Анатолий Степанович Иванов...

Родился 5 мая 1928 года в Шемонаихе Семипалатинского округа Казахской АССР - умер 31 мая 1999 года в Москве. Русский советский писатель, сценарист. Один из крупнейших советских писателей-«почвенников». Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Автор романов и сценарист одноименных фильмов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».
Анатолий Степанович Иванов...
Анатолий Иванов родился 5 мая 1928 года в селе Шемонаиха Семипалатинского округа Казахской АССР (ныне город Восточно-Казахстанская область Казахстана). Отец - Степан Степанович Иванов, работал заведующим райотделом «Союзпечати». Мать - Марфа Логиновна Иванова, занималась домашним хозяйством. Отец рано умер - в 1936 году, Анатолию было 8 лет. Мать одная воспитывала троих детей. Анатолий был старшим. Чтобы помочь матери, мальчик много работал в огороде, а также рыбачил.

С ранних лет любил читать. Хорошо владел словом. В 1950 году окончил факультет журналистики Казахского государственного университета имени С. М. Кирова. Публиковаться начал в 1948 году в газете «Прииртышская правда» (Семипалатинск). Был военнослужащим, затем редактором районной газеты «Ленинское знамя» в Новосибирской области. Член КПСС с 1952 года. В 1954 году в журнале «Крестьянка» был опубликован его первый рассказ «Дождь». Затем в журнале «Сибирские огни» напечатан рассказ «Алкины песни», а в 1956 году с таким же названием вышел первый сборник его рассказов.

В 1958 году был опубликован его первый роман «Повитель», который принес автору всесоюзную известность и был замечен за рубежом. Переведен на болгарский, чешский, словацкий, румынский, французский и другие языки. В 1958-1964 годах Анатолий Иванов был заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни».

В конце 1960-х годов переехал в Москву. В Союз писателей СССР Анатолий Иванов вступил в 1958 году. Основными темами его произведений является тема революции в сибирских селах, коллективизации и Великой Отечественной войны. Среди наиболее известных его произведений следует отметить такие произведения, как «Тени исчезают в полдень» и роман «Вечный зов». По этим книгам в 1970-1980-е годы были сняты известные многосерийные телефильмы.

Иванов писал, что «поставил себе целью показать, как советская действительность очищает людей от скверны капиталистических пережитков».

Роман «Тени исчезают в полдень» экранизировали режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков на «Мосфильме» по заказу Гостелерадио СССР. Лента рассказывает о судьбе нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода Советской власти до 1950-х годов. Действие разворачивается на живописных берегах реки Светлихи. Перед глазами зрителей на примере жителей таежного Зеленого Дола проходят многие события нашей истории: дореволюционная жизнь, появление большевиков, становление советской власти, сопротивление кулаков, гражданская братоубийственная война, организация колхозов, Великая Отечественная война, возрождение страны после Победы...

Роли исполнили Петр Вельяминов, Нина Русланова, Сергей Яковлев, Александра Завьялова, Борис Новиков, Элеонора Шашкова, Лев Поляков, Галина Польских, Геннадий Корольков, Ольга Науменко.


Те же Владимир Краснопольский и Валерий Усков сняли киноэпопею «Вечный зов». Фильм выходил тремя сезонами с 1976-го по 1983-й. История семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век.

Поначалу «Вечный зов» на экран не выпускали, прежде всего, из-за персонажа Якова Алейникова. Тогда Анатолий Степанович обратился в Политбюро. Косыгин просмотрел фильм, пришел в восторг и приказал немедленно пустить.

Приверженность идеалам коммунизма, решительное неприятие собственничества (отсюда - ненависть к кулачеству и соответствующая трактовка процессов коллективизации в сибирском селе), непримиримость к врагам советской власти, козни которых, по мысли автора, не ослабевают с годами, - основные постулаты творчества Иванова, воплощенные им также в многочисленных рассказах (сб. «Случайные встречи», 1966), повестях «Жизнь на грешной земле» (1970), «Вражда» (1979), «Печаль полей» (1983), книге публицистики «Живая красота творчества» (1985).

Лирическая тональность характерна для стоящей несколько особняком в беллетристическом репертуаре писателя «Повести о несбывшейся любви» (1984). Общий тираж книг на разных языках мира - более 30 миллионов экземпляров. С 1972 года Иванов работал главным редактором журнала «Молодая гвардия».

Был одним из идейных руководителей писателей так называемого «патриотического направления». Анатолий Иванов занимал руководящие посты в СП РСФСР, был депутатом ВС СССР 11-го созыва (с 1985 года).

Комментарии