Имя Николая Сличенко гремело на весь СССР. Актер, режиссер, певец, голос которого знали миллионы поклонников музыки в Советском Союзе и за рубежом. Его носили на руках после концертов, выстилали цветами путь к автомобилю. Одна знаменитая оперная дива сказала, что готова положить жизнь к его ногам. Поклонницы безнадежно вздыхали, а он всю жизнь боготворил только одну женщину.
Тамилла Агамирова, юная выпускница Бакинского театрального института, давала концерты в Свердловске, куда на гастроли приехал цыганский театр "Ромэн". Легендарная Ляля Черная познакомилась с девушкой в отеле и, еще не подозревая, что перед ней профессиональная артистка, уже сыгравшая графиню в фильме "Дон Кихот", разглядела в девушке истинный талант.
Камилла Агамирова в фильме "Дон - Кихот
Черная пригласила Тамиллу на просмотр, после чего Агамирову единогласно приняли в труппу театра. Она без труда завоевала сердца художественного совета, и это неудивительно.
Тамилла Агамирова, азербайджанка с царской статью, была невероятно прекрасна. В ее лике было столько величия и внутреннего света, так много женственности и утонченной грации, таинственного восточного величия... Она обладала не только музыкальным талантом и пластичностью, но и хорошей актерской школой. В театр пришла подлинная звезда с небывалым творческим потенциалом, которая могла сыграть и в древнегреческой трагедии, и в современной пьесе.
Вскоре Тамилла стала первой актрисой “Ромэн”, много и успешно снималась в кино, была обожаема поклонниками, когда в театр пришел начинающий актёр Николай Сличенко.
«К искусству я тянулся с детских лет
До всенародного признания Сличенко пришлось пройти нелегкий путь. Родился он в семье оседлых цыган под Белгородом.
Когда Николаю шел 7-й год, грянула Великая Отечественная война, опалившая жизнь юного Сличенко навсегда. На глазах мальчика фашисты расстреляли отца. Горе, боль, голод и разруха — незабываемые детские впечатления Николая Алексеевича.
После окончания войны семейство Сличенко надолго остановилось в колхозе под Воронежем. Наравне трудились и взрослые, и дети. Мирная жизнь возрождалась, а вместе с этим и желание петь и плясать. У юного цыгана Николая Сличенко это получалось лучше, чем у остальных. Не раз парень слышал о себе, что такому таланту нельзя дать пропасть, надо бы отправить мальчика в «Ромэн».
Этот единственный в Советском Союзе цыганский театр, у истоков которого стоял сам Анатолий Васильевич Луначарский, начал чаще появляться в мечтах юного артиста. Сначала театральной комиссии не понравилось выступление Сличенко. Наизусть он знал только стихотворение Михаила Лермонтова «Парус», а выучить басню и отрывок из прозы за один день не смог. Однако в конце прослушивания Сличенко начал петь и танцевать. Его голос высоко оценил актер «Ромэна» Сергей Шишков. Он назвал Сличенко своей будущей заменой и предложил Саратовскому взять начинающего артиста в труппу.
В 16 лет парень был принят в «Ромэн». В том же 1951-м и началась творческая биография Николая Сличенко.
Руководитель театра Михаил Яншин даже не предполагал, что этот артистичный смуглый паренек когда-то сменит его и станет народным артистом СССР.
Театр Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков.
В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.
Так Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу принесшей признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры.
Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Актер сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».
Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай Алексеевич много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.
В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказался Василь в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая Алексеевича в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке “Макрель”». В качестве режиссера поставил ряд спектаклей, самые яркие из которых — «Мы цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Птицам нужно небо» и др.
Особое место в творческой биографии Сличенко занимала песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».
В ноябре 2017 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя.
Артист преодолел кризис, связанный с ухудшением здоровья, который произошел с ним летом того же года, и продолжил выступать с любимой труппой. Сличенко до самой смерти сохранял достойную для его возраста форму и стать — при росте 183 см вес достигал 85 кг.
В конце 2019 года в театре «Ромэн» состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию его художественного руководителя. Актера и режиссера пришли поздравить не только артисты творческого коллектива, друзья и родственники, но и звезды российской эстрады. Среди гостей вечера были Ольга Янковская, Николай Сергиенко, Лев Лещенко.
