6 февраля

1801 года родился Григорий Игнатьевич ЛАПЧЕНКО (в селе Валява, Городищенский район, Российская империя; ныне Черкасская область, Украина), русский исторический живописец, портретист, академик Императорской Академии художеств.

6 февраля  - 967599548657
6 февраля  - 967599564529
Портрет историка И. К. Кайданова[9]. Холст, масло. 68 × 58 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина Портрет историка И. К. Кайданова. Холст, масло. 68 × 58 см. Рязанский государственный областной художественный му
Портрет историка И. К. Кайданова[9]. Холст, масло. 68 × 58 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина Портрет историка И. К. Кайданова. Холст, масло. 68 × 58 см. Рязанский государственный областной художественный му
Мужской портрет (граф Дмитрий Петрович Бутурлин?). Холст, масло. 68 × 57 см. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник[11] Мужской портрет (граф Дмитрий Петрович Бутурлин?). Холст, масло. 68 × 57 см. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Мужской портрет (граф Дмитрий Петрович Бутурлин?). Холст, масло. 68 × 57 см. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник[11] Мужской портрет (граф Дмитрий Петрович Бутурлин?). Холст, масло. 68 × 57 см. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

* * * * *
Сын казака, он учился в Корсуни у иконописца С. Преволоцкого, затем в Белой Церкви у Я. Никитина. Его рано проявившийся талант к рисованию был оценен графом М.С. Воронцовым, который содействовал получению Григорием Лапченко систематического художественного образования. В 1822 году юноша поступает в Академию художеств, где под руководством А. Иванова окончил с золотой медалью класс исторической живописи.
В 1829 году молодой художник представил Совету Академии программу «Киевлянин, дающий Претичу весть о печенегах» (в Третьяковской галерее). Совет постановил наградить программу Большой золотой медалью, дающей возможность пенсионерской поездки за границу. Вместе с А. Ивановым Лапченко отправился в Рим (за счёт графа М.С. Воронцова), исполнять копии с произведений итальянских художников. В 1839 году его картина «Женщина с хлебной корзиной» была приобретена цесаревичем Александром Николаевичем.
Heinrich Richter (1803) - Bildnis der Vittoria Caldoni - 520 - Staatliche Kunsthalle Karlsruhe.jpg
Heinrich Richter (1803) - Bildnis der Vittoria Caldoni - 520 - Staatliche Kunsthalle Karlsruhe.jpg

В 1839 году Григорий Игнатьевич женился на известной натурщице Виттории Кальдони, которую изобразил на картине «Сусанна и старцы». За эту работу он был удостоен звания академика.

История любви крепостного художника и прекрасной итальянки
Иванов написал два ее портрета:
Иванов написал два ее портрета:
Жизнь Григория Лапченко и Виттории Кальдони столь необычна, что по ней получился бы захватывающий дух фильм. Он — жил в России и был крепостным графа М. С. Воронцова.

Она — жила в Италии и была дочерью бедного виноградаря Антонио Кальдони. Они никак не должны были пересечься, но судьба распорядилась иначе.
Она же, как считают, послужила моделью для еще одной картины Александра Иванова «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине»:
Она же, как считают, послужила моделью для еще одной картины Александра Иванова «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине»:

Как все начиналось

Григорий появился на свет в 1801 году. Его родители были казаками и, по словам исследователей, скорее всего были закрепощены еще в правление Екатерины ll.

С одиннадцатилетнего возраста Григорий демонстрировал любовь к рисованию. Граф Воронцов несколько лет наблюдал за успехами Григория, а потом ходатайствовал, чтобы молодой человек обучался в Императорской Академии художеств.

В 1822 году юноша поступает туда и оканчивает класс исторической живописи с золотой медалью.

Григорий восхитительно писал женские портреты, но разместить их в самой статье не могу, так как опасаюсь, что ее ограничат за излишнюю откровенность. Среди его известных работ «Сусанна, застигнутая старцами», «Купальщица», «Утро».

В 1830 году Лапченко и художник Александр Иванов уехали в Италию. В 1831 году живописцы снимали комнату в доме у супругов Кальдони.

