ДРЕВНЕЙШИЕ ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА ................

Одним из древнейших государственных образований на территории Азербайджана является государство Аратта.
Оно возникло в IV – III тысячелетиях до н.э. на территории к югу и юго-востоку от озера Урмия в Южном Азербайджане (ныне это провинции Исламской Республики Иран - Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан).
Об этой стране есть свидетельства в шумерских клинописных источниках. В известных эпосах древности («Эн-Меркар и правитель Аратты», «Эн-Меркар и Лугалбанда») также встречается это название. Известно, что некоторые правители Аратты основывали города в Месопотамии (например, древний город Урук), а многие герои шумерских этносов вели свое происхождение именно от этой страны – «Страны Гор» - Аратты.
Тюркский танец "Яллы" на скалах Гобустана 10-12 тысяч лет назад.
(Карадагский район города Баку, Азербайджан)
Самое интересное, что во всех источниках название Аратта означает «Горная страна». Однако ни в одном языке древности нет слова (или словосочетания) «аратта», которое означало бы «горная страна» или вообще было связано с понятием "горы". Ни в одном, кроме тюркского языка.
Только в тюркском языке «таг, тау, таа» имеет значение «гора». Само же слово «аратта» в тюркском языке имеет несколько значений:
1. Учитывая свойственную тюркским языкам замену фонем р//л, можно сделать вывод, что слово «аратта» родственно современному слову «алтай». Сравните: Аратта – Алатта – Алатау – Алатей – Алтай (учитывайте также, что Алатау, Алатей, Алтай – названия, и поныне имеющиеся в тюркских языках). Возможно древнее название Аратта (Алатау) означает «красные, алые горы». Следует учесть и то, что спустя тысячу лет, то есть во времена мидийского царства на этой территории зафиксировано название Алатей-Алатау.
2. Опять же, учитывая замену р//л, можно сделать вывод, что слово Аратта (Алатау) – означает по-тюркски «великие горы» - «ала» - Улу (тюрк. «великий», «высокий»).
3. Если все-таки учитывать, что в данном тюркском названии замена р//л не произошла, то название Аратта родственно нынешнему названию «Карадаг» (букв. «Черная гора» или «Большая гора») – одной из исторических областей Южного Азербайджана. Сравните: Аратта – Каратау – Карадаг («даг» - «гора» в азербайджанском языке, то же что и «тау», «та» – в других тюркских языках).
Все эти три версии показывают нам, что древнее название «горной страны» Аратта – тюркское.
Есть еще одна версия (однако мы считаем ее менее вероятной, чем приведенные выше) о тюркско-алтайском происхождении названия Аратта. Так, по мнению некоторых ученых, слово «аратта» происходит от слова «арат» - так в Тыве, в некоторых районах Алтая и в Монголии до сих пор именуют скотоводов. В широком смысле слово «арат» означает народ – что опять же свойственно тюркам – называть свою родину, народ, людей одним общим словом – "оба" (oba), "эль" (el).
Однако, учитывая, что в источниках древности «Аратта» переводится как «Горная страна», первые три версии наиболее вероятны, чем версия о трудящихся-скотоводах Тывы и Монголии.
Учитывая еще, что в других языках древности слова тау, таа не означали «гора», то значит название Аратта – местное, данное самими жителями этой страны – а это доказывает, что языком населения Аратты был древний тюркский язык.
Еще несколько фактов об Аратте.
Правитель Аратты носил титул Эн. В тюркском языке слово «эн» означает «самый». Логично, что правитель был «самым» (эн) главным, «самым» первым.
Главной богиней Аратты была Ин-Ана (Инанна). Ин-Ана по-тюркски – «Главная Мать» (буквально «самая» - Эн (Ин)) Мать (Ана).
В клинописных источниках «Ин-Ана» расшифровывается как «Госпожа Мать» (сравните с тюркским «самая», [главная] Мать). Она была богиней плодородия и изобилия, то есть матерью – по-тюркски - Ана.
В III – II тысячелетиях до н.э. на территории Азербайджана существовало племя и государственное образование Кути (Гути). Кути проживали на территории к югу и западу от озера Урмия. Образ жизни их был полукочевой.
Воин из прототюркского племени Кути
Название «Кути», встречающееся в клинописных источниках, в некоторых переводах дается как «белолицые». Если учесть, что слово Кути происходит от прототюркского Ку (Аку), то данный перевод клинописных источников верен. Тюркское Ак (Аку) означает «белый», «чистый» (также «аку» означает «хороший», «славный»). До сих пор в Южном Азербайджане (где и проживали древние Кути) сохранилась область Акар (ныне - Ахар) - означающая по-тюркски "белые мужи".
Окончание -т (-ут) – в прототюркском языке является показателем множественного числа. Даже в средневековье это окончание существовало у тюрков: Тюркют (Türküt) – Тюрки, Урусут (Urusut) – русские. Скорее всего, в названии Гути употреблено именно это окончание: Агу (Аг, Гу) – белый, хороший; -ут (-т) – множественное число - агуути.
Еще больший интерес историков и этнологов вызывает племя и государство Турукки (Турук), существовавшее во II тысячелетии до н.э. в Южном Азербайджане.