О мероприятиях творческого коллектива поклонники узнавали со странички в «Инстаграме», где размещали видеоматериалы с концертов, фото артистов.
«Его пение было художественным событием»: песни Николая Сличенко
Еще в 1950-х на концертах в театре «Ромэн» Николай Сличенко выступал с цыганскими песнями и романсами. А в 1962 году актер отправился на гастроли в Рязань. Он посетил музей Сергея Есенина в Константинове и решил исполнить на концерте песню на стихи поэта. Сличенко выбрал «Письмо матери». Позднее он писал: | «Долгое время ничего не получалось. Как только начинал фразу: «Ты жива еще, моя старушка…», к горлу подкатывал ком, и я не мог дальше петь. <…> Мама, родной дом, знакомое с детства дерево — понятия для всех близкие и родные, но в стихах Есенина слова эти и то, что в них скрыто, у каждого вызывают особую неповторимую гамму чувств, свои, навеянные воспоминаниями переживания» . Артист так спел «Письмо матери», что многие зрители плакали.
Когда Сличенко вернулся с гастролей, он записал на стихи Есенина цикл песен. В газете «Советская культура» писали о концерте, где артист исполнил эти композиции: «Сличенко <…> поет с такой внутренней отдачей, с какой можно спеть только раз в жизни. Каждую песню в каждом концерте он поет «в первый раз».
В репертуар Сличенко вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых «Ручеек», «Гитара семиструнная», «Очи черные». Артиста часто приглашали на телевидение — он пел на «Голубом огоньке», праздничных концертах. Музыкальные критики писали о искренности и эмоциональности его исполнения.
Фильмы Широкая известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так много ролей в кино, так как театр в его творчестве доминировал. Однако эти киноработы достойны внимания.
Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера против белогвардейцев. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт и Михаил Пуговкин.
В этом же году артист засветился в киноповести «Трудное счастье», где опять исполнил роль соотечественника. Сюжет охватывал события Гражданской войны, главного героя — цыганенка Николая Нагорного, который отбился от табора, сыграл молодой Михаил Козаков.
В 1960 году состоялась очередная встреча звезды цыганского театра со зрителями с экрана кинотеатров. На этот раз Сличенко появился в фильме «В дождь и в солнце».
Следующую роль Николай Алексеевич получил в 1967 году. Уже популярного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям успех, заняв 2-е место в прокате года, а через год на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «Лучший комедийный ансамбль года».
Фильм разобрали на цитаты, фото Владимира Самойлова, Людмилы Алфимовой, Евгения Лебедева, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко, снявшихся в кинокомедии, еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.
В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. В 1986-м артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы — цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998-м Сличенко в последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.
В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для цыган.
Личная жизнь Личная жизнь Николая Сличенко дважды претерпевала изменения. В молодости актер увлекся своей коллегой по театру «Ромэн» Сетарой Ахмедовной Казымовой, которая позднее перешла в ансамбль «Буревестник». В 1952 году девушка стала женой артиста. В первом браке, который продлился 8 лет, родился сын Алексей Сличенко.
В начале 60-х годов Николай Алексеевич повторно сыграл свадьбу. Второй женой Сличенко вновь стала артистка театра «Ромэн» Тамилла Суджаевна Агамирова, которая позднее получила звание народной артистки РСФСР.
В 1963 году родилась дочь Тамилла. Вскоре жена родила супругу еще двоих детей — сыновей Петра и Алексея.
Дочь пошла по стопам родителей. Одно время Тамилла Сличенко жила в Нью-Йорке, куда уехала получать образование. Она хотела всего добиться сама, без помощи родительской фамилии. Прожив несколько лет на Западе, Тамилла вернулась в Москву и начала службу в театре «Ромэн».
Семья Николая Сличенко со временем пополнилась пятью внуками, один из которых — Николай Сличенко – младший — участвовал в телешоу «Фабрика звезд – 3», а позднее окончил ГИТИС.
В начале 2020 года в эфир вышла программа «Привет, Андрей!», гостем которой стал юбиляр Николай Алексеевич. В эфире выступила и дочь мэтра Тамилла. Она рассказала о жизни семьи и дальнейшей судьбе сына Николая, который после участия в «Фабрике звезд» решил заняться саморазвитием и увлекся философией.
