В последние годы все большую популярность завоевывают восточные сады, в частности японские. Я расскажу о собственном опыте проектирования небольшого японского садика.
Хитрости планирования
Прежде чем приступить к созданию сада, даже самого простого, необходимо составить детальный план, чтобы в процессе его реализации не сбиться с намеченного пути и получить желаемый результат. Время, потраченное на создание плана, компенсируется на этапе претворения проекта в жизни.
Участок, на котором решено было создать японский сад, был небольшой, но стратегически важный – вход в дом. С другой стороны, место не очень удачное – закрытый участок, граничащий со стеной гаража и соседским забором. Это необходимо было учитывать в первую очередь.
На этапе планирования было сделано несколько фотографий, одна, наиболее информативная, отражающая взгляд человека выходящего из дома, была взята за основу.
Самый простой вариант создания проекта в домашних условиях – это использование фото и кальки, на которой можно сделать наброски сада. Наложение кальки на фото позволит вам лучше представить, как будет выглядеть ваш сад в действительности. Если вы работаете на компьютере, для проектирования можно использовать любой графический редактор.
Холст для картины
Итак, процесс создания проекта пошел! В моем случае, в первую очередь необходимо было решить, что делать с фоном. Стена гаража и забор – не лучший вариант для японского сада! Сажать живую изгородь, делать вертикальное озеленение – не вариант, больно уж маленький участок. Было решено сделать экранное ограждение из бамбука. Такая изгородь послужит холстом, на котором будет нарисована картина сада.
В основе - контраст
Прежде чем начать рисовать, нужно визуально разделить участок на три части, этим определив передний, средний и задний планы. Хотя японские сады и выглядят очень естественно, в их основе лежит тщательно продуманная схема размещения объектов. Одним из основных правил создания любого сада, в том числе и японского, является контраст: - открытого и закрытого пространства (для этого всегда необходимо оставлять достаточно свободного места, даже в самом маленьком саду, и не пытаться заполнить каждый сантиметр поверхности); - текстур (гладкая и шершавая поверхности); - цвета (темные и светлые тона); - формы (крупные и мелкие детали).
Цветовое решение
Японские сады очень часто бывают одноцветными, так как считается, что этим достигается наивысшая степень воздействия на воображение зрителя, а пестрота утомляет взор. Для японского сада в районе Санкт-Петербурга, с его зачастую серым, низким небом, когда физически не хватает солнца и ярких красок, сад решено было сделать цветным. Для этого использовалась жимолость каприфоль, низкорослые рододендроны, верески и хосты.
Передний план
Рассмотрим вариант на самой первой схеме. Основной элемент переднего плана - три камня, которые сразу же привлекают к себе внимание зрителя. Камни в японских садах имеют огромное значение – это не просто красивый элемент дизайна, это символ природы: гор, скал, островов. Для этого не годятся камни найденные на обочине дороги и в соседнем овраге, лучше воспользоваться услугами фирм, поставляющих камни для ландшафтного дизайна. Не обязательно выбирать камень с красивой, яркой расцветкой, лучше отдать предпочтение тем, которые имеют интересную форму и эффектно сформированную поверхность. В композиции должно быть нечетное количество камней, в японских садах наиболее часто используется 3, 5, 7 штук. В нашем, маленьком саду, используется 3 камня.
Вокруг камней сделана гравийная отсыпка, которая символизирует море. В настоящих японских садах для придания композиции динамики на гравии делают рисунок специальными граблями. Начинающим садовым мастерам я не советую так поступать, потому что некачественно сделанный рисунок смотрится гораздо хуже, чем его полное отсутствие. Да и ухаживать за таким «морем» гораздо сложнее (например, убирать попавшие на поверхность листья).
Второй элемент переднего плана – дорожка, уходящая вдаль. И, хотя расстояние на которое удаляется дорожка невелико, эффект дальности усилен за счет того, что каждый следующий уложенный камень меньше предыдущего.
