❇ВАЛИДЕ МИХРИМАХ СУЛТАН: ОДНА ИЗ МОГУЩЕСТВЕННЕЙШИХ ПРАВИТЕЛЬНИЦ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ЭПОХИ "ЖЕНСКОГО СУЛТАНАТА".

Единственная дочь Хасеки Хюррем Султан и султана Сулеймана Кануни – Михримах Султан – родилась 21 марта 1522 года во дворце Топкапы, в день весеннего равноденствия, из-за чего, согласно красивой легенде, и получила своё имя, на персидском языке звучавшее как «Михрю-Мах», что означало «Солнце и луна».
Согласно ряду источников, Михримах не была единственной дочерью султана Сулеймана Кануни, имевшего от разных наложниц предположительно ещё 3 дочерей (Фатьму, выданную в 1521 году замуж в 7-летнем возрасте, Разие, чьей матерью, по предположению, была Махидевран, и ещё дочь, умершую во младенчестве, чьё имя осталось неизвестным), но из этих дочерей она была самой младшей и, несомненно, самой любимой.
С раннего детства отличавшаяся дивной красотой (особенно светлыми волосами и глазами, нетипичными для Востока, за что Михримах получила прозвище "золотоволосой султанши") и острым умом, Михримах Султан благодаря своим родителям получила прекрасное воспитание и блестящее по меркам того времени образование: она свободно говорила на нескольких языках, что позволило ей впоследствии вести переписку с различными иностранными государственными деятелями, разбиралась в философии, истории, каллиграфии, политических науках.
Не имея фактических прав на османский трон и власть, Михримах, тем не менее, обладала колоссальным политическим авторитетом и находилась в кругах властьпредержащих всю свою жизнь, вплоть до смерти.
Данное обстоятельство объяснялось поначалу огромной любовью к Михримах её отца, султана Сулеймана, не желавшего разлучаться с дочерью даже после её замужества, что было обычной практикой в те времена: выдаваемые замуж за пашей султанши были обязаны следовать за своими мужьями в отдалённые провинции-санджаки, где порой могли провести всю свою жизнь вдали от столицы и родного дома, но биография Михримах в данном случае отошла от общепринятого канона благодаря решению её отца. Не желавший расставаться со своим любимым ребёнком и разлучать так же свою жену Хюррем с их единственное дочерью, Сулейман Кануни поспособствовал переводу своего зятя, дамата Рустема-паши, в Стамбул, и Михримах всю свою жизнь прожила в столице рядом с родителями, что так же поспособствовало укреплению её авторитета в политике, поскольку она так и не отдалилась от власти и даже более того - обрела опыт и влияние, необходимые ей для дальнейшего укрепления собственных позиций при нынешнем и будущих султанах.
В первые годы своего замужества, вплоть до 1553 года, когда после смерти шахзаде Джихангира здоровье исполнявшей обязанности Валиде Хюррем Султан пошатнулось, Михримах занималась в основном благотворительностью. Сфера деятельности султанши в этих вопросах оказалась несравненно широка: Михримах была главной помощницей матери в организации деятельности благотворительного вакфа/вакуфа - фонда, занимавшегося огромным пластом социальной работы в империи. Фонд Хюррем Султан занимался благоустройством столицы и пригорода, а так же провинций. По его инициативе, в Стамбуле были построены мечети и медресе, мектебы, хаммамы, больницы, лечебницы для душевнобольных, сиротские приюты, дома для помощи вдовам, странноприимные дома, недорогие гостиницы, караван-сараи, бесплатные столовые для бедных и голодающих, фонтаны, где-то отремонтирована, а во многих районах проведена система водоснабжения. Во все эти вопросы внутренней и социальной политики была активно включена Михримах Султан, помимо помощи матери курировавшая собственные благотворительные фонды, выступавшая как меценат, филантроп и просветитель, одна из первых османских султанш ратовавшая за увеличение важности роли женщины в обществе, выступавшая за развитие женского образования в государстве, что было не столь развито. Блестяще образованная женщина, знавшая несколько языков, активно переписывавшаяся с иностранными правителями, Михримах Султан строго следила за исполнением правил шариата относительно положения женщины в семье, заботилась об осиротевших детях и детях-беспризорниках, оставшихся без опеки взрослых, ратовала, чтобы как можно большее число османских подданных получали хотя бы азы образования и грамотности.
В частности, именно в эти годы, ещё до принятия титула исполняющей обязанности Валиде Султан, Михримах на личные средства построила значительный архитектурный комплекс в Бешикташе, в который, помимо мечети, входили больница, имарет, караван-сарай и мектеб с медресе (начальная и средняя школы соответственно).