Смерть Несмотря на преклонный возраст, «самый известный цыган России» продолжал руководить родным театром. В 2021 году театр отметил 90-летие, не обошлось и без интервью художественного руководителя. Николай Алексеевич рассказывал об истории создания культурного заведения, а также делился тем, как труппе удалось пережить пандемию.
А уже в середине мая Николая Алексеевича на скорой помощи доставили в реанимацию одной из московских больниц из-за проблем с легкими. СМИ писали, что до этого Сличенко проходил терапию, которая оказалась неэффективной. Сличенко говорил: «Мне все равно где лежать, хоть на сельском погосте, лишь бы рядом с Тамиллой». Еще в начале их романа, она приняла крещение, у них был венчанный брак.
2 июля 2021 года Николай Сличенко умер.
А через 2 месяца после этого скончалась вдова Сличенко Тамилла Агамирова.Она тяжело переживала смерть супруга и ушла всем за любимым 31 августа 2021 года.
Созвездие звёзд
Истории жизни и любви...
Николай Сличенко и Тамилла Агамирова...
Любовь всей жизни главного цыгана страны.Одна знаменитая оперная дива сказала, что готова положить жизнь к его ногам. Поклонницы безнадежно вздыхали, а он всю жизнь боготворил только одну женщину.
Легендарная Ляля Черная познакомилась с девушкой в отеле и, еще не подозревая, что перед ней профессиональная артистка, уже сыгравшая графиню в фильме "Дон Кихот", разглядела в девушке истинный талант.
Черная пригласила Тамиллу на просмотр, после чего Агамирову единогласно приняли в труппу театра. Она без труда завоевала сердца художественного совета, и это неудивительно.
Тамилла Агамирова, азербайджанка с царской статью, была невероятно прекрасна. В ее лике было столько величия и внутреннего света, так много женственности и утонченной грации, таинственного восточного величия... Она обладала не только музыкальным талантом и пластичностью, но и хорошей актерской школой. В театр пришла подлинная звезда с небывалым творческим потенциалом, которая могла сыграть и в древнегреческой трагедии, и в современной пьесе.
«К искусству я тянулся с детских лет
До всенародного признания Сличенко пришлось пройти нелегкий путь. Родился он в семье оседлых цыган под Белгородом.
Когда Николаю шел 7-й год, грянула Великая Отечественная война, опалившая жизнь юного Сличенко навсегда. На глазах мальчика фашисты расстреляли отца. Горе, боль, голод и разруха — незабываемые детские впечатления Николая Алексеевича.
После окончания войны семейство Сличенко надолго остановилось в колхозе под Воронежем. Наравне трудились и взрослые, и дети. Мирная жизнь возрождалась, а вместе с этим и желание петь и плясать. У юного цыгана Николая Сличенко это получалось лучше, чем у остальных. Не раз парень слышал о себе, что такому таланту нельзя дать пропасть, надо бы отправить мальчика в «Ромэн».
Этот единственный в Советском Союзе цыганский театр, у истоков которого стоял сам Анатолий Васильевич Луначарский, начал чаще появляться в мечтах юного артиста.
Сначала театральной комиссии не понравилось выступление Сличенко. Наизусть он знал только стихотворение Михаила Лермонтова «Парус», а выучить басню и отрывок из прозы за один день не смог.
Однако в конце прослушивания Сличенко начал петь и танцевать. Его голос высоко оценил актер «Ромэна» Сергей Шишков. Он назвал Сличенко своей будущей заменой и предложил Саратовскому взять начинающего артиста в труппу.
В 16 лет парень был принят в «Ромэн». В том же 1951-м и началась творческая биография Николая Сличенко.
Руководитель театра Михаил Яншин даже не предполагал, что этот артистичный смуглый паренек когда-то сменит его и станет народным артистом СССР.
Театр
Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков.
В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.
Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Актер сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.
С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».
Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай Алексеевич много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.
Особое место в творческой биографии Сличенко занимала песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».
В ноябре 2017 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя.