Травяные газоны в японских садах не используют, за основу берут почвопокровные растения и мхи. Мох можно заменить мшанкой, которая очень естественно вписывается в ландшафт японского сада.
Средний план
Для того, чтобы расширить пространство и подвести зрителя к композиции из чаши для ритуального омовения и фонаря, средний план не загружен декоративными элементами и оставлен свободным. Только по краям посажены растения. Слева - карликовая форма сосны (не указываю конкретный сорт, так как каждый может выбрать для себя наиболее понравившийся и имеющийся в наличии в садовом центре). Справа - небольшое «озеро» с горной, плоской вершиной в середине и кустиками вереска за ним.
Задний план
Задний план сделан таким образом, чтобы взгляд зрителя не упирался в угол ограждения, а был размыт зеленой массой. В качестве такого элемента можно использовать жимолость каприфоль или актинидию коломикта. Девичий виноград нежелателен, так как он очень быстро разрастается и листья у него слишком крупные для такого маленького участка. Жимолость каприфоль является так же фоном для композиции из чаши для умывания и каменного фонаря.
Чтобы композиция сразу не бросалась в глаза, а как бы постепенно открывалась для зрителя, она с одной стороны прикрыта папоротником, а с другой - кустиками бересклета. Рядом находятся несколько растений хосты. В японском саду не рекомендуется высаживать ярко-окрашенные растения. Поэтому лучше сделать акцент на форму листьев и куста. В эту композицию можно добавить и бадан. Переведя взгляд вправо, мы видим ряд рододендронов, столь типичных для японского сада. Замыкает ряд туя колонновидная. Она прикрывает опору забора и уравновешивает вертикальные акценты всей композиции.
Послесловие
В завершении хочется сказать: не стремитесь абсолютно точно копировать традиционный стиль! Зачастую это невозможно, так как не все растения могут расти в вашей климатической зоне, камни выглядят иначе... Просто, пусть идеи другой культуры будут источником вдохновения для создания вашего сада.
Ольга Нощенко, цветовод-любитель. Санкт-Петербург – Варна. Схемы и фото автора.
Современная усадьба
Японский сад своими руками
Хитрости планирования
Прежде чем приступить к созданию сада, даже самого простого, необходимо составить детальный план, чтобы в процессе его реализации не сбиться с намеченного пути и получить желаемый результат. Время, потраченное на создание плана, компенсируется на этапе претворения проекта в жизни.
Участок, на котором решено было создать японский сад, был небольшой, но стратегически важный – вход в дом. С другой стороны, место не очень удачное – закрытый участок, граничащий со стеной гаража и соседским забором. Это необходимо было учитывать в первую очередь.
На этапе планирования было сделано несколько фотографий, одна, наиболее информативная, отражающая взгляд человека выходящего из дома, была взята за основу.
Самый простой вариант создания проекта в домашних условиях – это использование фото и кальки, на которой можно сделать наброски сада. Наложение кальки на фото позволит вам лучше представить, как будет выглядеть ваш сад в действительности. Если вы работаете на компьютере, для проектирования можно использовать любой графический редактор.
Холст для картины
Итак, процесс создания проекта пошел! В моем случае, в первую очередь необходимо было решить, что делать с фоном. Стена гаража и забор – не лучший вариант для японского сада! Сажать живую изгородь, делать вертикальное озеленение – не вариант, больно уж маленький участок. Было решено сделать экранное ограждение из бамбука. Такая изгородь послужит холстом, на котором будет нарисована картина сада.
В основе - контраст
Прежде чем начать рисовать, нужно визуально разделить участок на три части, этим определив передний, средний и задний планы. Хотя японские сады и выглядят очень естественно, в их основе лежит тщательно продуманная схема размещения объектов. Одним из основных правил создания любого сада, в том числе и японского, является контраст:
- открытого и закрытого пространства (для этого всегда необходимо оставлять достаточно свободного места, даже в самом маленьком саду, и не пытаться заполнить каждый сантиметр поверхности);
- текстур (гладкая и шершавая поверхности);
- цвета (темные и светлые тона);
- формы (крупные и мелкие детали).
