Художник Елизавета Меркурьевна Бём.

24.02.1843 – 25.07.1914. Российская империя.
------------------------------------------------------------------------------------------
Часть 1.
Елизавета Меркурьевна Бём - урожденная Эндаурова, родилась 24 февраля 1843 года в Санкт-Петербурге. Родилась в весьма респектабельной дворянской семье. Она была дочерью Пошехонского помещика, коллежского асессора Меркурия Николаевича Эндаурова. В её родне было немало известных людей, в том числе по материнской линии - дядя Алексей Афиногенович Ильин (1834 - 1889) - генерал и издатель «Картографического заведения», прославившийся картографическими изданиями: географическими атласами, военными картами и т. п.
Фамилия её татарских предков когда-то давно была Индигир (в переводе на русский язык: «индейский петух»), но ещё в 15 веке царь Иван III даровал им грамоту на изменение фамилии на Эндауровы. Эта фамилия и передавалась по мужской линии следующим поколениям.
До 1867 года - до 23 лет - Елизавета Меркурьевна тоже носила эту фамилию (в 1867 году она вышла замуж за известного скрипача Людвига Францевича Бёма, читать ниже).
Шестилетней девочкой родители увезли её в родовое имение под Ярославлем, а затем она училась в Санкт-Петербурге. Её художественный дар проявился рано. И в 1857 году в 14 лет - она поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, педагоги: П. Чистяков, И. Крамской, Л. Примацци, А. Бейдман. Школу окончила 1864 году с серебряной медалью.
Это было время, когда равенство полов в России ещё только устанавливалось, и художниц-женщин было немного, да и относились к ним не всегда доброжелательно. Тем не менее, Елизавете Меркурьевне сполна удалось убедить окружающих в своих способностях.
Она сразу стала много работать в разной технике: занималась литографией, рисовала акварели, иллюстрировала журналы, книги и открытки, позже разрабатывала дизайн для изделий из хрусталя, очень прославилась созданием силуэтов. Материально она не нуждалась и могла рисовать так, как ей хотелось, от души, не думая о заработках. Первые альбомы она издавала в «Картографическом заведении» у своего дяди.
В 1870 году Академия Художеств присудила ей большую поощрительную медаль за рисунки животных, выполненных акварелью и карандашом.
За 1875 - 1889 годы художница выпустила 14 альбомов с силуэтами. Эти альбомы имели такой успех, что на международном конкурсе в Брюсселе за эти работы ей была присуждена серебряная медаль.
Особенно много своих работ Елизавета Бём посвятила детской тематике. Она рисовала упитанных веселых счастливых детей. Хотя, в это время русская художественная школа прославилась реалистическими портретами социальной тематики, показывая тяжелое нищее и безрадостное детство - вспомнить хотя бы классическую картину В. Перова «Тройка», созданную еще в 1866 году. А вот рисунки Елизаветы Меркурьевны своей асоциальностью чем-то даже напоминают беспроблемную лубочную живопись - все нарисованные ею дети с кукольными личиками, красиво одетые, словно с рекламы.
Собственно, художница и не стремилась к социальной живописи - ее персонажи населяли праздничные пасхальные и рождественские открытки, которые пользовались большим успехом. Ее рисунки - открытки обладали другим качеством - задушевностью. Всего ею было создано более 300 открыток.
В Российской империи первые почтовые открытки появились в 1871 году, и еще два десятилетия их выпуск оставался государственной монополией. C 1894 года право на эту деятельность получили частные лица. Тут же бизнес был налажен несколькими предприятиями. В течение многих лет Елизавета Бём сотрудничала с издательством «Община Св. Евгении», издававшим пасхальные и рождественские открытки по ее рисункам.
Помимо этих работ, в 1878 году она была приглашена к иллюстрированию книги басен И.А. Крылова, однако эта работа не считалась для нее удачной. Тем не менее, она все равно считалась успешной художницей и еще многократно работала иллюстратором книг и детских журналов: иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка».
В 1882 году она иллюстрировала русскую народную сказку «Репка», а еще через некоторое время «Азбуку» - большой детский иллюстрированный альбом, предназначенный для домашнего настольного рассматривания. С «Азбукой» работа оказалась совсем неудачной. И критика обвинила художницу в том, что «изображения детей здесь несколько вычурны, а сама книга напоминает лавку старьёвщика».
