Россия. ------------------------------------------------------------------------------------------- Это самый большой групповой снимок начала ХХ века. 1903 год! Каждое лицо можно рассмотреть, фотография до мелочей точна. Фотограф, сделавший этот кадр - настоящий профи. Стоит повторить, что на дворе 1903 год! На снимке уместился в полном составе лейб-гвардии Кексгольмский полк - 1000 человек. Не так давно, примерно год - два назад, снимок полка русских солдат обошел почти весь русскоязычный интернет. Как водится, кто-то из поборников свободного контента отсканировал его из известной книги Светланы Пожарской «Фотомастер» и выложил в открытый доступ, не снабдив ни одним комментарием, но совершив непростительную ошибку, присоединив к нему фотографию огромной старинной камеры с другой страницы, совершенно не имеющей отношения к снимку. Снимок полка не оставил равнодушными многих фотолюбителей, сравнивших изображение, на котором отлично видно лицо каждого солдата и офицера, с возможностями собственных цифровых камер и объективов. В книгу Пожарской фотография полка попала из архива Союза фотохудожников России, а точнее, прямо со стены его офиса. Союз фотохудожников является наследником знаменитой коллекции Евсея Самойловича Бялого. Друзьями и коллегами Бялого были известные русские фотографы: Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Данилович Гринберг, Александр Владимирович Хлебников и многие другие, а сам он работал в «Фотографии №1» на улице Горького (Тверской), почти напротив Московского Кремля. Свою коллекцию, позднее ставшую основой Музея истории фотографии, Бялый начал собирать в конце 50-х прошлого века. Это было первое в стране собрание, полностью посвященное фотографии. Примечательно, что большинство экспонатов музея, фотоаппараты и снимки были подарками фотографов и их наследников. Евсей Самойлович умер в 1979 году. Заботу о музее взяла на себя его вдова, Лия Борисовна Блюмкина. Долгое время Музей истории фотографии размещался в выставочных помещениях «Фотоцентра» Союза журналистов СССР, а в 1993 году Блюмкина передала всю коллекцию только что образованному Союзу фотохудожников России. Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 году, которому тогда исполнилось 25 лет. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история. Один из членов клуба работал в милиции и однажды выехал на расследование квартирной кражи. Грабителей удалось задержать по горячим следам, и благодарная хозяйка подарила следователю-фотолюбителю снимок, который он случайно обнаружил в квартире. Он принес фотографию в клуб на Калининский вагонный завод, где ее наклеили на фанеру толщиной 7 мм и покрыли лаком. Снимок размером 42х94 см оформлен в паспарту и заключен в раму. Все говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу. Такова известная нам история этого снимка. К сожалению, мы не знаем, кто его автор и где фотография была снята. Знаем только, что Кексгольмский полк дислоцировался в Варшаве, а год съемки - 1903. Подпись под фотографией сообщает, что: «Лейб-Гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк основан в 1710 году Императором Петром 1-м. Со дня основания полк участвовал в 20 войнах, провел на них 50 лет и побывал в Швеции, Персии, Турции, Германии, Дании, Англии, Португалии, Греции, Австрии, Швейцарии, Румынии и Болгарии. В морских походах был в Атлантическом океане, в Балтийском, Немецком, Средиземном, Черном, Мраморном и Каспийском морях. Русскую землю исходил вдоль и поперек до границ с Азией. За свою службу имеет знаки отличия: - 2 серебряные трубы "за взятие в 1760 г. Германия" (здесь опечатка в оригинале. Имелся в виду г. Берлин. - Прим. ред.), гренадерское звание за отличия в 1812 г.; - знаки на шапки "за отличие" за сражение при гор. Ареи в 1814 г.; двойные петлицы на мундиры в 1815 г.; - 1831 - переведен в Гвардейский корпус; - 1838 - ленты на знамена за 100-летнюю службу; - 1878 - 4 Георгиевских знамени за войну 1878 года; - 1894 - наименование Лейб-Гвардией и Андреевские звезды на шапки; От своих шефов полк имеет награды: - от Императора Австрийского Франца 1-го портрет за дела против польских мятежников в 1832 году; - от Императора Австрийского Франца-Иосифа в 1860 году портрет и музыкантский оркестр; - в 1873 - портрет во вест рост; - в 1888 - ленты на знамена; - в 1898 - портрет… /нечитаемо/ …в офицерское собрание подарок из серебра и медали; - в 1899 - еще 100 офицерских и 40 солдатских медалей, как принадлежность мундира полка на вечные времена». Разглядывая солдат и офицеров на этой фотографии, погружаешься в иной мир. За каждым лицом стоит своя история, свои радости и беды. Более тысячи человек - 25 рядов, около 50 человек в каждом. Наверняка, многие из них воевали в Белой армии, а затем уехали из страны. Полковое объединение в эмиграции - «Общество офицеров л.