3 ноября 2012 года ушла из жизни Эугения Юозовна Плешките (лит.

Eugenija Pleškytė; 6 января 1938, Гилегерно — 3 ноября 2012, Клайпеда) — советская и литовская актриса театра и кино, народная артистка Литовской ССР.

Сегодня имя этой актрисы знакомо разве что
любителям советского кино и истинным поклонникам её таланта и красоты.
Но тот, кто однажды увидел её на экране, не сможет забыть эту
великолепную красавицу-блондинку, с королевским взглядом, гордой
осанкой, безупречными аристократическими жестами, изысканным
прибалтийским акцентом и бездонной глубиной голубых глаз, в которых
мечтал утонуть каждый мужчина в СССР. Её имя Эугения Плешките.
Выдающаяся
литовская актриса Эугения Плешките родилась в обычной крестьянской
семье в 1938 году. Остаётся только гадать, каким образом в семье
необразованных крестьян, в нищете, в условиях самой страшной войны в
истории выросла одна из самых прекрасных женщин, в которую был влюблён
весь Советский Союз. С детства девочка мечтала о сцене, и судьба
подарила ей этот шанс: в 1956 году блестяще певшая и танцевавшая Эугения
поступила на актёрский факультет Государственной консерватории
Литовской ССР.
В 1961 году она получила диплом и все пути в театр
были для неё открыты, но случилась беда… Её старший брат Йонас Плешкис,
командир подводной лодки, увёл своё судно в Швецию и потребовал
политического убежища. Лодку, конечно, Советскому Союзу вернули, но её
командир получил гражданство в Швеции и навсегда остался героем на
Западе и предателем в СССР, приговорённым заочно к смертной казни. С
этого момента жизнь его семьи была «под колпаком» КГБ. Под особым
надзором была единственная и любимая сестра Йонаса – Эугения.
Из-за
предателя-брата актрису ограничивали в ролях и долго не пускали в кино,
заставляя томиться тесных для её таланта образах травести и инженю. С
трудом преодолев этот барьер, Эугения Плешките всё-таки добилась
серьёзных ролей в Государственном академическом театре драмы Литвы в
пьесах Артура Миллера, Джона Осборна, Антона Чехова, Тенесси Уильямса и
других авторов. Добившись успеха на сцене и сумев пробиться в кино (хоть
только и на литовский экран), Эугения Плешките, тем не менее, не могла
устроить свою личную жизнь. Любые связи и знакомства безупречной
прибалтийской красавицы были под контролем КГБ.
Коренной перелом в
судьбе этой восхитительной женщины произошёл в 1970-е годы. Знаменитый
режиссёр Марлен Хуциев заставил худсовет киностудии «Мосфильм» утвердить
Плешките на главную женскую роль в его фильме «Был месяц май» (1970).
Картина получила высшую награду кинофестиваля в Праге, а игра Эугении
Плешките вызвала целую бурю восторга как зрителей, так и критиков.
Отныне литовская актриса стала звездой всесоюзного масштаба, и таить её
дальше в Вильнюсском ТЮЗе было невозможно. Последовавшие за этим фильмом
роли в картинах «Камень на камень» (1971), «Раны земли нашей» (1971),
«Геркус Мантас» (1972), «Весёлые истории» (1973) и «Садуто туто» (1974)
принесли Эугении Государственную премию и закрепили её звёздный статус.
Именно с этого момента 35-летняя актриса стала объектом воздыханий всех
мужчин Союза и советским вызовом рафинированным киногероиням Голливуда.
1974
год принёс актрисе самую известную её роль и самую большую и самую
горькую любовь в жизни. Роль хладнокровной убийцы леди Карстерс в
фильме «Чисто английское убийство» вознесла актрису на пик популярности и
надолго сделала созданный ею образ идеалом безупречной и в то же время
порочной английской аристократки. В то же время в Каунасский театр, где
работала Плешките, пришёл 20-летний балетмейстер Борис Моисеев, с
первого взгляда влюбившийся в примадонну театра и заваливавший её
цветами и признаниями в любви. Сердце 37-летней красавицы дрогнуло, и
между примой и молодым дебютантом начался страстный роман, который
настойчиво скрывало руководство театра. Спустя некоторое время Борис
открыл Эугении свои амбициозные планы завоевания Москвы с весьма
неординарным танцевальным проектом. В основе проекта лежал
недвусмысленный намёк на гомосексуальность Бориса Моисеева. Это проект
шокировал сестру «врага народа», и так находившуюся под подозрением
спецслужб. Осмыслив всё, Эугения Плешките отказалась ехать с любимым
человеком в Москву, и Борис Моисеев, оставив любимую женщину в Литве,
отправился покорять столицу. Чтобы не разрушить карьеру любимого
человека, Эугения скрыла от Бориса свою беременность, и тайком от него
родила в 1976 году сына, которого назвала сыном неизвестного отца и дала
ему звучное имя Амадеус.
Пути Эугении Плешките и Бориса Моисеева
навсегда разошлись. Эугения осталась в Литве, где по-прежнему была
национальной актрисой № 1 и получила звание народной артистки Литовской
ССР. Она сыграла много великолепных ролей в театре, которые неизменно
приносили ей овации публики. Она вырастила замечательного сына,
занималась воспитанием внука и внучки. И за все эти 36 лет человек,
которого она беззаветно любила всю свою жизнь, ни разу не вспомнил о
ней.
Блистательная актриса и неподражаемая красавица Эугения
Плешките ушла из жизни в 2012 году в возрасте 74 лет… И тут же Борис
Моисеев «вспомнил» о «главной любви своей жизни». Он дал множество
интервью об их связи с Эугенией, попытался познакомиться с сыном и
внуками, посвятил Эугении Плешките свой новый клип и внезапно заявил, что его давнишняя песня «Глухонемая любовь» посвящена их общему сыну Амадеусу, который от рождения был глухонемым.
Вечная память одной из самых блистательных актрис советского театра и кино!

Комментарии

Комментариев нет.