13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино.

В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Всеволодович Иванов). В несоответствии с последней волей писателя (быть похороненным рядом с матерью) его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:
Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы — в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигну 40−50 лет.
Литература — это святая святых — отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых «высоких» трибун — таких как Московская конференция или XX партсъезд — раздался новый лозунг «Ату ее!» Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, — выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же «дубинкой».
С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!
Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это — «партийностью». И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность — при возмутительной доле самоуверенности — тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и — по возрасту своему — скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить…
Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, — кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего.
Литература — это высший плод нового строя — унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды.
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.
Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.
А. Фадеев
13 мая 1956 года
Опубликовано: Гласность. 1990. № 15. С. 6.

Самоубийство Александра Фадеева. Почему ушел из жизни советский классик?
Дача Фадеева в Переделкино
Александр Фадеев в молодости
Генерал Конев, писатели Шолохов, Фадеев и Катаев на командном пункте Западного фронта, 1941 год/ © РИА Новости
Писатели Алексей Николаевич Толстой (слева) и Александр Александрович Фадеев. Фото: © РИА Новости
Фадеев 1 мая 1956 года, за 12 дней до смерти/ © РИА Новости
Смерть

Незадолго до смерти Сталина Маленков поручил Фадееву новое задание партии — прославить человека труда так же, как он прославил молодёжь в "Молодой гвардии". Началась работа над романом "Чёрная металлургия". Но вдохновение оставило писателя. Он пытался отойти от общественной деятельности, выхлопотал себе отпуск для работы, но из-за неумеренного употребления алкоголя начались проблемы со здоровьем. И вместо работы над романом приходилось лечиться. А когда был здоров — его снова выдергивали для подписи каких-то документов или в заграничные поездки.
Титульный лист одного из первых изданий "Молодой гвардии". Фото: © Wikipedia.org
В итоге роман он так и не написал, а Сталин вскоре умер. Какое-то время Фадеев ещё пытался его закончить, но так и не нашёл возможности.
На ХХ съезде партии в 1956 году Фадеева перевели из членов ЦК в кандидаты. Кроме того, его подверг критике Шолохов, негативно отозвавшийся о властолюбии главного литературного генерала, который чрезмерно увлёкся административной работой и в итоге завалил всю литературу. "В результате не имеем ни генсека, ни писателя", — резюмировал Шолохов.
Тем не менее сказать, что эта критика сокрушила Фадеева и стала причиной его самоубийства, было бы прегрешением против истины. Он в идеологических баталиях за 30 лет нарастил такую броню, что столь аккуратная критика вряд ли могла его задеть. В 20–30-е годы на литературных фронтах громили друг друга, не стесняясь в выражениях.
Титульный лист одного из первых изданий "Молодой гвардии". Фото: © Wikipedia.org
13 мая 1956 года писатель застрелился на своей подмосковной даче. Он оставил предсмертное письмо, однако его содержание позволяет трактовать его как угодно.

Непрочитанная записка

Через час на узкой дороге перед дачей №4 стало тесно — приехало несколько "скорых", милиция, зачем-то пожарная машина. Дом наводнили следователи в фуражках с темно-синими околышами — сотрудники Комитета Государственной безопасности. На прикроватной тумбочке лежало письмо с крупно написанным на нем адресом — "В ЦК КПСС". Когда его взял в руки следователь Одинцовской прокуратуры, письмо тут же забрал у него сотрудник органов: "Это не для вас".