-гв. Кексгольмского полка» располагалось в Югославии, в Сараево. В 1951 году в нем состояло 22 человека. Общество выпустило два номера журнала «Кексгольмская быль». Идея перешагнуть плоскость отпечатка и наполнить фотографию чувствами и характерами возникла у режиссера-документалиста Бориса Лизнева. К тому моменту Лизнев уже создал несколько картин на основе фотографий: о деревне - «Вологодские, тамбовские, тверские» и о генерале М.Д. Скобелеве - «Скобелевский марш». Но фильм «Полк, смирно!» стал первым, где основой послужила одна единственная фотография. В фильме использованы фрагменты писем и дневниковых записей офицеров и солдат того времени. По экрану проплывают лица, одно за другим, а голоса за кадром создают новую историю фотографии полка. Это не просто история - авторы писем служили в разных подразделениях русской армии и в разное время. Скорее, это эпическое произведение, демонстрация духа русского солдата, который, всегда оставаясь в душе крестьянином, был готов отдать жизнь за родную землю. Изучать фотографию Кексгольмского полка можно бесконечно. Наверняка она хранит еще много секретов. Ну, пускай не секретов, а деталей и подробностей, важных для военных историков. Но интересно, думал ли автор этого снимка о том, как сложится судьба его творения? Предполагал ли он, что спустя сто с лишним лет тысячи зрителей будут восхищаться его мастерством? Что, господа фотографы, тут есть над чем задуматься… По этой фотографии даже сняли 20-минутный документальный фильм. За кадром диктор читает письма солдат и офицеров того времени Источники: http://www.foto-video.ru/art/subject/38517/ https://amy.ru/blog/istorii-iz-zhizni/unikalnaya-fotografiya-1903-goda.html Фото: открытые источники Инета #история #ИскусствоФотографии
К сожалению, не сохранились сведения об аппарате, на котором был сделан этот снимок, но предположительно он мог выглядеть так.
Путешествие в мир ИСКУССТВА
Уникальная фотография 1903 года.
Россия.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Это самый большой групповой снимок начала ХХ века. 1903 год! Каждое лицо можно рассмотреть, фотография до мелочей точна. Фотограф, сделавший этот кадр - настоящий профи. Стоит повторить, что на дворе 1903 год! На снимке уместился в полном составе лейб-гвардии Кексгольмский полк - 1000 человек.
Не так давно, примерно год - два назад, снимок полка русских солдат обошел почти весь русскоязычный интернет. Как водится, кто-то из поборников свободного контента отсканировал его из известной книги Светланы Пожарской «Фотомастер» и выложил в открытый доступ, не снабдив ни одним комментарием, но совершив непростительную ошибку, присоединив к нему фотографию огромной старинной камеры с другой страницы, совершенно не имеющей отношения к снимку. Снимок полка не оставил равнодушными многих фотолюбителей, сравнивших изображение, на котором отлично видно лицо каждого солдата и офицера, с возможностями собственных цифровых камер и объективов.
В книгу Пожарской фотография полка попала из архива Союза фотохудожников России, а точнее, прямо со стены его офиса. Союз фотохудожников является наследником знаменитой коллекции Евсея Самойловича Бялого. Друзьями и коллегами Бялого были известные русские фотографы: Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Данилович Гринберг, Александр Владимирович Хлебников и многие другие, а сам он работал в «Фотографии №1» на улице Горького (Тверской), почти напротив Московского Кремля.
Свою коллекцию, позднее ставшую основой Музея истории фотографии, Бялый начал собирать в конце 50-х прошлого века. Это было первое в стране собрание, полностью посвященное фотографии. Примечательно, что большинство экспонатов музея, фотоаппараты и снимки были подарками фотографов и их наследников.
Евсей Самойлович умер в 1979 году. Заботу о музее взяла на себя его вдова, Лия Борисовна Блюмкина. Долгое время Музей истории фотографии размещался в выставочных помещениях «Фотоцентра» Союза журналистов СССР, а в 1993 году Блюмкина передала всю коллекцию только что образованному Союзу фотохудожников России.
Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 году, которому тогда исполнилось 25 лет. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история. Один из членов клуба работал в милиции и однажды выехал на расследование квартирной кражи. Грабителей удалось задержать по горячим следам, и благодарная хозяйка подарила следователю-фотолюбителю снимок, который он случайно обнаружил в квартире. Он принес фотографию в клуб на Калининский вагонный завод, где ее наклеили на фанеру толщиной 7 мм и покрыли лаком.
Снимок размером 42х94 см оформлен в паспарту и заключен в раму. Все говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу.
Такова известная нам история этого снимка. К сожалению, мы не знаем, кто его автор и где фотография была снята.
Знаем только, что Кексгольмский полк дислоцировался в Варшаве, а год съемки - 1903. Подпись под фотографией сообщает, что: «Лейб-Гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк основан в 1710 году Императором Петром 1-м. Со дня основания полк участвовал в 20 войнах, провел на них 50 лет и побывал в Швеции, Персии, Турции, Германии, Дании, Англии, Португалии, Греции, Австрии, Швейцарии, Румынии и Болгарии. В морских походах был в Атлантическом океане, в Балтийском, Немецком, Средиземном, Черном, Мраморном и Каспийском морях.
Русскую землю исходил вдоль и поперек до границ с Азией. За свою службу имеет знаки отличия:
- 2 серебряные трубы "за взятие в 1760 г. Германия" (здесь опечатка в оригинале. Имелся в виду г. Берлин. - Прим. ред.), гренадерское звание за отличия в 1812 г.;
- знаки на шапки "за отличие" за сражение при гор. Ареи в 1814 г.; двойные петлицы на мундиры в 1815 г.;
- 1831 - переведен в Гвардейский корпус;
- 1838 - ленты на знамена за 100-летнюю службу;
- 1878 - 4 Георгиевских знамени за войну 1878 года;
- 1894 - наименование Лейб-Гвардией и Андреевские звезды на шапки;
От своих шефов полк имеет награды:
- от Императора Австрийского Франца 1-го портрет за дела против польских мятежников в 1832 году;
- от Императора Австрийского Франца-Иосифа в 1860 году портрет и музыкантский оркестр;
- в 1873 - портрет во вест рост;
- в 1888 - ленты на знамена;
- в 1898 - портрет… /нечитаемо/ …в офицерское собрание подарок из серебра и медали;
- в 1899 - еще 100 офицерских и 40 солдатских медалей, как принадлежность мундира полка на вечные времена».
Разглядывая солдат и офицеров на этой фотографии, погружаешься в иной мир. За каждым лицом стоит своя история, свои радости и беды. Более тысячи человек - 25 рядов, около 50 человек в каждом. Наверняка, многие из них воевали в Белой армии, а затем уехали из страны. Полковое объединение в эмиграции - «Общество офицеров л.-гв. Кексгольмского полка» располагалось в Югославии, в Сараево. В 1951 году в нем состояло 22 человека. Общество выпустило два номера журнала «Кексгольмская быль».
Идея перешагнуть плоскость отпечатка и наполнить фотографию чувствами и характерами возникла у режиссера-документалиста Бориса Лизнева. К тому моменту Лизнев уже создал несколько картин на основе фотографий: о деревне - «Вологодские, тамбовские, тверские» и о генерале М.Д. Скобелеве - «Скобелевский марш». Но фильм «Полк, смирно!» стал первым, где основой послужила одна единственная фотография.
В фильме использованы фрагменты писем и дневниковых записей офицеров и солдат того времени. По экрану проплывают лица, одно за другим, а голоса за кадром создают новую историю фотографии полка. Это не просто история - авторы писем служили в разных подразделениях русской армии и в разное время. Скорее, это эпическое произведение, демонстрация духа русского солдата, который, всегда оставаясь в душе крестьянином, был готов отдать жизнь за родную землю.
Изучать фотографию Кексгольмского полка можно бесконечно. Наверняка она хранит еще много секретов. Ну, пускай не секретов, а деталей и подробностей, важных для военных историков. Но интересно, думал ли автор этого снимка о том, как сложится судьба его творения? Предполагал ли он, что спустя сто с лишним лет тысячи зрителей будут восхищаться его мастерством? Что, господа фотографы, тут есть над чем задуматься…
По этой фотографии даже сняли 20-минутный документальный фильм. За кадром диктор читает письма солдат и офицеров того времени
Источники: http://www.foto-video.ru/art/subject/38517/ https://amy.ru/blog/istorii-iz-zhizni/unikalnaya-fotografiya-1903-goda.html Фото: открытые источники Инета
#история #ИскусствоФотографии