ГОСПОДА-ТОВАРИЩИ СТУДЕНТЫ

Студенты во все времена похожи друг на друга. Столетия меняют их внешний вид, учебный распорядок, содержание обучения. Но сам студент – молодой неутомимый исследователь жизни, стремящийся найти применение себе в теоретических науках или в практической деятельности – остается таковым на протяжении веков. Будь то средневековая Сорбонна, «Лига плюща» или Петербургский университет, студента всегда отличают жизнелюбие и амбиции. «Будем веселы, пока мы молоды», – так поется в бессмертном «Gaudeamus».
КАК ПОСТУПАЛИ В УНИВЕРСИТЕТ
После учреждения в 1724 году Академического университета серьезной проблемой оказалось не только отсутствие в стране квалифицированного преподавательского состава, но и недостаточный уровень подготовки молодых людей для поступления в университет. Поэтому одновременно с университетом была создана Гимназия. А пока самые первые его студенты – восемь человек, были набраны в Германии. В последующие годы в студенты стали принимать представителей наиболее образованных классов – детей иностранцев на русской службе и семинаристов, выпускников духовных училищ.
Тем не менее, весь XVIII век вопрос «кто же будет учиться в университете» оставался актуальным. По изначальному замыслу универсантами должны были стать дворянские дети, но на практике представители благородного сословия не торопились отдавать своих чад в учение. В их глазах корпеть над книгами в течение нескольких лет было не более чем пустой тратой времени: основным занятием дворянства была служба, для которой обучение в университете было скорее не помощью, а помехой – потерей времени, которое можно было бы посвятить карьере. Вследствие этого случалось и так, что университет оставался вовсе без студентов.
В связи с отсутствием конкурса сама процедура поступления была в то время достаточно лояльной: вступительных экзаменов не проводилось, их заменяло собеседование с желающими поступить. Целью его было выявить: готов ли юноша к пониманию наук. Иногда собеседования для этого оказывалось недостаточно, и тогда абитуриентам назначался испытательный срок, длившийся до трех месяцев.
Академический университет просуществовал, фактически, лишь до конца 1760-х гг. В 1804 году в Санкт-Петербурге был учрежден Педагогический институт для подготовки учителей гимназий. Его студентами стали воспитанники духовных семинарий, принятые без экзаменов. Через 15 лет из них был сформирован преподавательский состав возрожденного в 1819 году Петербургского университета.
Новая процедура поступления была уже более похожа на современную: абитуриенты, получившие домашнее образование или не окончившие гимназического курса должны были выдержать вступительные испытания: опрос по латыни и греческому языку, новым европейским языкам, математике и истории. Получившие неудовлетворительные отметки могли быть оставлены в подготовительное отделение. Лица же, имевшие успехи в гимназическом учении (то есть успешно окончившие гимназию) от вступительных испытаний освобождались. Не трудно догадаться, что причиной столь лояльного отношения вновь было не слишком большое количество желающих поступить в университет. Привычный для нас конкурс при поступлении появился лишь к концу 1850-х годов, когда значительное число молодых людей в России уже имели хорошее среднее образование. Это привело к повышению требований и усложнению вступительных испытаний. Тем не менее, льготы для обладателей гимназического образования оставались неизменными. По завершении вступительных испытаний новоявленных студентов ожидала торжественная церемония зачисления в Университет, где им вручались Правила поведения, написанные на латинском языке. Студенты давали обязательство беспрекословно следовать этим правилам, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку.
Ограничения по приему касались студентов иудейского вероисповедания, не имели права поступить в университет дети рабочих и крестьян. В конце 1850-х годов женщины получили возможность посещать лекции университета в качестве вольнослушательниц, но скоро это разрешение вновь было упразднено (во второй половине века женщины, тем не менее, уже имели возможность получить высшее образование, для них были созданы специальные Высшие женские курсы).
В 1918 году университетское образование стало доступно ущемленным прежде категориям граждан бесплатно и без вступительных испытаний. Теперь запрет на обучение в высшем учебном заведении распространялся на лиц дворянского или чиновничьего происхождения. Для того чтобы иметь возможность получить образование им приходилось прибегать к хитростям: например, наниматься на производство, чтобы войти в категорию «рабочие». Для подготовки к поступлению огромной массы новых студентов были созданы рабочие факультеты (рабфаки). В 1922 году была вновь установлена плата за обучение, уровень которой напрямую зависела от социального статуса студента.
В 1920-е годы был отменен свободный конкурс: на факультет советского права, например, можно было поступить только по направлению государственных органов. Однако уже в середине 1930-х годов право поступления было возвращено всем гражданам от 17 до 35 лет.
Абитуриенты юридических институтов, заменивших собой юридические факультеты университетов, помимо общих экзаменов (сочинение, грамматика, литература, политграмота, математика, физика, химия), дополнительно сдавали историю и географию. В послевоенные годы объем вступительных экзаменов для будущих юристов сократился до трех испытаний: истории, сочинения и литературы. Сейчас, с введением Единого государственного экзамена, начинается новая страница истории образования.

Комментарии