гимназист - солдат
1987 - Дни и годы Николая Батыгина - министр
1989 - Любовь с привилегиями - председатель Совета Министров
1990 - Война на западном направлении - военврач
1996 - Ермак - эпизод (нет в титрах)
2001 - Сыщики-1 - декан
2005 - Владимир Высоцкий. 205 дней (документальный)
2009 - Человек в кадре. Инна Ульянова (документальный)
2011 - Высоцкий. Вот и сбывается все. что пророчится... (документальный)
2014 - Подъемная сила (короткометражный)
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (9 июля 1980 года) — за заслуги в области советского киноискусства
Заслуженный артист Украины (24 августа 2012 года) — за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, популяризацию её исторического наследия и современных достижений и по случаю 21-й годовщины независимости Украины
Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени
Орден Дружбы народов
Орден «За мужество» III степени (Украина)
Орден Петра Великого I-ой степени
Орден Александра Невского I-ой степени
Орден «За веру и верность»
Орден «За вклад в культуру»
Орден «Слава нации»
Орден «Во имя жизни на Земле»
Медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
юбилейные, общественные и ведомственные ордена и медали СССР, РФ, зарубежные.
Национальная премия "Признание" (2017)
Почётный гражданин города Валуйки (Белгородская область) (1945)
Почётный гражданин Старобешевского района Донецкой области (1965)
Народный артист фабрики "Красный Октябрь" (1980)