Многие мечети, в строительстве или реставрации которых поучаствовала Михримах Султан, впоследствии увековечили её имя в своих указателях, напоминая своим прихожанам, что, к примеру: "Сия мечеть построена на средства благолепной, добродетельнейшей, сиятельнейшей и благороднейшей султанши Михримах Султан Хазретлери, высокородной дочери султана Сулеймана-хана и Хасеки Хюррем Султан".
К моменту смерти своей матери (1558) и мужа (1561) Михримах Султан фактически руководила деятельностью более сотни благотворительных вакуфов-фондов по всей Османской империи и даже за её пределами. Рустем-паша, любимый и единственный супруг Михримах Султан, так же являвшийся создателем нескольких десятков благотворительных организаций, после своей смерти завещал супруге руководство ими, и после его кончины Михримах включила благотворительные проекты супруга в сферу своей, уже привычной ей, деятельности.
Именно в эти годы началось тесное сотрудничество Михримах Султан с великим архитектором и зодчим Мимаром Синаном, которому она лично покровительствовала, и который на её средства возвёл мечеть Искеле Джами, ныне носящую её имя, в Ускюдаре (этот проект начал её муж Рустем-паша, но не успел закончить его по причине своей смерти, мечеть так же известна, как Мечеть дамата Рустема-паши, где были похоронены сыновья Рустема и Михримах) и мечеть имени Михримах в Эдирнекапы. Красивая легенда говорит о том, что 21 марта, в день рождения султанши, смотря на минареты мечетей, посвящённых Михримах Султан, можно увидеть заходящее солнце и всходящую луну – напоминание об имени султанши, которое великий архитектор увековечил своим мастерством и умелым математическим расчётом.
К сфере благотворительной деятельности Михримах Султан следует так же отнести обширную сеть её помощи вдовам и сиротам, а так же - оплату приданого многим осиротевшим девушкам, без приданого не имевшим шанса устроить свою супружескую жизнь: поначалу Хюррем, а впоследствии Михримах и Нурбану Султан взяли на себя обязанность помогать таким сиротам, выступая их фактическими опекуншами и часто помогая им из своих личных средств (что впоследствии взяла в практику так же Кёсем Султан и в чём почему-то помнят только её, хотя она не являлась первооткрывателем в этой сфере благотворительности). Так же, уже будучи Валиде Султан, Михримах способствовала ликвидации последствий страшного пожара в Еврейском квартале в 1569 году, помогая из своих фондов обеспечить лечением, жильём, пропитанием и материальными ресурсами всех пострадавших (при посредничестве её киры-кадын еврейки Эстер Хандали), и похоронить за счёт государственной и своей личной казны всех погибших.
Будучи дочерью султана и женой паши, ставшего впоследствии Великим визирем, Михримах Султан не имела никаких прав на власть и не могла претендовать на тот политический авторитет, которым обладала в реальности, однако, именно она после смерти своей матери Хюррем стала фактической Валиде Султан и первой женщиной в империи по требованию своего отца, султана Сулеймана.
Многие исследователи, говоря о выдающихся представительницах "женского султаната", называя такие имена, как Хюррем, Нурбану, Сафие или Кёсем, почему-то несправедливо забывают о Михримах, объясняя свою "забывчивость" тем фактом, что в отличие от всех вышеперечисленных Михримах Султан являлась султаншей крови и никогда не была рабыней и наложницей/женой падишахов, коими являлись её мать и последующие султанши.
Однако именно в этом и есть уникальность положения Михримах - первой и единственной за всю османскую историю женщины, являвшейся султаншей крови, которая не только выполняла обязанности Валиде, но ещё и фактически являлась таковой дважды - при отце (1558 - 1566) и брате (1566 - 1574), а в целом у власти находилась намного дольше, чем многие представительницы "женского султаната" за всю свою жизнь.
После обретения своего положения Валиде, Михримах Султан в полной мере включилась и во внешнюю политику Османской империи, ведя активную дипломатическую переписку с различными государственными деятелями иностранных держав (в частности, сохранилась её переписка с польским королём) и став одним из главных политических советников отца и брата (в частности, сохранились письма Михримах к отцу, в которых она обещала поддержать его в случае его военного конфликта с Мальтой, и соорудить на свои личные средства флотилию из 400 военных кораблей), сосредоточив в своих руках всю полноту власти, какую только могла в тот момент иметь в Османской империи женщина.
Правление Михримах в 1558 – 1566 г. при её отце было уникальным политическим явлением того времени: по сей день это первый и единственный случай в османской истории, когда в качестве Валиде Султан находилась не мать, не жена и не наложница падишаха, а его дочь, а впоследствии – сестра. Сохранились сведения, согласно которым Михримах продолжала оказывать на стареющего отца огромное влияние, оставаясь его главным политическим советником.
