Во второй половине XIX в.

под влиянием городской(подчерк.-городской) моды крестьянская вышивка получает распространение в технике крестом. Её широкое бытование на всей территории России было связано, во многом, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла, в том числе «народное», по цене 1 коп. за кусок.
К 1880-м годам мастерская переросла в крупную фирму, торговавшую по всей стране. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, покупателям . Интерес общества к отечественной истории, культуре являлся характерным веянием времени.
Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества. Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали традиционной крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах) и городская одежда, выполненная в «русском стиле».
Тогда же, в XIX в.,стали распространятся альбомы, предлагавшие схемы вышивок крестом, ниже приведены образцы из такой печатной публикации, имеющей полное название - «Русская вышивка, исполненная К.Далматовым атласом, цветным шелком на мягкую мебель, и по полотенцу на карнизы окон и дверей в Русский терем датского королевского парка Фреденсборг в 1889г.
Узоры взяты К.Далматовм из обширного его собрания старинных образцов народного шитья великоруссов Московской, Новгородской, Тверской и Ярославской губерний». http://ok.ru/group53118717001969/topics/-2059437811

Комментарии