110 лет Церкви во имя пророка Божия Илии

Просматривая свежий номер областной газеты «Кузбасс» - приложение «Золотые купола», в статье «Церковь своими рукам» наткнулась на фразу «…с 1967 года отец Сергий опять в Кузбассе - служит настоятелем Ильинского храма города Тайги…». Подняла свои записи, документы и вновь перечитала статью уже с полной уверенностью, что речь в ней идет об одном и том же человеке отце - Сергии (в миру Сер¬гее Александровиче Хомутове). Чем же выделился из ряда священнослужителей именно отец Сергий, прослуживший в нашей Ильинской церкви чуть больше 2-х лет.
Родился в 1924 году в семье строителей и рабочих Кузнецкого металлургического комбината. Окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Воевал Сергей Хомутов в составе 75-го отдельного артиллерийского дивизиона радиотелеграфистом. После победы вернулся в Сталинск (ныне Новокузнецк), к родителям. Окончил курсы чертежников и стал работать на Кузнецком металлургическом комбинате художником.
Ни семейное, ни приятельское окружение не способствовали воцерковлению - в 1958 году Сергей Хомутов принял священный сан, а графические навыки чертежника навсегда определили его стремление к иконописи. Это было его самостоятельное решение. В июле 1959 года отец Сергий рукополагается во священники Никольского храма Новокузнецка. С сентября 1961 по октябрь 1964 года служит священником Успенской церкви города Бийска, затем исполняет обязанности настоятеля Михайло-Архангельской церкви села Новоберезовки на Алтае.
С февраля 1967 года отец Сергий вновь в Кузбассе и служит до мая 1969 года настоятелем Ильинского храма города Тайга. Надо сказать, что середина 60-х годов прошлого века - довольно сложные времена для церкви. Хрущевские гонения на Церковь вроде бы закончились, но и свободы тоже не было. Открытая борьба с РПЦ перешла в скрытую. Проводилась атеистическая пропаганда во всех ее формах и на всех уровнях. Гонения на церковь обрели новую тактику – началось ущемление по мелочам. Поручалось это делать чиновникам в лице уполномоченных по делам религий на местах. Так, например, уполномоченный Поджидаев запрещал священнику Ильинской церкви Михаилу Прудникову выезжать для совершения церковных треб к престарелым прихожанам сел Поломошное, Тутальское и город Юргу под разными причинами. О Михаиле Прудникове остались воспоминания как о ревностном батюшке, обладающем грамотной речью и хорошими проповедями. Прихожане его любили и уважали. Отца Михаила и сменил отец Сергий, приняв приход Ильинской церкви.
Из рапорта протоирея А. Курлюты «О жизни благочиния в 1967 году» от 10.1.68 г.: «9. Ильинская церковь г. Тайги. Храм типовой деревянный с куполом колокольней. Антиминс в хорошем состоянии. В положенном месте и надлежащем виде хранятся Св. Дары и св. Миро. Сосуды и ризница находятся в удовлетворительном состоянии. Служит один священник. 23 февраля был перевод священника, взаимоотношения которого с церковным советом нормальные. Производится текущий ремонт храма. Приведен в надлежащий вид алтарь. Делается реставрация икон».
Знакомясь дальше с делами отца Сергия, понимаешь, что за такой короткий срок и для прихода нашего храма было сделано немало. Настоятель Петропавловской церкви Киселевска, два года служит в храмах городов Ужура и Абакана, три с лишним года отдано Пантелеимоновской церкви поселка Кузедеево. В каждом храме, где служил отец Сергий, оставалась частичка его души и таланта. Он ремонтировал и реконструировал помещения, украшал их, писал иконы. Кузедеевская церковь его стараниями за три года (1977-1980) полностью преобразилась, что вызвало крайнее неудовольствие уполномоченного по делам религии. В какой-то мере спасая отца Сергия от гнева чиновника, новосибирский архиерей владыка Гедеон (Докукин) перевел его настоятелем Благовещенской церкви в город Абаза (Хакасия).
Слухами, говорят, земля полнится - община поселка Темиртау пригласила именно отца Сергия настоятелем в свой приход. К этому времени был приобретен деревянный дом, который еще предстояло превратить в храм Святой Троицы. Отец Сергий работы не боялся. Сам владевший массой строительных профессий, он подобрал себе в помощники таких же мастеровитых товарищей. И к 1994 году обычный дом превратился в небольшую, но живописную церковь как снаружи, так и внутри. К трапезной была пристроена деревянная трехъярусная колокольня с ярусом звона, обликом напоминающая лучшие творения церковных зодчих былых времен.
Иконостас церкви двухъярусный, в нем несколько старых иконостасных икон, подаренных прихожанами. Искусствоведы дают высокую оценку этому творению, описывая его так: «Решен он в стиле эклектики с развитым растительным орнаментом. Общее цветовое решение бело - голубое, без позолоты. В таком виде храм напоминает классическую деревянную церковь конца XIX века, хотя построен в конце 1980-х годов. Это один из наиболее ярких положительных примеров удачного строительства деревянного храма».
Старейший клирик епархии митрофорный протоиерей Сергий Хомутов за многие годы службы награжден палицей в 1974 году, Крестом с украшениями в 1979 году, орденом прп. Сергия Радонежского в 1985 году, митрой в 1988 году и орденом св. блгв. кн. Даниила Московского III степени в 1995 году, а также многими другими наградами. Ветеран Великой Отечественной войны.
15 апреля 2000 г. протоиерей Сергий Хомутов был уволен по состоянию здоровья и по собственному прошению. В настоящее время принял монашеский постриг.
Зав. сектором краеведения МБУ «ЦБС ТГО» Л.Кузьмина источники; http://temir.prihod.ru/dukhovenstvo Дмитриева, Т. Церковь своими руками // Кузбасс. – 2016. - № 33.
(прил.: Золотые купола). Малышкина, Т. «Выезды запрещаю…» // Кузбасс. – 2010. – 30 июня. – (прил.: Золотые купола).
На фотографии слева отец Сергий.

Комментарии

Комментариев нет.