После смерти султана Сулеймана Кануни в 1566 году полномочия Михримах Султан в качестве Валиде должны были закончиться, но воцарившийся султан Селим настоял на том, чтобы сестра продолжила управление гаремом и оставалась его политическим советником, несмотря на растущее влияние Хасеки Нурбану Султан, любимой наложницы, а впоследствии жены Селима II. Судя по всему, отношения между Михримах и Нурбану не были враждебными, а базировались на искусной дипломатии со стороны обеих женщин, поскольку об их конфликтах по поводу деления власти ничего не известно, а после того, как в 1571 году Селим и Нурбану заключили никах, Михримах добровольно «отошла» от власти, практически передав управление гаремом в руки Нурбану и сосредоточившись только на благотворительной деятельности, однако сохраняя своё положение исполняющей обязанности Валиде Султан вплоть до смерти брата в 1574 году (к слову, исполняющей обязанности Валиде Михримах была хронологически дольше тех султанш, которые учёными признаются как непосредственные участницы "женского султаната" - Нурбану и Сафие. Михримах являлась Валиде в течение 16 лет (1558 - 1574) а в целом у власти - более 35 лет, с момента своего замужества, Нурбану - 9 (1574 - 1583), у власти в целом - около 25 лет, Сафие - 8 (1595 - 1603), хотя у власти находилась около 20 лет).
В своей монографии лорд Дж.П.Кинросс приводит слова венецианского дипломата, встретившего сестру султана Селима II «в Старом дворце», на основании чего делает вывод о сложных и конфликтных отношениях между детьми Сулеймана и Хюррем, а так же об изгнании и ссылке Михримах Селимом и Нурбану в Старый дворец («Дворец слёз») в Эдирне, куда отправлялись жёны и наложницы умерших султанов. Однако, историческая наука приводит убедительные доказательства того, что Михримах Султан во «дворце слёз» в Эдирне не жила никогда: после смерти мужа она, действительно, переселилась в «Старый дворец», но дворец этот находился на территории Топкапы и назывался Чинили Кьёшк, или Изразцовый павильон, где до пожара 1541 года находился султанский гарем, и где когда-то и родились все дети Сулеймана и Хюррем. После пожара гарем был переведён в основное здание Топкапы, а Чинили Кьёшк после ремонта и реставрации, стал резиденцией, где располагались покои Михримах, исполнявшей обязанности Валиде Султан.
Михримах Султан стала самой долговечной из всех детей Сулеймана и Хюррем, пережив своих родителей, всех братьев и многих племянников и невесток. Она скончалась 25 января 1578 года за два месяца до своего 56-летия, что в те времена означало глубокую старость, и была со всеми почестями похоронена её племянником султаном Мурадом и своей невесткой Валиде Нурбану Султан в тюрбе своего отца Сулеймана Кануни.
Это тоже был первый и единственный, уникальный случай в османской истории – обычно дочерей и сестёр султанов хоронили при усыпальницах их отцов, но в отдельных гробницах, меньших по размеру и по значимости. Михримах же была погребена рядом с отцом, единственная из всех его детей удостоившаяся подобной чести (такова была прижизненная воля Сулеймана Кануни, завещавшего сыну и внукам по смерти Михримах похоронить её рядом с ним, дабы и в смерти не разлучаться с любимой дочерью), и более того – она стала единственной урождённой султаншей османской династии, похороненной в одном тюрбе с правителем, что фактически уравняло её в правах с шахзаде и указало её статус, как полноправного члена династии Османов (первой султаншей-женой, удостоившейся чести быть похороненной в одном тюрбе с мужем-султаном, стала Нурбану Султан).
Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Михримах Султан – уникальная фигура среди султанш «женского султаната»: она единственная султанша крови из всех представленных правительниц, имевшая положение Валиде, будучи дочерью и сестрой султанов, по смерти уравнявшаяся в правах с шахзаде-наследниками престола. Доказательства обширной благотворительной деятельности Михримах Султан существуют по сей день, а её личность и деяния продолжают вызывать неподдельный исторический интерес и заслуживают дальнейшего глубокого и всестороннего профессионального изучения.

❇ВАЛИДЕ МИХРИМАХ СУЛТАН: ОДНА ИЗ МОГУЩЕСТВЕННЕЙШИХ ПРАВИТЕЛЬНИЦ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ЭПОХИ "ЖЕНСКОГО СУЛТАНАТА". - 881641089758
❇ВАЛИДЕ МИХРИМАХ СУЛТАН: ОДНА ИЗ МОГУЩЕСТВЕННЕЙШИХ ПРАВИТЕЛЬНИЦ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ЭПОХИ "ЖЕНСКОГО СУЛТАНАТА". - 881641089502

Комментарии