Артист преодолел кризис, связанный с ухудшением здоровья, который произошел с ним летом того же года, и продолжил выступать с любимой труппой. Сличенко до самой смерти сохранял достойную для его возраста форму и стать — при росте 183 см вес достигал 85 кг.
В конце 2019 года в театре «Ромэн» состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию его художественного руководителя. Актера и режиссера пришли поздравить не только артисты творческого коллектива, друзья и родственники, но и звезды российской эстрады. Среди гостей вечера были Ольга Янковская, Николай Сергиенко, Лев Лещенко.
О мероприятиях творческого коллектива поклонники узнавали со странички в «Инстаграме», где размещали видеоматериалы с концертов, фото артистов.
«Его пение было художественным событием»: песни Николая Сличенко
Сличенко выбрал «Письмо матери».
Позднее он писал:
| «Долгое время ничего не получалось. Как только начинал фразу: «Ты жива еще, моя старушка…», к горлу подкатывал ком, и я не мог дальше петь. <…> Мама, родной дом, знакомое с детства дерево — понятия для всех близкие и родные, но в стихах Есенина слова эти и то, что в них скрыто, у каждого вызывают особую неповторимую гамму чувств, свои, навеянные воспоминаниями переживания»
. Артист так спел «Письмо матери», что многие зрители плакали.
В репертуар Сличенко вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых «Ручеек», «Гитара семиструнная», «Очи черные». Артиста часто приглашали на телевидение — он пел на «Голубом огоньке», праздничных концертах. Музыкальные критики писали о искренности и эмоциональности его исполнения.
Фильмы
Широкая известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так много ролей в кино, так как театр в его творчестве доминировал. Однако эти киноработы достойны внимания.
Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера против белогвардейцев. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт и Михаил Пуговкин.
В 1960 году состоялась очередная встреча звезды цыганского театра со зрителями с экрана кинотеатров. На этот раз Сличенко появился в фильме «В дождь и в солнце».
Следующую роль Николай Алексеевич получил в 1967 году. Уже популярного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям успех, заняв 2-е место в прокате года, а через год на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «Лучший комедийный ансамбль года».
Фильм разобрали на цитаты, фото Владимира Самойлова, Людмилы Алфимовой, Евгения Лебедева, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко, снявшихся в кинокомедии, еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.
В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. В 1986-м артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы — цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998-м Сличенко в последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.
В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для цыган.
Личная жизнь Николая Сличенко дважды претерпевала изменения. В молодости актер увлекся своей коллегой по театру «Ромэн» Сетарой Ахмедовной Казымовой, которая позднее перешла в ансамбль «Буревестник». В 1952 году девушка стала женой артиста. В первом браке, который продлился 8 лет, родился сын Алексей Сличенко.
В начале 60-х годов Николай Алексеевич повторно сыграл свадьбу. Второй женой Сличенко вновь стала артистка театра «Ромэн» Тамилла Суджаевна Агамирова, которая позднее получила звание народной артистки РСФСР.
В 1963 году родилась дочь Тамилла. Вскоре жена родила супругу еще двоих детей — сыновей Петра и Алексея.
Семья Николая Сличенко со временем пополнилась пятью внуками, один из которых — Николай Сличенко – младший — участвовал в телешоу «Фабрика звезд – 3», а позднее окончил ГИТИС.
Смерть
Несмотря на преклонный возраст, «самый известный цыган России» продолжал руководить родным театром. В 2021 году театр отметил 90-летие, не обошлось и без интервью художественного руководителя. Николай Алексеевич рассказывал об истории создания культурного заведения, а также делился тем, как труппе удалось пережить пандемию.
А уже в середине мая Николая Алексеевича на скорой помощи доставили в реанимацию одной из московских больниц из-за проблем с легкими. СМИ писали, что до этого Сличенко проходил терапию, которая оказалась неэффективной.
Сличенко говорил: «Мне все равно где лежать, хоть на сельском погосте, лишь бы рядом с Тамиллой».
Еще в начале их романа, она приняла крещение, у них был венчанный брак.
2 июля 2021 года Николай Сличенко умер.
А через 2 месяца после этого скончалась вдова Сличенко Тамилла Агамирова.Она тяжело переживала смерть супруга и ушла всем за любимым 31 августа 2021 года.