Комментарии
- 18 ноя 2018 13:40Р Х
- 18 ноя 2018 15:26Нэля Д 🌹🌹🌹
- 18 ноя 2018 15:26Нэля Д 🌹🌹🌹
- 20 ноя 2018 00:24Лæппу ТасойтыВсе правильно, за исключением того, что со спиртным наши предки никогда имя Бога не произносили, строго Ирон Баганы или Куымал, а для детей молоком, не более того, а спиртное за столом можно было только после первых трёх тостов,за Хуыцау, Уастырджи, Задта ама дзыуардтан, как и свинина итд, но опять таки смотря какой праздник?! Если это касался только не официальных мероприятии, а что касается святых праздников, категорически ззапрещался...... это говорит о том что хорош ходит на наши Дзыуардам ныуастима......
- 25 ноя 2018 17:32Эммилия Дружелюбная ответила Лæппу Тасойтыочень правельно сказано. Очень жаль, что сейчас мы далеки от этого.
- 28 ноя 2018 22:22Роберт ХутинаевХоть так достучаться
- 3 дек 2018 00:23Артур Темирати ответил Лæппу ТасойтыВсё правильна говориш и ещё Джеор Губа эта два человека не ангелы эта искажоная форма Уастырджи, Хетаг тоже не святой и не ангел эта спасшийся от смерти Хуцауам и Уастырджи и ещё бычья голова перед старшим недрез кожи делаеца в доль между глаз а не крестом.
- 3 дек 2018 00:47Лæппу Тасойты ответил Артуру ТемиратиГеуар ама Гуыба были два близких друга(брата) из кударгамского ущелья Квайса...... ты именно все чётко сказал я с тобой солидарен полностью и целиком........
- 3 дек 2018 01:08Артур Темирати ответил Лæппу ТасойтыГуба сылгоймагы ном уй.
- 3 дек 2018 02:26Лæппу Тасойты ответил Артуру ТемиратиНи как нет, Гуыба у налгрймаджы ном
- 3 дек 2018 09:58Артур Темирати ответил Лæппу ТасойтыХатыр бака кад радыин уад. Радзур ма мын уцы таурахъ Джеор Губа адамы комы кудай бафтыди. Фанды ма зонын рагон хабарта ама таурахъта.
- 3 дек 2018 11:22Лæппу Тасойты ответил Артуру ТемиратиВ личку кину
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АЛАНСКОЕ БРАТСТВО ⚪️🔴🌕
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ОСЕТИНСКОГО ЗАСТОЛЬЯ .
Краткий перечень.
- Всё то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. Но кроме этого, для осетина...
- Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться (Фынг бахатыр кæнæд).
- За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племяник, тесть и зять, родные братья. Нарушая этот обычай, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.
- Если вне каких-либо празднований в дом пришли гости, хозяин дома (старший взрослый мужчина) садится за старшего, независимо от возраста своего и гостей. Если в доме большое торжество или свадьба, хозяин дома вообще за стол не садится. Он смотрит за тем, чтобы гостей торжества принимали как можно лучше, передавая свои замечания и просьбы распорядителю праздника.
- Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и пользуясь принятыми традициями и нормами вовремя останавливаться. Те же, кто напивается якобы для поддержки осетинских традиций (æгъдау) и являются их первыми нарушителями. Непьющий в Осетии никогда не считался ущербным, а вот пьяницы всегда были в позоре.
- Нельзя приходить уже явно выпившим. Обычно сам человек в таком состоянии плохо себя контролирует, и те, кто отвечает за застолье должны проявлять достаточно твердости, чтобы держать таких подальше от стола. Они ведь могут испортить всё застолье и настроение гостям.
- Курение за столом – проявление неуважения к окружающим. Если терпеть невмоготу, всегда (после трёх тостов) можно отпроситься у старших и выйти покурить.
- Свободное хождение также является проявлением неуважения к старшим и всем сидящим за столом. Нельзя также покидать застолье без уведомления старших.
