08.1945 г. Москва) — советский и российский кинодраматург, художник, киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный художник РСФСР (1983), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2016). Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. И сегодня, перешагнув 70-летний рубеж, Александр Адабашьян остается верен профессии – работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и теперь уже изредка появляется на экране как актер. Заслуженный художник РСФСР (1983). Заслуженный деятель искусств РФ (2016). Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк. Александр учился в спецшколе с углубленным французским языком. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке. Но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище. С первого раза поступить не получилось, Александр Артемович устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной – юношу приняли на факультет худобработки металлов. Но вскоре студента призвали в армию, 3 года Александр прослужил в ракетных войсках. После демобилизации Адабашьян продолжил обучение. Летнюю практику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. С Никитой Михалковым художника связывает дружба с 14-летнего возраста. Во многом благодаря влиянию Михалкова Адабашьян и начал работать в кино. Фильмы Александр Адабашьян пришел в кино в 1971 году. В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них – сценарии к «Пяти вечерам», «Транссибирскому экспрессу» и «Неоконченной пьесе для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус». Актерская карьера Александра Адабашьяна началась в 1974 году. В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей Александра и запоминающиеся - дворецкий Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса и его культовая фраза «Овсянка, сэр!», режиссер немого кино в киноленте «Раба любви». В фильмографии Адабашьяна-актера – 64 работы в разножанровых картинах. Александр Артемович сыграл в телевизионной повести «Город принял», картине-притче «Присутствие». В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Берлиоза. Артист считает Берлиоза талантливым болтуном и циником, удивляется, что режиссер не стал менять внешность актера – лишь взлохматил тому волосы. Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав режиссерской работой во Франции. Художник называет первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо», но тот получился далеким от романа. На уточняющие вопросы сценарист отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар». Затем в режиссерской карьере Александра Адабашьяна был десятилетний перерыв. В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым театр потом объехал четыре континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала». В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера – из длинного перечня фамилий он выбрал Адабашьяна. Актеры любят режиссера Александра Артемовича за деликатность, тактичность, открытость и талант. Александр Адабашьян – лауреат ряда премий за вклад в развитие кино, актерскую и режиссерскую деятельность. Личная жизнь Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Молодые люди поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом – художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместных фото пары в открытом доступе не сохранилось. Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом – у Адабашьяна две взрослых дочери Екатерина и Александра и шестеро внуков. Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься. А Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника. Александр Артемович почти не смотрит телевизор – только спортивные новости и матчи, не читает современную литературу и не смотрит американское кино, зато с удовольствием обращается к русской классике. Любимой книгой, которую готов постоянно перечитывать, Александр Артемович называет роман Л. Толстого «Война и мир». Адабашьян любит повторять, что отстал от времени, «сошел на промежуточной станции и застрял там». Александр Адабашьян сейчас В 2016 году Александр снялся в трех картинах. В детском фильме «Жили-были мы», для которого создал также и сценарий, артист исполнил роль деда Данилы, представ перед зрителями в образе лесного жителя с пушистой бородой и шевелюрой. Других героев приключенческой истории в пересказе маленькой девочки Маруси (Соня Галишникова) сыграли Леонид Бичевин, Светлана Иванова, Дмитрий Певцов,Елена Сафонова. Фильм готовится к показу на кинофестивале-конкурсе детского и юношеского кино «Киновертикаль», который состоится в Саратове в первых числах октября 2017 года. В этом же году Александр перевоплотился в эмигранта Льва Эммануиловича Чижа в исторической мелодраме «Герой», в которой речь пошла о любви, вспыхнувшей между княжной Верой Чернышевой (Светлана Иванова) и поручиком Андреем Долматовым (Дима Билан). На пути друг к другу молодым людям пришлось преодолеть множество преград – баталии Первой мировой войны, падение Российской империи, гражданскую войну. В российском прокате кинолента собрала $ 1,5 млн. В комедийном сериале «Бедные люди» с Ольгой Бузовой в главной роли Адабашьян предстал в образе издателя Шорохова. Ситком режиссера Жанны Кадниковой, в котором рассказывается о писателе-неудачнике из Питера (Дмитрий Лысенков), нанятом в литературное рабство к звезде «Дома-2», стартовал на телеканале «ТНТ» в апреле 2016 года. В начале августа 2017 года на телеканале «Россия-1» стартовал показ детективного сериала «Точки опоры», созданного режиссером Павлом Снисаренко по мотивам произведений Татьяны Устиновой. Александр Адабашьян вошел в четверку главных героев фильма, исполнив роль старичка-антиквара Якова Моисеевича. Остальных персонажей, лихо раскрывающих запутанные преступления – Дениса Негривецкого, Дмитрия Астрова, аспирантку Александру – сыграли Александр Лазарев (мл.), Станислав Дужников и Елена Захарова соответственно. Сейчас Александр Адабашьян работает над новыми кинолентами -«Грибоедов» о жизни русского дипломата и литератора и «Собибор» о восстании советских военнопленных в фашистском лагере смерти в 1943 году. В новых проектах Александр Артемович выступил в качестве сценариста. Фильмография 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих» 1975 — «Раба любви» 1981 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» 1981 — «Родня» 1995 — «Московские каникулы» 2005 — «Мастер и Маргарита» 2010 — «Утомленные солнцем – 2. Предстояние» 2014 — «Солнечный удар» 2016 — «Жили-были мы» 2016 – «Бедные люди» 2017 – «Точки опоры»
Грани ДУШИ
Адабашьян Александр Артёмович (род: 10.
