Однажды в Днепропетровске...

Одной из многих, но очень ценных жемчужин украшающих наш город, является уже почти забытая и по сравнению с прошлыми временами немного потускневшая Днепропетровская флотилия юных моряков и речников. Вот о ней я и хочу сегодня рассказать.
Городская флотилия юных моряков и речников, расположенная на улице Московской, существует с 60-х годов. Это внешкольное учебное заведение военно-патриотического направления, в котором воспитывается более 1000 школьников.

Однажды в Днепропетровске... - 855442593959
Летом юные курсанты проходят практику на базе Военно-морской академии имени Нахимова и на кораблях ВМС в Севастополе. Сейчас мало кто знает, но в 80-90-х годах у флотилии было 5 собственных учебных военных кораблей, оборудованных классами и выходящими в учебные походы. Чтобы поступить во флотилию - заметьте, не записаться, а именно поступить, нужно было пройти жесткий конкурс школьных табелей успеваемости и школьных характеристик.
Идея создания флотилии зародилась в советское время, когда действительно большое внимание уделялось детям. И не так, как сейчас, только на словах с экранов телевизоров и в напыщенных предвыборных программах. Тогда вопрос ставился очень жестко: отвлечь любыми способами детей от улиц, занять их чем-то полезным.Идея создании флотилии возникла у офицера ВМФ в отставке Владимира Днепровского, который после демобилизации вернулся в Днепропетровск, где жизнь свела его с зампредседателя Кировского райсовета - тоже моряком, североморцем. Вот у них то и возникла идея создания флотилии. Обратились в горисполком, там согласились, выделили здание на Московской, дали 7 человек штата и буксир «Храбрый». Рекламы по телевизору в те годы не было, Днепровский сам ходил по школам, агитировал ребятишек, так набрали первый курс учащихся.
Однажды в Днепропетровске... - 855442937255
Заручившись поддержкой и письмом горисполкома, создатели флотилии отправились к командующему Черноморским флотом. Тот встретил гостей с распростертыми объятиями и дал команду выделить детской флотилии списанный малый противолодочный корабль, который военные моряки пригнали в Днепропетровск, и оборудование для учебных классов. Корабль во флотилии окрестили «Комсомольской правдой».
Однажды в Днепропетровске... - 855443078567
Новость о созданной флотилии распространилась по городу очень быстро. Гороно выделило средства, и в короткие сроки была сшита ребятишкам морская форма, даже в дни когда во флотилии не было занятий дети по городу ходили в тельняшках. В троллейбусах и автобусах постоянно мелькали бескозырки с ленточками.
Однажды в Днепропетровске... - 855443171495
Как-то в один из годов в город должен был приехать Генеральный Секретарь КПСС Л.И.Брежнев и тогдашний первый секретарь Днепропетровского обкома КПСС Алексей Ватченко захотел чем-то удивить генсека.
Однажды в Днепропетровске... - 855443308967
Кто-то из окружения посоветовал привлечь к празднествам детскую флотилию. Тогда-то и задумали облачить курсантов в военно-морскую форму и научить прилично маршировать — как в Нахимовском училище. А учебный корабль с выстроенными на палубе юными моряками по-взрослому задействовать в траурной церемонии спуска на воду венков в память о погибших. Мало сказать, что задумка удалась. Благодаря наблюдавшему за всем этим и расчувствовавшемуся Брежневу идея получила всесоюзную огласку и была рекомендована к повсеместному применению.
Однажды в Днепропетровске... - 855443365543
Однажды в Днепропетровске... - 855443365287
Допуск к участию в параде для каждого курсанта считался первым авансом для прохождения вожделенной летней плавательной практики на учебных кораблях. А первокурсникам давал еще и возможность в рассрочку или за символическую цену первыми приобрести настоящую зимнюю и летнюю военно-морскую форму: тельняшки, гюйсы (синие воротнички с белыми полосками), суконки, ремни, бескозырки, погоны и даже бушлаты.
Однажды в Днепропетровске... - 855443541159
Но в неподдельный восторг одних и в шипящее негодование других приводили матросские клеши — форменные суконные брюки с сильно расклешенными штанинами. Конечно, их фабричный покрой явных «колоколов», полностью закрывающих ботинки, не предусматривал. Запрещенного эффекта, с которым беспощадно тогда боролись как на гражданке, так и на флоте, добивались с помощью вшивания клиньев. Структура ткани позволяла им оставаться практически неприметными, а курсантам флотилии — ходить гоголем, «вешая лапшу на уши» ревностно интересующимся сухопутным, мол, отстаньте, по уставу положено! Представляете, каково было им в форме и в широченных клешах щеголять перед приглянувшимися девчонками, гонористыми сверстниками или занудными училками!)))... Ведь в дни занятий во флотилии форму приходилось носить и в школу.
Однажды в Днепропетровске... - 855443547303
На первом курсе преподавались лишь общеобразовательные дисциплины морского направления: устройство корабля, история флота, вязание морских узлов, семафорная азбука и др. Даже был кружок судомоделизма. Занятия проводились три раза в неделю по два часа утром или вечером. В конце каждого полугодия сдавались зачеты или экзамены, по итогам которых и отбирались кандидаты на прохождение летней корабельной практики. Троечники, прогульщики, злостные нарушители дисциплины либо вообще не допускались к практике, либо распределялись на стоящую на приколе плавбазу. Дело в том, что на вооружении флотилии в мою бытность находилось три ходовых корабля: два военных (без вооружения, конечно) — малый противолодочный (МПК) «Комсомольская правда», большой тральщик (БТЩ) «Александр Мирошниченко» и огромный немецкий морской буксир 1929 года постройки, доставшийся нам после войны по репарации.
Однажды в Днепропетровске... - 855443744935
Троечники, прогульщики, злостные нарушители дисциплины либо вообще не допускались к практике, либо распределялись на стоящую на приколе плавбазу. Дело в том, что на вооружении флотили к 80ым годам находилось три ходовых корабля: два военных (без вооружения, конечно) — малый противолодочный (МПК) «Комсомольская правда», большой тральщик (БТЩ) «Александр Мирошниченко» и огромный немецкий морской буксир 1929 года постройки, доставшийся нам после войны по репарации.
Ну, а для проштрафившихся — стоящий на косе жилмассива Красный Камень дореволюционный колесно-лопастный теплоход, переоборудованный под плавбазу, а попросту — специализированный пионерлагерь. Там-то, на берегу, первокурсники и нерадивые субчики постигали не усвоенные зимой навыки моряцкого ремесла.
А примерно сотня счастливчиков, уплатив всего 17 советских рублей за торжественно выданную путевку на одну из трех партий на 24-дневный учебно-тренировочный поход по маршруту Днепропетровск — Киев — Днепропетровск — Николаев — Очаков — Одесса — Днепропетровск, с нетерпением ожидала распределения по кораблям. Безусловно, самым престижным из них считался МПК «Комсомольская правда». «Охотник», как называли на флоте боевой корабль такого класса, действительно впечатлял и приводил в трепетное восхищение своими габаритами, величественно обтекающим корпусом и техническими показателями буквально всех, где ни появлялся этот красавец. Не то что ходившие в то время по Днепру речные «корыта», он легко развивал скорость до 40 узлов (более 75 км/ч), соревнуясь и оставляя за своей кормой «Ракеты», «Метеоры» и даже сверхскоростные «Кометы». Дабы не оказаться перевернутыми метровой волной из-под винтов, его силуэт, показавшийся на водной глади, вынуждал сматывать удочки и убираться подальше не только лодки, но и суда посерьезнее!
Однажды в Днепропетровске... - 855443972263
К огромному разочарованию многих даже лучших курсантов, далеко не всем выпадало счастье пополнить относительно небольшой экипаж «Комсомолки». А два других учебных корабля из-за довольно часто возникающих технических неполадок судовая инспекция не всегда выпускала в море. Но по Днепру — до Киева, Николаева и обратно — ходили все три борта.
Только не подумайте, что такими серьезными кораблями и их механизмами управляли безусые юнцы. Естественно, на борту каждого обязательно присутствовали взрослые. От опытнейших капитанов, механиков, штурманов до высококлассных электриков, радистов, врачей и поваров. Как на флоте, каждую боевую часть (по-нашему, службу) возглавлял офицер-наставник, в подчинении которого находился курсантский расчет, способный круглосуточно нести вахту на вверенных ему механизмах и оборудовании. Судоводители — за штурвалом в ходовой рубке или в составе швартовой команды у боцмана, механики — за рычагами управления и обслуживанием дизелей в машинном отделении, электрики — у электрощитов, радисты — в радиорубке, кок и дежурные по камбузу готовили еду и мыли посуду.
Однажды в Днепропетровске... - 855444079015
Однажды в Днепропетровске... - 855444078759
Однажды в Днепропетровске... - 855444078503
Однажды в Днепропетровске... - 855444078247
Вот такая вкратце история нашей Днепропетровской флотилии юных моряков и речников.
Подготовлено по материалам Евгения Евтушенко.
А что сейчас спросите вы. А сейчас грустно и печально...
Однажды в Днепропетровске... - 855444279463
Однажды в Днепропетровске... - 855444279207
Однажды в Днепропетровске... - 855444278951

