Комментарии
- 23 мая 2018 07:25Однажды летела с Олялиным в самолете из Красноярска в Абакан.Это было в начале 90-х...Удивительно скромный человек! Светлая память!
- 23 мая 2018 09:04Спасибо актеру за прекрасные образы,созданные вкинофильмах!!
- 23 мая 2018 09:23Огромное спасибо авторам за рассказ о жизни Замечательного актера Николая Олялина!!! Это наша история. Жизнь наших отцов и наша жизнь. Живы еще люди , знавшие его. Знаем и помним фильмы с его участием , мы . Светлая память
- 23 мая 2018 10:02Типичный русак, родился в Вологодской обл, образование тоже получил в России. Автор пишет:" Украинский и российский актер". Он что, нерусский?... Ну работал потом на Украине.
"Российский" - можно сказать и про еврея, не не про русского. - 8 июн 2018 23:04Какие красивые актёры были в Советском Союзе! А сейчас, по-моему, вообще забыли о такой штуке, как профпригодность. В том числе и внешние данные. Поэтому, наверное, и с удовольствием смотрим старые фильмы.
- 9 июн 2018 10:55Люди! Какая разница: российский или украинский, где жил. Жили мы все в СССР. Он Замечательный актер!!! Человеееек!!!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
22 мая 1941 года родился Николай Владимирович Олялин— советский, украинский и российский киноактёр, кинорежиссёр и сценарист.
Народный артист Украины (1979)
Лауреат премии комсомола Украины (1972)
Кавалер ордена князя Ярослава Мудрого V степени
«Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел. Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу». Николай Олялин.
Николай Олялин родился 22 мая 1941 года в деревне Опихалино Вологодской области.
Через месяц после его рождения началась война, а когда она закончилась, через Вологду начали возвращаться фронтовики. Отец Николая тоже воевал на фронте, и позже Николай Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать».
Маленький Коля Олялин в детстве очень любил ходить в кино, куда его пускали бесплатно. Пересмотрев бесчисленное количество раз «Чапаева» и «Тарзана», Олялин решил, что обязательно будет артистом, и записался в детский драматический кружок вслед за своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз нужны были ребята для участия в эпизодических ролях без слов или с одной двумя фразами. Но, даже неразговорчивые солдаты из детских спектаклей у Коли поначалу не получались. Николай Олялин вспоминал: «Когда уже начались репетиции, у меня не получалось со словами, когда надо было говорить, у меня все сжималось, я так скукоживался и сидел».
Однажды на спектакль пришли ребята из школы, в которой учился Николай. Увидев, что у Олялина ничего не получается на сцене, они прямо из зала стали дразнить его и обстреливать из резинок. Но Николай проявил характер, и неожиданно сыграл так хорошо, что удивился даже руководитель студии.
В послевоенной Вологде слово «артист» было если не ругательным, то довольно обидным. Поэтому, окончив школу, Николай по настоянию отца, работавшего портным, поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но еще до экзаменов юноша изменил решение, и на следующий год Николай Олялин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Причем, талантливого юношу приняли в институт даже несмотря на то, что у него, как у многих жителей Вологды, был заметный северный говорок.
В 1964 году по окончании института Николая направили в Красноярск, где создавался театр юного зрителя. Но у молодого актера сложились неважные отношения с главным режиссером. Как позже признавался Николай Владимирович, причиной тому был его неуживчивый характер. Олялину приходилось играть в то время, в основном - такие эпизоды, как, например, слуга Брандуан в «Полоумном Журдене». Но и в маленьких ролях Николай привлекал внимание зрителей, и был признан лучшим комиком Красноярского края.
Когда у молодого актера появились первые поклонницы, то среди них оказалась и та девушка, которая стала спутницей Николая на всю жизнь – Нелли, работавшая вторым секретарем райкома комсомола. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и через месяц после их знакомства Нелли и Николай официально вступили в брак. С тех пор они были неразлучны. У Николая и Нелли родились двое детей – Владимир и Ольга. Никто из них не пошел по стопам отца, чему сам Олялин был рад. «В семье, нормальной советской семье, достаточно одного артиста», - считал Николай Владимирович.
В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино в роли летчика-испытателя в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни летные». Актер вспоминал, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол – зачем тебя только пригласили?! Николай Олялин рассказывал: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. - жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится - ты будешь знаменитым!» Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…» Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм…
Молодому актеру посыпались приглашения от режиссеров. «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» - во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещен. Все дело в том, что руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения. Возможно, такая же история произошла накануне съемок фильма «Освобождение», но Николаю помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении, и чтобы отправиться на пробы, Олялину пришлось пойти на хитрость. Актер взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий.
По словам Николая Олялина эпопея «Освобождение» – «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина с документальной достоверностью воссоздавала события Великой Отечественной войны. И надо отдать должное режиссеру и актерам, которые смогли передать окопную правду через судьбы отдельных людей.