Семейство было многодетным и бедным, вряд ли бы оно когда-то купило себе дом, если бы не их дочь Виттория (1805 год рождения). Она была очень красива и с 15 лет нашла себе покровителей — графиню фон Реден и дипломата Августа Кестнера.
6 февраля  - 967599662833
Покровители обучили девочку грамоте, много занимались с ней и купили в итальянской коммуне дом ее родителям. Этот дом Кальдони начали сдавать различным художникам, приезжавшим в Италию обучаться. Среди них были и наши русские ученики.
Виттория Кальдони. 1822 год. Немецкий художник Шнорр фон Карольсфельд
Виттория Кальдони. 1822 год. Немецкий художник Шнорр фон Карольсфельд

Август Кестнер писал о девушке:

Её красота совершенна, такая была только, по-видимому, на заре человечества

Портретов Виттории много. Ее по праву можно называть музой художников и скульпторов.Девушка превратилась в натурщицу и, возможно, еще долгое время вдохновляла бы итальянскую творческую богему… Да тут появился наш художник Лапченко.

Григорий был веселым и легко располагал к себе. Он быстро нашел общий язык с Витторией и даже смог ее уговорить позировать ему без одежды, для картины «Сусанна, застигнутая старцами».

Правда, преподаватель академик Иванов его работу не оценил и сухо отметил, что получилась не библейская Сусанна, а «какая-то натурщица, поставленную им в позицию, чтоб прельщать зрителя».

Виттория не заметила как влюбилась в обаятельного русского. Это был удар для всех ее поклонников. Даже ее покровитель Кестнер, видимо любивший девушку, был опечален. Раньше прекрасная итальянка никому не отвечала на чувства.

Чем все завершилось

Лапченко должен был уезжать в Россию и Виттория собралась ехать вместе с ним. Ее не останавливал страх чужбины и она не пугалась, что любимый человек внезапно начал слепнуть. У Григория была дистрофия сетчатки и зрение начало стремительно ухудшаться.

Сестра художника Иванова писала брату:

Не следуй примеру Лапченко, итальянки вскружили голову ему своими прелестями. Бог наказал его, лишив зрения

Но это было сильнейшее заблуждение. Так как по сути, Лапченко был награжден настоящей любовью.
6 февраля  - 967601270769

29 сентября 1839 года Григорий и Виттория сыграли свадьбу. Интересно, что оба смогли не менять своего вероисповедания. Он был православным, она католичкой.

Виттория оказалась в незнакомой ей России с почти ослепшим Григорием. Она оставила свою родную землю, устоявшийся быт, родственников, друзей, поклонников и свою славу самой прекрасной итальянки.

В России их встретили хорошо. Граф Воронцов сделал своего бывшего крепостного Григория управляющим в одном из поместий в Крыму. В 1841 году у супружеской пары родился единственный сын — Сергей.

Друг художника Жуковский позаботился о том, чтобы у Лапченко была достойная пенсия.

Из-за климата супруги Лапченко несколько раз переезжали из одного города в другой, пытаясь найти более подходящий для Виттории.
6 февраля  - 967599786225
Но Витториа отдала свое сердце и руку на всю свою оставшуюся долгую и непростую жизнь бедному художнику Григорию Лапченко. Любовь вдохновила Лапченко на создание настоящего шедевра -картины "Сусанна, застигнутая старцами" (Витториа впервые согласилась позировать обнаженной). Его друг Иванов писал в своем письме: "Лапченко покажет свою "Сусанну" - вы увидите портрет самой красивой женщины в Италии!" Так нарисовать Викторию, как Лапченко, не смог никто...(сегодня вы можете увидеть картину в Русском музее в С.-Петербурге).
6 февраля  - 967600232177




С 1834 года художник стал терять зрение, а после возвращения на родину он почти полностью ослеп. Граф Воронцов пристроил его управляющим имением в деревне Мошны Киевской губернии.
Виттория и Григорий Лапченко. Фото из семейного альбома. Архив
Виттория и Григорий Лапченко. Фото из семейного альбома. Архив

В поисках работы живописец жил с женой в Киеве и Одессе, в 1870-е годы переехал к сыну в Динабург, а затем в Петербург.
Скончался Григорий Игнатьевич ЛАПЧЕНКО 28 марта 1876 года в Петербурге, похоронен на Преображенском кладбище.
Утро. Холст, масло. 98 × 65 см. Харьковский художественный музей, 1830-е годы (?)
Утро. Холст, масло. 98 × 65 см. Харьковский художественный музей, 1830-е годы (?)
Купальщица. Холст, масло. 71 × 58 см. Государственная Третьяковская галерея. Начало 1830-х годов (?)
Купальщица. Холст, масло. 71 × 58 см. Государственная Третьяковская галерея. Начало 1830-х годов (?)

Комментарии