ЧТО ОЗНАЧАЕТ КАЖДЕНИЕ В ХРАМЕ?

Посещая Богослужения в разных приходах невольно замечаешь , что в каждом приходе имеются свои причуды среди прихожан. Почему употребила я это слово "ПРИЧУДЫ", так только потому что о них вы нигде не прочтете. Хочу отметить, что причуды заразительны, для тех кто никогда не читал и не пытался прочесть о поведении в храме. Как правильно креститься, как правильно прикладываться к иконам, возжигать свечи и когда, как правильно и благоговейно потреблять антидоры и учить этому своих детей.
Сегодня мой пост о каждении. Мало кто знает смысл каждения и как вести себя во время него.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ КАЖДЕНИЕ В ХРАМЕ? - 857885297787
Еще до пришествия Христова богослужение древнего Израиля в Иерусалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определённые моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и христианской Церковью.

Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ КАЖДЕНИЕ В ХРАМЕ? - 857885298043
Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.
Фимиам также символизирует молитву. В молитве поется: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2). Во время каждения густые клубы благоухающего фимиама медленно и плавно поднимаются вверх, вот так и ум наш должен в мире и тишине восходить к Господу Богу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу.
Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий.
Священнослужитель совершая каждение, тайно (про себя) произносит 50-й псалом ("Помилуй мя, Боже..."), а обратясь к людям и кадя их, говорит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас."

На это молящиеся, (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву."

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама.

Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.
Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего просвещения и освящения.


Материал подготовлен с открытых православных источников.

Комментарии