Комментарии

  • 22 мая 2017 22:31
    Отличная тема.Спасибо! Что же у нас ..чего не коснись сейчас, все так печально..А ведь было чем гордится!
  • 22 мая 2017 23:16
    Да,и мне посчастливилось учиться в Днепрюнфлотилии!А теплоход назывался "Котляревский"!
  • 22 мая 2017 23:29
    Спасибо , а я вообще ничего об истории флотилии не знала , просто флотилия , типа дома пионеров с морским уклоном , а там все серьёзно было ! И самое ностальгически главная мысль - чтобы выдернуть детей с улиц , а сейчас из сетей !!! Обидно !!!
  • 22 мая 2017 23:30
    Сергей, а у Вас сохранились фото с флотилии?
  • 22 мая 2017 23:37
    Та фото есть,и знакомые есть,которые там учились...Я сейчас в командировке,приеду,может выложу!:-)
  • 22 мая 2017 23:38
    Было бы хорошо!
  • 22 мая 2017 23:44
    Поспрашиваю ещё у друзей,может у них есть какие-то фото на эту тему!..Да,было интересно!:-)
  • 23 мая 2017 08:46
    Это было незабываемо! А лето просто волшебно - шлюпочные походы (родители категорически запретили даже мечтать о ходовых кораблях ), День Нептуна...походы в самоволку.....Какие же молодцы были наши преподаватели. Низкий им поклон.
  • 23 мая 2017 09:05
    Помню и "Котляревского", и "Комсомольскую Правду"(РТЩ), и МТ-17....Эх, золотое было время!
  • 23 мая 2017 09:12
    Красота !!!! Автору РЕСПЕКТ !!!! учился во флотилии !!! На МПК даж в Киев с Днепропетровска ходили своим ходом.
  • 23 мая 2017 12:05
    В мою бытность были Храбрый, Комсомолка,Суворов и потом Кутузов..Командовал всем Покашкин. А из инструкторов били Джон,Мопс,Плат.
  • 13 янв 2020 16:30