28 апреля родилась Алиса Порет.

Али́са (Алиса-Екатерина-Ада) Ива́новна Поре́т (Порэт, Поррет) (15 (28) апреля 1902, Санкт-Петербург — 15 февраля 1984, Москва) — российская художница, ученица К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова. Живописец, график, художник книги.
Родилась 15 (28) апреля 1902 года, в Санкт-Петербурге. Мать — Цецилия Карловна Рейнгольдсен (1880—1971), происходила из семьи обрусевших шведов, отец — Иван Адамович Порет (1870—1924), врач-фармацевт, работавший в заводской больнице при Путиловском заводе. Брат, Виктор Иванович Порет (1906—1973), военный врач.
В 1911—1918 годах училась в Анненшуле.
В 1918—1919 годах занималась на подготовительном отделении Художественной школы-мастерской (бывшей Рисовальной школы при Императорском Обществе Поощрения Художеств).
В 1920 г. поступила в Художественно-промышленный техникум в Петрограде, откуда в 1921 г. была переведена без экзаменов в ВХУТЕИН. Училась у А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина.
В 1925 году защитила диплом во ВХУТЕИНЕ, дипломная работа — «Четверо за столом» («Игроки»), 1925.
В 1926 г. вступила в общество «Круг художников». С конца 1926 года занималась в мастерской Павла Филонова.
С 1926 г. была замужем за искусствоведом Аркадием Матвеевичем Паппе, овдовела в январе 1927 г.
В 1927 году, оставив «Круг», вступила в члены группировавшегося вокруг Филонова коллектива Мастеров аналитического искусства, и вместе со всем коллективом МАИ участвовала в апреле 1927 года в художественном оформлении Дома Печати в Ленинграде.
Иллюстрировала детские книги с 1925 года, с 1928 года начала работу в Детгизе (первая книга сделана в сотрудничестве с художницей Т. Н. Глебовой), работала также с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». В 1932 г. вместе с тринадцатью другими учениками Филонова участвовала в оформлении книги «Калевала» (издательство «Academia», 1932—1933).
В 1933 г. вышла замуж за художника Петра Павловича Снопкова.
C 1937 по 1961 г. была замужем за композитором Борисом Сергеевичем Майзелем. Развод в 1961 г.
Во время войны, в 1942 году эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Свердловск, вернулась в 1944 году.
С 1945 по 1984 год жила в Москве, в последние годы — на ул. Огарёва, д. 13.
Иллюстрировала детские книги, работала в живописи. В 1974 году прошла первая персональная выставка художницы в Центральном доме архитектора. В 1980 году — персональная выставка в МОССХ. Работы художницы приобретаются различными музеями страны (Нукус, Петрозаводск, Архангельск, Тбилиси).
Умерла 15 февраля 1984 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок 58а).
Творчество
Наиболее значительным периодом в творчестве А. И. Порет считается время её работы под руководством П. Н. Филонова, с 1926 по 1935 год. В этот период написаны лучшие работы художницы.
В 1927 г. коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ), в который вошла Порет, под руководством П. Н. Филонова работал над оформлением «Дома печати» на Фонтанке. В рамках этой общей работы некоторые художники работали по двое; так Т. Н. Глебова и Порет написали для выставки живописное панно на одном холсте, вертикально разделённом надвое. Панно А. И. Порет называлось «Нищие и беспризорники», панно Т. Н. Глебовой называлось «Тюрьма». Выставка МАИ имела широкий успех. Панно Т. Н. Глебовой «Тюрьма» хранится в собрании барона Тиссен-и Борнемиса в Мадриде. Панно А. И. Порет «Нищие и беспризорники» хранится в частном собрании.
Т. Н. Глебова и А. И. Порет оформили совместно около 16 книг. "Мы… писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон и всё сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для «Чижа» и «Ежа».
В 1932 г. вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала». C 1934 года творческое сотрудничество Глебовой и Порет прекратилось.
В конце 1920-х и в начале 1930-х гг. художница сделала не так много станковых работ, потому что филоновская техника работы точкой была крайне трудоёмкой. В это время были написаны акварельные работы:
«Без названия (Забытое лицо)» — портрет П. И. Соколова, (1926)
«Селигер» (1929) ,
«Формула семьи Глебовых» (1929),
«Хокусай» (1929—1931),
«Кормилица с ребёнком»(Туалет), «Летний сад», «Итальянское семейство», «Охотники» (все — после 1933 г.) и др.
В послевоенный период начался совершенно иной период творчества А. И. Порет. Она создала более 200 живописных произведений. По ним невозможно представить, что когда-то она работала по аналитическому методу Филонова и была его ученицей.
В 1960 е и 1970 е гг. гг. написала ряд портретов с фотографий 1930 х гг. — «Портрет Кирилла Струве» 1964, «Портрет Даниила Хармса», «Павел Николаевич Филонов» (1966), «Художник и его модели. Автопортрет» (1958).
Писала «воображаемые» портреты И. С. Баха — «Вечно золотой Бах» (1962), Велемир Хлебников (1965) Альберт Эйнштейн (1971), Пабло Пикассо (1973 «Пикассо 90 лет») и портреты с натуры — «Кира Сапгир» (1963), «Портрет Зары Долухановой» (1967), Сёстры Лисициан (1970), Портрет Наташи Шапошниковой (1972), «Семья Великановых» (1947), «Мой друг Котэ Топуридзе» (1962).
Продолжала работу по оформлению детской книги, вплоть до 1980-х гг. А. И. Порет — автор иллюстраций к первому русскому изданию «Винни-Пуха» (1960).
Дом в разрезе
В 1931 г. Т. Н. Глебова написала живописную работу : «Дом в разрезе» (другое название «Разрез нашего дома»), 1931. Алиса Порет также принимала участие в написании этой картины, но в 1946 году она отрезала от холста написанную ею часть, и её местонахождение в настоящее время неизвестно. Судьба этой картины сложилась непросто: она превратилась в две картины разных художников. Картина Т. Н. Глебовой «Дом в разрезе» хранится в собрании Ярославского художественного музея.
Литературная деятельность
Алиса Порет была знакома с поэтом Даниилом Хармсом на протяжении 1928—1932 годов, во время работы в Детгизе, но не иллюстрировала его стихов или рассказов до 1980 г. В 1931 году фотографом Павлом Мокиевским была снята серия фотографий-живых картин. Даниил Хармс принял участие только в одной съёмке — «Неравные браки», в которой сняты две его фотографии с Т. Глебовой и две фотографии с А.Порет.
В 1932 году, вернувшись в Ленинград из ссылки, Д. И. Хармс пережил увлечение Алисой #Порет, достаточно откровенно описав его в своих дневниковых записях. В начале 1933 года Алиса Порет вышла замуж за П. П. Снопкова, «о чём Хармс узнал лишь постфактум», и вскоре Хармс и Порет навсегда прекратили всякие, даже деловые, отношения.
В 1970-х годах написала о поэтах А. И. Введенском и Д. И. Хармсе свободные, и, видимо, малодостоверные воспоминания, долгое время существовавшие только в самиздате. Воспоминания были опубликованы в 1980 году В. И. Глоцером, и были написаны в жанре литературного анекдота. В кругу людей, знавших Хармса и Введенского, эти воспоминания были приняты крайне негативно: в них видели путаницу времени, искажение событий, Я. С. Друскин и Т. А. Липавская считали, что «ни одного слова правды нет в её воспоминаниях».