В 1883 году Е. Бём сделала альбом «Типы» из «Записок охотника» И.С. Тургенева в силуэтах. Книга увидела свет в последний год жизни писателя, где силуэты чередовались с цветными рисунками, и эта работа заслужила самых высоких похвал.
И.Е. Репин сказал о рисунках Елизаветы Бём: «Её черненькие я люблю больше многих беленьких», считая, что силуэты удаются ей лучше акварелей. Известно, что И. Репин был среди поклонников ее творчества и даже рисовал портрет художницы. Учитель Елизаветы Бём художник Иван Николаевич Крамской, с которым она поддерживала отношения и после окончания Рисовальной школы, тоже восхищался ее силуэтами: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».
Но самым большим почитателем Елизаветы Меркурьевны был ее собственный супруг, профессор Санкт-Петербургской консерватории, который сказал: «Знаете, смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворён, если бы жена моя была, например, музыкантшей и я, вернувшись из консерватории, ещё полный часто фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но всё же музыкальные звуки; а тут я прямо отдыхаю на ея рисунках…».
Она была известной художницей своего времени, критика даже говорила о «стиле Бём». У нее появились подражатели. Ее работы выставлялись не только в России, но и в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906), Берлине, Чикаго. Их покупали именитые коллекционеры, среди которых П.М. Третьяков, и даже члены царской фамилии. Ее имя вошло в ряд самых известных имен периода на стыке XIX и XX веков. Но постепенно, как это и бывает всегда - на смену старшему поколению приходило новое, молодое, со своими устремлениями и интересами.
7 июня 1904 года умер муж Л.Ф. Бём. Через несколько лет, в 1909 году, Елизавета Меркурьевна обратилась в дирекцию Российского Музыкального Общества с просьбой о пенсии.
Скрипка Страдивари пригодилась в старости, когда художница все равно продолжала работать, но заработков перестало хватать: скрипка была продана…
Скончалась Е.М. Бём - 25 июля 1914 года, за три дня до убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и начала Первой мировой войны.
*
В 1867 году Е.М. Эндаурова вышла замуж за известного скрипача Людвига Францевича Бёма (1825 - 1904), который был старше её на 18 лет, что не помешало счастливому браку. Людвиг Бём происходил из знаменитой музыкальной семьи: его отец Франц Бём (1788 - 1846) был в своё время прославленным русским скрипачом, приглашённым из Венгрии в Россию, где стал солистом Петербургского Императорского оркестра, обучившим целую плеяду русских композиторов: А. Верстовского, М. Глинку, А.Львова и многих других.
Брат Франца Бёма (дядя Людвига), Йозеф Бём (Joseph Böhm, 1795 - 1876) - тоже знаменитый скрипач, но не в России - он основал скрипичную школу в Вене, которая прославилась на всю Европу. А родным племянником (по первому браку Франца Бёма) Людвига Бёма был выдающийся математик Георг Кантор (1845 - 1918).
Членом этой семьи оказалась Елизавета Меркурьева.
Жили супруги Людвиг Францевич и Елизавета Меркурьевна в Петербурге, поначалу на ул. Офицерской, д. 29, кв. 12. Потом они переехали в д. 22 по той же улице, а ещё позднее - на ул. Могилёвскую, д. 20. У них была одна дочь, родившаяся в 1868 году, тоже Елизавета, как и мать. В возрасте 19 лет Елизавета Людвиговна вышла замуж за Николая Григорьевича Барсова, инспектора студенчества Петербургского университета.
В семье хранились реликвии: скрипка Stradivarius и письмо Бетховена - это был подарок (по другим версиям - наследство) от знаменитого дяди Йозефа из Вены.
Все части:
Часть 2: https://ok.ru/group52503681892490/topic/64927279330698 Часть 3: https://ok.ru/group52503681892490/topic/64939984789642 Часть 4: https://ok.ru/group52503681892490/topic/64954367910026 Часть 5: https://ok.ru/group52503681892490/topic/65051325341834 Часть 6: https://ok.ru/group52503681892490/topic/65316758265994 #ХудожникиИллюстраторы

Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671261578
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671287946
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671287690
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671287434
Елизавета Бём рисует крестьянских детей.
Елизавета Бём рисует крестьянских детей.
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671320202
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671319946
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671319434
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671319178
Художник Елизавета Меркурьевна Бём. - 815671318922

Комментарии