Цветовое решение
Японские сады очень часто бывают одноцветными, так как считается, что этим достигается наивысшая степень воздействия на воображение зрителя, а пестрота утомляет взор. Для японского сада в районе Санкт-Петербурга, с его зачастую серым, низким небом, когда физически не хватает солнца и ярких красок, сад решено было сделать цветным. Для этого использовалась жимолость каприфоль, низкорослые рододендроны, верески и хосты.
Передний план
Рассмотрим вариант на самой первой схеме. Основной элемент переднего плана - три камня, которые сразу же привлекают к себе внимание зрителя. Камни в японских садах имеют огромное значение – это не просто красивый элемент дизайна, это символ природы: гор, скал, островов. Для этого не годятся камни найденные на обочине дороги и в соседнем овраге, лучше воспользоваться услугами фирм, поставляющих камни для ландшафтного дизайна. Не обязательно выбирать камень с красивой, яркой расцветкой, лучше отдать предпочтение тем, которые имеют интересную форму и эффектно сформированную поверхность.
В композиции должно быть нечетное количество камней, в японских садах наиболее часто используется 3, 5, 7 штук. В нашем, маленьком саду, используется 3 камня.
Вокруг камней сделана гравийная отсыпка, которая символизирует море. В настоящих японских садах для придания композиции динамики на гравии делают рисунок специальными граблями. Начинающим садовым мастерам я не советую так поступать, потому что некачественно сделанный рисунок смотрится гораздо хуже, чем его полное отсутствие. Да и ухаживать за таким «морем» гораздо сложнее (например, убирать попавшие на поверхность листья).
Второй элемент переднего плана – дорожка, уходящая вдаль. И, хотя расстояние на которое удаляется дорожка невелико, эффект дальности усилен за счет того, что каждый следующий уложенный камень меньше предыдущего.
Травяные газоны в японских садах не используют, за основу берут почвопокровные растения и мхи. Мох можно заменить мшанкой, которая очень естественно вписывается в ландшафт японского сада.
Средний план
Для того, чтобы расширить пространство и подвести зрителя к композиции из чаши для ритуального омовения и фонаря, средний план не загружен декоративными элементами и оставлен свободным. Только по краям посажены растения. Слева - карликовая форма сосны (не указываю конкретный сорт, так как каждый может выбрать для себя наиболее понравившийся и имеющийся в наличии в садовом центре). Справа - небольшое «озеро» с горной, плоской вершиной в середине и кустиками вереска за ним.
Задний план
Задний план сделан таким образом, чтобы взгляд зрителя не упирался в угол ограждения, а был размыт зеленой массой. В качестве такого элемента можно использовать жимолость каприфоль или актинидию коломикта. Девичий виноград нежелателен, так как он очень быстро разрастается и листья у него слишком крупные для такого маленького участка. Жимолость каприфоль является так же фоном для композиции из чаши для умывания и каменного фонаря.
Чтобы композиция сразу не бросалась в глаза, а как бы постепенно открывалась для зрителя, она с одной стороны прикрыта папоротником, а с другой - кустиками бересклета. Рядом находятся несколько растений хосты. В японском саду не рекомендуется высаживать ярко-окрашенные растения. Поэтому лучше сделать акцент на форму листьев и куста. В эту композицию можно добавить и бадан.
Переведя взгляд вправо, мы видим ряд рододендронов, столь типичных для японского сада. Замыкает ряд туя колонновидная. Она прикрывает опору забора и уравновешивает вертикальные акценты всей композиции.
Послесловие
В завершении хочется сказать: не стремитесь абсолютно точно копировать традиционный стиль! Зачастую это невозможно, так как не все растения могут расти в вашей климатической зоне, камни выглядят иначе... Просто, пусть идеи другой культуры будут источником вдохновения для создания вашего сада.
Ольга Нощенко, цветовод-любитель.
Санкт-Петербург – Варна.
Схемы и фото автора.