Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, 22 августа 1941 года, большая часть оборудования Государственного фарфорового завода им.

Ломоносова и многотысячная коллекция заводского музея были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. В кратчайшие сроки там был налажен выпуск автосвечей для двигателей внутреннего сгорания танков и другой военной техники.
В Ленинграде перед зданием завода на Неве встали три военных корабля. Художники завода участвовали в их маскировке, используя для камуфляжа фарфоровые краски. Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.
Сотни сотрудников ГФЗ принимали участие в защите СССР в годы Великой Отечественной войны, трудились в блокадном Ленинграде и в Ирбите. Сотрудники завода в июне-июле 1941 года массово уходили на фронт и в народное ополчение, вступали в отряды ПВО. Многим из них не суждено было вернуться на завод.
Блокаду осажденного Ленинграда пережили ведущие художники завода Николай Суетин, Татьяна Безпалова-Михалёва, Елена Кубарская, Лидия Лебединская, Александра Щекатихина-Потоцкая.
В конце 1943 года под руководством Суетина возобновила работу Художественная лаборатория завода. В 1944 году, в канун 200-летия завода, художник Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой Императорского фарфора. За основу Яцкевич взяла сервиз «Собственный», изготовленный еще для Елизаветы Петровны.
После снятия блокады и возвращения из эвакуации оборудования и коллекции музея на заводе началось восстановление производства. Основной продукцией завода стало санитарно-техническое оборудование, в чем испытывал острую потребность возрождавшийся город. Постепенно возобновлялось и производство художественного фарфора.

Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). Его узнают и заграницей, считая одним из символом русского фарфора. Эту синюю сеточку создала художница завода Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952) в 1944 году.
Сервиз именно в таком цветовой исполнении в 1958 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Это стало большой неожиданностью, так как в отличии от многих экспонатов выставки сервиз не создавался специально для нее, а был в ассортимента завода уже больше 10 лет и являлся примером классической фарфоровой продукции ЛФЗ (тогда еще Ломоносовский фарфоровый завод). С того времени за узором и закрепилось название «Кобальтовая сетка». Сразу после выставки популярность на эту модель посуды в Советском Союзе резко возросла. Многие мечтали иметь на своем столе если уж не сервиз, то хотя бы чайную чашечку со знаменитой синей сеточкой.
Впервые посуда с таким узором вышла в 1944 году, но была она не синей, а золотой. Но художнице не понравилось, как золотая сетка смотрится на готовой продукции и она изменила цвет на последующих моделях с золотого на насыщенно синий, кобальтовый. Так впер
Это сервиз XVIII века, созданный самим Дмитрием Виноградовым для Елизаветы Петровы, который носит название «Собственный».
А что за стало его прототипом и откуда взяла художница эту идею?

Существует две основных версии как у художницы Анны Яцкевич возникла идея этого рисунка и какая из них правильная спорят до сих пор. По первой версии идея «кобальтовой сетки» была навеяна другим сервизом с сеточкой. Это сервиз XVIII века, созданный самим Дмитрием Виноградовым для Елизаветы Петровы, который носит название «Собственный». В 1944 году фарфоровому заводу исполнялось 200 лет и главный художник Н. М. Суетин посоветовал художникам фабрики подготовить к этому событию изделия на классические мотивы из истории русского фарфора. Он и подсказал Анне Адамовне попробовать сделать рисунок по аналогии с Собственным сервизом Елизаветы Петровны. В этом сервизе на ажурной сетке были вписаны маленькие розовые цветочки.


По второй версии идея кобальтовой сетки возникла у Анны Абрамовны по аналогии с заклеенными крест накрест окнами домов в блокадном Ленинграде. Художница пережила блокаду, потеряла мать и сестру в голодные годы и таким образом хотела увековечить их память. Сами художники в большинстве своем склоняются к этой версии


Кобальтовая сетка всегда рисовалась вручную, но в последнее время завод перешел на декорирование деколью (переводная картинка), чтобы снизить цену на изделия с кобальтовой сеткой и сделать их более доступными. По мнению коллекционеров и любителей фарфора деколь конечно же проигрывает ручной росписи, но это уже совсем другая история.

Не так давно появились и новые интерпретации классической кобальтовой сетки. Это «Сетка Блюз» (красная сетка), «Сетка Джаз» (золотая сетка) и Платиновая сетка. Эти «сетки» так же выполняются с помощью картинок-переводок, а не ручной росписи.

К сожалению Анна Адамовна не дожила до дня, когда разработанная ей роспись стала известной и одной из самых любимых, она скончалась в 1952 году.

Комментарии

Комментариев нет.