08.1945 г. Москва) — советский и российский кинодраматург, художник, киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный художник РСФСР (1983), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2016).
Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. И сегодня, перешагнув 70-летний рубеж, Александр Адабашьян остается верен профессии – работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и теперь уже изредка появляется на экране как актер. Заслуженный художник РСФСР (1983). Заслуженный деятель искусств РФ (2016).
Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.
Александр учился в спецшколе с углубленным французским языком. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке. Но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище.
С первого раза поступить не получилось, Александр Артемович устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной – юношу приняли на факультет худобработки металлов. Но вскоре студента призвали в армию, 3 года Александр прослужил в ракетных войсках. После демобилизации Адабашьян продолжил обучение.
Летнюю практику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. С Никитой Михалковым художника связывает дружба с 14-летнего возраста. Во многом благодаря влиянию Михалкова Адабашьян и начал работать в кино.
Фильмы
Александр Адабашьян пришел в кино в 1971 году. В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них – сценарии к «Пяти вечерам», «Транссибирскому экспрессу» и «Неоконченной пьесе для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».
Актерская карьера Александра Адабашьяна началась в 1974 году. В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей Александра и запоминающиеся - дворецкий Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса и его культовая фраза «Овсянка, сэр!», режиссер немого кино в киноленте «Раба любви».
В фильмографии Адабашьяна-актера – 64 работы в разножанровых картинах. Александр Артемович сыграл в телевизионной повести «Город принял», картине-притче «Присутствие». В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Берлиоза. Артист считает Берлиоза талантливым болтуном и циником, удивляется, что режиссер не стал менять внешность актера – лишь взлохматил тому волосы.
Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав режиссерской работой во Франции. Художник называет первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо», но тот получился далеким от романа. На уточняющие вопросы сценарист отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар». Затем в режиссерской карьере Александра Адабашьяна был десятилетний перерыв.
В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым театр потом объехал четыре континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала».
В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера – из длинного перечня фамилий он выбрал Адабашьяна.
Актеры любят режиссера Александра Артемовича за деликатность, тактичность, открытость и талант.
Александр Адабашьян – лауреат ряда премий за вклад в развитие кино, актерскую и режиссерскую деятельность.
Личная жизнь
Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Молодые люди поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом – художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместных фото пары в открытом доступе не сохранилось.
Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом – у Адабашьяна две взрослых дочери Екатерина и Александра и шестеро внуков.
Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься. А Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.
Александр Артемович почти не смотрит телевизор – только спортивные новости и матчи, не читает современную литературу и не смотрит американское кино, зато с удовольствием обращается к русской классике. Любимой книгой, которую готов постоянно перечитывать, Александр Артемович называет роман Л. Толстого «Война и мир». Адабашьян любит повторять, что отстал от времени, «сошел на промежуточной станции и застрял там».
Александр Адабашьян сейчас
В 2016 году Александр снялся в трех картинах. В детском фильме «Жили-были мы», для которого создал также и сценарий, артист исполнил роль деда Данилы, представ перед зрителями в образе лесного жителя с пушистой бородой и шевелюрой. Других героев приключенческой истории в пересказе маленькой девочки Маруси (Соня Галишникова) сыграли Леонид Бичевин, Светлана Иванова, Дмитрий Певцов,Елена Сафонова. Фильм готовится к показу на кинофестивале-конкурсе детского и юношеского кино «Киновертикаль», который состоится в Саратове в первых числах октября 2017 года.
В этом же году Александр перевоплотился в эмигранта Льва Эммануиловича Чижа в исторической мелодраме «Герой», в которой речь пошла о любви, вспыхнувшей между княжной Верой Чернышевой (Светлана Иванова) и поручиком Андреем Долматовым (Дима Билан). На пути друг к другу молодым людям пришлось преодолеть множество преград – баталии Первой мировой войны, падение Российской империи, гражданскую войну. В российском прокате кинолента собрала $ 1,5 млн.
В комедийном сериале «Бедные люди» с Ольгой Бузовой в главной роли Адабашьян предстал в образе издателя Шорохова. Ситком режиссера Жанны Кадниковой, в котором рассказывается о писателе-неудачнике из Питера (Дмитрий Лысенков), нанятом в литературное рабство к звезде «Дома-2», стартовал на телеканале «ТНТ» в апреле 2016 года.
В начале августа 2017 года на телеканале «Россия-1» стартовал показ детективного сериала «Точки опоры», созданного режиссером Павлом Снисаренко по мотивам произведений Татьяны Устиновой. Александр Адабашьян вошел в четверку главных героев фильма, исполнив роль старичка-антиквара Якова Моисеевича. Остальных персонажей, лихо раскрывающих запутанные преступления – Дениса Негривецкого, Дмитрия Астрова, аспирантку Александру – сыграли Александр Лазарев (мл.), Станислав Дужников и Елена Захарова соответственно.
Сейчас Александр Адабашьян работает над новыми кинолентами -«Грибоедов» о жизни русского дипломата и литератора и «Собибор» о восстании советских военнопленных в фашистском лагере смерти в 1943 году. В новых проектах Александр Артемович выступил в качестве сценариста.
Фильмография
1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
1975 — «Раба любви»
1981 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей»
1981 — «Родня»
1995 — «Московские каникулы»
2005 — «Мастер и Маргарита»
2010 — «Утомленные солнцем – 2. Предстояние»
2014 — «Солнечный удар»
2016 — «Жили-были мы»
2016 – «Бедные люди»
2017 – «Точки опоры»