Спустя день в газетах появился некролог. Его слова были жесткими —

А. А. Фадеев в течение многих лет страдал прогрессирующим недугом — алкоголизмом. <...> 13 мая в состоянии депрессии, вызванной очередным приступом недуга, А. А. Фадеев покончил жизнь самоубийством.
Долгое время у нас считалось, что Александр Фадеев ушел из жизни действительно на фоне беспробудного пьянства, в депрессии от того, что потерял должность Генерального секретаря и председателя правления Союза писателей. Но так ли это на самом деле
По воспоминаниям Михаила Шкерина,

потрясая газетой, он неистовствовал:

– Ну, ты подумай, какую подлую причину выставили! Прочитал вот, звоню в Президиум ЦК. Разговаривал с Ворошиловыми. Зачем, спрашиваю, такую версию опубликовали, посмертно унизили талантливейшего писателя, героя гражданской войны, вместе с делегатами десятого съезда партии штурмовавшего мятежный Кронштадт в двадцать первом году, тяжело раненного в том бою, – зачем? И знаешь, что сказал в ответ Ворошилов ноющим голосом? Он, слышь, нам страшное письмо оставил, на личности членов Политбюро перешел! (М. Шкерин. С. 5).

Откликом на самоубийство Фадеева и правительственный некролог стало написанное тогда же стихотворение Бориса Пастернака:


Культ личности забрызган грязью,
Но на сороковом году
Культ зла и культ однообразья
Еще по-прежнему в ходу.

И каждый день приносит тупо,
Так что и вправду невтерпеж,
Фотографические группы
Одних свиноподобных рож.

И культ злоречья и мещанства
Еще по-прежнему в чести,
Так что стреляются от пьянства,
Не в силах этого снести.
(Б. Пастернак. Т. 2. С. 280)
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В молодости Фадеев был влюблен в одноклассницу Асю Колесникову и пронес воспоминание об этом чувстве через всю жизнь. Первый брак с Валерией Герасимовой развалился быстро, но они в дальнейшем прекрасно общались, Фадеев всегда помогал ей. У Фадеева был также роман с актрисой Тамарой Адельгейм, ничем не завершившийся. Личное, но не самое простое счастье он обрел во втором браке — со знаменитой актрисой Ангелиной Степановой. Фадеев, мечтавший о детях, усыновил ее сына Александра, а их общий сын Миша появился на свет в 1944-м. Оба супруга были постоянно заняты, что мешало отношениям. Омрачали их и его романы. Тем не менее Степанова и Фадеев не расставались, любя друг друга.
Ангелина Степанова после смерти своего Саши ушла в работу. Прожила долго, похоронила старшего сына. А своего Сашу она пережила на 44 года и четыре дня.

Комментарии

  • 19 мая 10:27
    Ничего не изменилось! Как правили бездари так и правят!
  • 19 мая 12:16
    Сытно ел Жил с удобствами..
  • 20 мая 14:06
    Боже, какой он молодец, как все верно. Уважаю еще больше!
  • 20 мая 23:09
    Очень искренний человек...
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 22 мая 18:45
    Зачем всё это вы таскиваете ?!
  • 22 мая 22:17
    Настоящий коммнист-ленинец перед смертью заберёт на тот свет хоть одного врага, а не застрелится как слабак, обиженный такими же коммунистами-ленинцами. Советских людей учили бороться с врагами.
  • 25 мая 00:07
    драма...с кучей невысказанного..такая была путанная реальность...
  • 27 мая 16:49
    Помню изучали в школе. Но я так и не прочитал. Хрень полная.
    Вот такие все гда лезут на административные должности.
  • 2 июн 07:03
    Сам себя назвал "одарённым талантом" что и говорить самомнение через край, пошёл бы этот "талант" куда подальше.
  • 5 июн 10:05
    Людям творческим нельзя повязывать руки, но и Творец должен понимать, что живет в Обществе...
  • 14 июн 00:13
    Пикулю ещё сложнее и хуже пришлось после Нечистой силы
  • Вт 15:07
    Не прочитал, а высказываешься…
    Необ’ективно…
    А я помню кусок из романа про немца , который накопил много золота с убитых людей и хранил его на своем теле в таком пошитом футляре с кармашками…
    И очень все написано было реалистично и сильное чувство отвращения вызывал…
    Мастер так только мог написать ….
    И нечего припечатывать писателя своими неумными словами…
    А сядьте и прочитайте… заодно проверите поумнели вы или таким же недалеким школьником остались….