3 ноя 2023

Берлин, 2 мая 1945 года.

На ступенях только что взятого рейхстага бойцы 756-го полка 150-й Идрицкой стрелковой дивизии. В верхнем ряду, справа – разведчики Михаил Егоров и Мелитон Кантария, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом. А в центре нижнего ряда – 14-летний сын полка Жора Артёменков…


В мае 1945-го эту фотографию напечатали многие газеты мира. Этот снимок занял свое место в фотолетописи Великой Отечественной, но так случилось, что о запечатленном на нем юном солдате долгое время ничего не знали.

Только в 1975 году всей стране стало известно его имя – газета «Комсомольская правда» напечатала очерк «Где ты, сын полка?», через который ветераны 150-й дивизии разыскивали своего однополчанина, маленького разведчика Жору Артёменкова и рассказали историю про пионерский галстук, укрепленный им на одной из колонн поверженного рейхстага.

Героя отыскали в белорусском Гомеле, где он скромно трудился на одном из заводов.

Скромный гомельский заводчанин Георгий Алексеевич Артеменков к своей оглушительной известности отнесся спокойно и даже с долей скептицизма – считая себя обычным мальчишкой военной поры, находил свою историю довольно приукрашенной стараниями журналистов.

Вот отрывки из последнего интервью
(Н. Пригодич, «Гомельская правда» от 9 июля 2009):

«...– Так как же все-таки вы попали на фронт? Отстали от поезда, как рассказывается в книге?

– Честно говоря, болтался где попало, пока меня санрота не подобрала. Время было голодное, и мы, мальчишки, бегали к поездам, чтобы попросить кусок хлеба, – кушать хотелось.

В санроте был, что называется, подай-принеси: кому-то письмо написать, кому-то воды подать. Старший сержант Мягченко, помощник командира взвода, чубатый такой, ходил на перевязку в санроту. Однажды спросил пацана: «Чего это ты тут будешь сидеть? Поехали к нам! Слышал, что такое разведка?». Как-то он на лошади прибыл и говорит: «Собирай свои пожитки, мне сейчас последнюю перевязку сделают, во взвод поедем...»

– Так вот он меня привел во взвод, а командир взвода Владимир Лозовицкий, учитель по образованию, говорит: «Куда ты его привел?». Вызывает еще одного разведчика, и дают распоряжение отвезти меня в тыл полка. Ну, на лошадь – и в тыл полка. Там был старшина, который выписывал продукты, ему лет под 50 было, меня к нему прикомандировали. Что я в этом тылу буду делать? Пол подметать? Побыл там пару дней, сходил на склад, там сахар, консервы, печенье (дополнительное питание офицерам давали), собрался – и назад во взвод, хотя в разведке еще практически не освоился. В общем вернулся, ребята там интересные были, молодые, военного призыва.

– Как они к вам относились?

– Как ко мне могли взрослые относиться? Как к брату, можно сказать. Сыном я им не мог быть, потому что им самим было по 17-19 лет.

Комментарии