В молодом Олялине режиссер Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. Роль командира артиллерийской батареи Цветаева была настолько достоверно сыграна Николаем, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Олялина. Актер рассказывал, что после премьеры к нему подошел седовласый орденоносец и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!» Олялин, родившийся ровно за месяц до начала войны, был растроган до слез…
Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира, а на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии. На волне первого большого успеха Олялин переехал в Киев, где его с радостью приняли на киностудии имени Довженко. Режиссеры с удовольствием использовали удачно найденный актером образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет», в котором актер сыграл майора артиллериста Топоркова. А спустя год Олялин сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.
Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. В институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже к военкому не пошел сам актер. Николай Олялин вспоминал: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…»
Но Олялин ирал не только военных. В картине «Секундомер» он воплотил на экране глубокомысленный образ футболиста, которому предстояло по возрасту расстаться с большим спортом. Тут опять очень пригодилась своеобразная фактура артиста — как будто его год морили голодом, а также имя и фамилия — Николай Олялин, созвучные имени известного футболиста того времени Николая Осянина, игравшего в «Спартаке» и в какой-то степени ставшего прообразом главного героя картины.
Роли военных и спортсменов, сыгранные Олялиным, позволили получить Николаю премию Ленинского комсомола Украины.
Благодаря удачным работам в кино на актера обратили внимание и театральные режиссеры. Олег Ефремов, принявший руководство МХАТом, звал его к себе? обещал помочь с жильем, и давать лучшие роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался.
В 1970-х годах Николай Олялин достиг пика своей популярности. Его стали приглашать на самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова - героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актера – роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», ироническом триллере «Бешеной золото», приключенческом фильме «Золотая речка»… Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И даже не имея украинских корней, в 1979 году был удостоен звания народного артиста Украины.
Во второй половине 1970-х годов Олялина знала и любила вся страна. Многочисленные поклонницы буквально одолевали актера, в Киеве ему пройти по улице было просто невозможно. Можно себе представить, каково было жене артиста, обладающего такой внешностью и такой популярностью.
Николай Владимирович признавался, что на пике славы не избежал мимолетных влюбленностей. Дошло до того, что у них с Нелли назревал разрыв, но жена Николая Владимировича сумела достойно выдержать и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и телефонные звонки, и сотни писем почитательниц таланта Олялина. Пользовался популярностью Николай Олялин и у официальных властей. Актер вспоминал такой случай: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня».
Избыток обрушившейся на Олялина славы сопровождался частыми банкетами с употреблением спиртных напитков. Из-за злоупотреблений Олялина зашла речь даже об увольнении Олялина со студии Довженко. Но в трудных ситуациях он всегда получал поддержку своей жены Нелли. Недоброжелатели жаловались на Олялина Владимиру Щербицкому, но первый секретарь ЦК Компартии Украины был поклонником артиста, и решил помочь Олялину. Николая Владимировича чуть ли не в приказном порядке вызвали в 4 управление минздрава к наркологу, где его вылечили раз и навсегда. И в 1980-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актер исполнил роль Молчана.
Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без работы. По словам Олялина: «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».
В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух картин – «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка». Но его работы так и остались невостребованными - ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти фильмы о любви не вызвали интереса. От всего этого можно было впасть в полное отчаяние, но надежду на лучшее, по словам самого актера, возродили в нем ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые, они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин. Сценарии для роликов «Русского проекта» писал Петр Луцик. Позже он пригласил Николая в свою картину «Окраина». Картина получилась доброй, выполненной в стиле эпическо-драматического сказа. Но за ней очередных ролей, к сожалению, не последовало…
Долгие годы Николай Олялин вообще не снимался в кино. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу», - объяснял он свою позицию. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста. Перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье артиста. Олялину была нужна сложная операция, но денег на нее у Олялина не было. Ему пришлось обращаться за помощью к друзьям и совершенно незнакомым людям. Операция прошла успешно, и Николай Владимирович благодарен всем, кто откликнулся на его просьбу о помощи.
Позднее об артисте вспомнили. В кино показывались другие войны, а Олялин оставался по-прежнему мужественным. Он окунался в эпоху Ричарда Львиное Сердце, и становился заправским афганцем. Николай Олялин сыграл во втором «Бумере», а также в «Ночном» и «Дневном дозоре» одновременно.
Олялин был верующим человеком, успевал писать стихи, работал на даче, выращивал розы, картошку, и даже сам доил корову.
Вечером 16 ноября 2009 года Николай Владимирович был доставлен в киевскую больницу на машине скорой помощи. Состояние Олялина было крайне тяжелым, врачи делали все возможное, чтобы спасти актера, но их усилия оказались напрасны.
Николай Олялин скончался 17 ноября 2009 года и был похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
О Николае Олялине была подготовлена телевизионная передача из цикла "Острова".