Алиса Ивановна Порет с любимой собакой Хокусавой https://artguide.com/storage/event/5369/preview_picture.jpg
Портрет В.Э.Мейерхольда Автор работы: Порет Алиса Ивановна Параметры: Холст, масло. Размеры: 80х60 см. Дата создания: 1936 Местонахождение: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при
Портрет Д.Д.Шостаковича Автор работы: Порет Алиса Ивановна Параметры: Холст, масло. Размеры: 70,2х60 см. Дата создания: 1975 Местонахождение: Художественная культура Русского Севера Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) - советский композитор, пианис
С.М.Михоэлс в роли Короля Лира Автор работы: Порет Алиса Ивановна Параметры: Холст, масло. Размеры: 55х48 см. Дата создания: 1976 Местонахождение: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Михоэлс Соломон Михайлович
Фотография Порет Алисы Ивановны Фотосъёмка: Неизвестный фотограф Дата фотосъёмки: ?
Женский портрет (Крюкова И.П.) Алиса Ивановна Порет • Живопись, 1960-е
Руфа Николаева Алиса Ивановна Порет • Живопись, 1948
Портрет художницы Татьяны Алексеевны Тимофеевой Алиса Ивановна Порет • Живопись, 1952
Опять двойка. Саша Поляков Алиса Ивановна Порет • Живопись, 1952
Синяя птица или разговор о свободе. Портрет Роберта Барто Алиса Ивановна Порет • Живопись, 1974
Павел Николаевич Филонов Алиса Ивановна Порет
Портрет Даниила Хармса Алиса Ивановна Порет • Живопись, 1939
Алиса Порет. 1935 Источник: пресс-релиз «Галеев-Галереи»

Комментарии