- Если кто-то опоздал к началу застолья, он, независимо от возраста должен сесть в конце стола. Если же к застолью прибыл гость издалека, его подводят к старшим чтобы поздороваться и пожелать всем встречаться на таких торжествах. Старшие преподносят ему "æмбæлæггаг" (встречный) бокал. Гость, после короткого пожелания участникам застолья всегда встречать гостей приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему приготовят место.
- На официальное осетинское застолье не принято приходить в неподобающей одежде (шорты, спортивная форма, и тп). Не подобает также делать то, что идёт вразрез с общими нормами поведения осетина в обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими, или сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом.)
- Нельзя произносить свои тосты или давать почётные бокалы без ведома старших или в промежутках между их тостами. Нельзя пить "без очереди", в промежутках между тостами (исключение - если человек хочет попить воды или сока). Это ломает основы вековых осетинских традиций, давая любителям напиваться возможность своевольничать за столом. Попытки выпить лишнее или заставить кого-то делать это должны пресекаться сразу же и вполне категорично.
- Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, все остальные должны также встать. В последние десятилетия в Северную Осетию с Юга пришла традиция, когда один из младших остаётся сидеть (символически «сторожа» стол). Следует ее соблюдать или нет, это вопрос спорный. Полностью унифицировать застольный этикет под все осетинские общества и населенные пункты наверно невозможно. Но там, где эта традиция соблюдается, нужно знать: как-только старший, выпив свой бокал, садится, «охраняющий стол» должен немедленно встать. При этом, когда в самом начале старший освящает Три Пирога, и застолье ещё не началось, встают все участники застолья без исключения.
- В осетинских традициях держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой. Соответственно, наполняют его тоже из левой в правую.
- Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять о чем речь.
- Нельзя указывать или подсказывать старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья. Вместе с тем, нельзя потакать грубым нарушениям осетинских традиций с чьей-либо стороны, особенно, когда кто-то заставляет выпить лишнее.
- Важен также порядок рассаживания участников застолья. Глава стола должен сидеть с торца стола. «Младшинство» остальных переходит зигзагом поперёк стола, начиная от второго старшего и до конца всего стола. То есть, следующий за произносяшим тост, сидит напротив, а другой рядом. К ним и нужно обращаться при «передаче» тоста. Перед тем, как выпить, с ними чокаются в такой же последовательности (напротив-рядом). Держащих бокал (и чокающихся) одновременно не должно быть чётное количество. По 2-е или 4-ро пьют только на поминках.
- Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают тост возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уæд!».
Однако, этого никогда нельзя делать на поминках.
- Если сидящий за столом видит, что старший высказывает какие-то благодарственные слова в его направление, должен встать и стоя выслушать говорящего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» (Большое спасибо) или «Хуыцау зæгъæд не’ппæтæн дæр» (Дай Бог нам всем).
- На стол по случаю осетинских народных праздников (Джеоргуыба, Хетæджы Бон, Реком, Уацилла и других) не ставят курятину, рыбу. Продукты изготовленные из них во время этих праздников осетины не употребляют. Всё мясное в эти дни должно быть приготовлено из говядины или баранины.
На столе во время традиционных осетинских праздников никогда не должно быть свинины и изготовленных из неё продуктов. В качестве обычного продукта питания, она допустима на пикниках, днях рождения и других подобных неофициальных мероприятиях. Но и здесь продукты из свинины ставятся на стол только после того, как старший вознесёт молитву Богу и освятит три пирога или же произнесёт первые три тоста.
- Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях, старшие отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-то инструменте.
Когда во дворе или в доме шумит полным ходом веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут попросить разрешения старшего, навестить «Хъаст» (место веселья, танцев). И мудрый старший всегда на это даёт своё разрешение, формально посоветовавшись со вторым и третьим старшим.
|
ТАК ВОЗНОСИЛИ МОЛИТВУ ВСЕВЫШНЕМУ НАШИ ПРЕДКИ И МЫ ТОЖЕ ТАК МОЛИМСЯ ДО СИХ ПОР.