Турукки жили в окрестностях озера Урмия. Многие исследователи считают их потомками жителей "горной страны" - Аратты.
Название племени говорит о тюркском его происхождении. Возможно, что "турук" ("türük") самая ранняя форма этнонима «Тюрк». Из этого следует, что наши предки были известны миру под этим именем еще 5 тысяч лет назад!
В пользу того, что Турук (Дуруг) – это ранняя форма названия «Тюрк» говорят следующие факты:
Существуют индийские и тибетские источники раннего средневековья, в которых уже известных всему миру тюрков все еще именуют, как «турук», «дуруг», «турукка». Из этого следует, что название «турук» относилось в раннем средневековье к тюркам. Это означает то, что и древнее название «Турук» возможно имеет тюркское происхождение.
Историк З.И.Ямпольский о тюрках Кавказа:
«В XIV веке до н.э. в древних ассирийских клинописных источниках отмечается, что на территории Азербайджана, в районе озера Урмия проживали туруки. Это сведение может служить доказательством того, что тюрки являлись древним населением Азербайджана.
В урартских клинописных источниках отмечается существовавшая в Азербайджане область, в которой проживал народ «турух». Это сведение мы также считаем доказательством того, что тюрки с древности проживали в Азербайджане.
Два автора первого века нашей эры независимо друг от друга (возможно, они использовали один и тот же источник) сообщают, что на Северном Кавказе и в окрестностях Дербента проживают племена турке».
К словам академика Ямпольского надо добавить и выступление К.И.Петрова на пленарном заседании научной сессии по этногенезу башкир, проходившей 13-15 мая 1969 года в Уфе:
"...Римский историк первых десятилетий нашей эры Плиний Секунд, заимствовавший сведения из источников до IV в. до н.э. перечисляя народы в Поволжье, прямо называет народ tyrk (тюрк), обитавший вплоть до «лесистых гор». Его современник Помпоний Мела дает транскрипцию turc. Это, конечно, не увязывается с привычной традицией, согласно которой этноним tyurk будто бы «впервые» возник и зафиксирован только в орхоно-енисейских надписях спустя шесть столетий в Монголии, откуда его распространили переселившиеся в VI в. тюркские племена..."
Как видим, тюрки были известны в античности и в Азербайджане, и Поволжье. А это свидетельствуют о том, что тюрки были распространены на одинаковое расстояние от Алтая еще в первом тысячелетии до н.э, то есть задолго до Великого переселения народов.
Племя Турукки (Турук) было родственным племени Су, которое проживало в III – IIтысячелетиях до н.э. в районе к югу от озера Урмия и в горах Загрос. О племени Су становится известно из ассирийских и урартских источников. Происхождение племени связывается с прототюрками (древнейшими тюрками) благодаря выявлению происхождения самого этнонима.
Считается, что племена Су, Турукки и Аратта – предки современных тюрков Кавказа. Однако племя Су, по мнению некоторых исследователей, является древнейшим предком не только кавказских тюрков, но и тюрков Сибири. Считается, что именно с племенами Су связано происхождение и развитие древних племен Субаров, которые, кочуя на север, смешались с другими тюрками Сибири, дав тюркское название этой огромной территории.
Слово «су» в тюркских языках означает «вода», «река». Так, по мнению исследователей, древние тюрки называли только своих сородичей, проживавших близ рек или других источников воды – озер, морей и пр.Обратите внимание, что в Сибири, как и на древней родине племен Су (Кавказ и Иранское нагорье) огромное количество рек.
Таким образом, можно также предположить, что еще в древности между населением Сибири и Азербайджана имелись родственные связи, каковые и сегодня существуют между тюркскими народами этих регионов и стран (тюрки-азери, тюрки-ахыска, сибирские татары и другие тюрки).
Племя Луллу (Луллубеи) проживало в III – II тысячелетиях до н.э. на территории вокруг озера Урмия (Южный Азербайджан). В клинописных источниках о племени Луллу есть некоторые сведения:
Есть упоминания о «лулу, принадлежащих [возможно «живущих в»] стране Су», «лулу из страны Шубар [Субар] (Субары - потомки представителей племени Су)». Следовательно, племя Луллу (Лулубеи) проживало на землях Су, и было в родственных (или, как минимум в нормальных) отношениях с этим прототюркским племенем.
Кроме того, Луллу в древних источниках называется близким к племени Туруки. Вероятнее всего древние источники имеют в виду близость в быте и языке – а это говорит о том, что Луллу были родственными древним тюркам – племени Туруки.
Если говорить о происхождении слова «луллубей», то нельзя не заметить в нем отдельные слова «луллу» и «бей».
Слово «бей» («бай») – тюрк., означает «большой», «богатый»; это также титул у тюркских народов. Название "бай" обычно употребляется и в сочетании с государственными понятиями - например совр. татарское слово "байсезлек" - [государственная] независимость. "Бай" у тюрков встречается и в названиях топонимов и гидронимов, например, в названии Азербайджан («Богатая огнем» страна, Страна огней), или Байкал («Богатое озеро»).
Сам же этноним «луллу» можно рассматривать в значении «человек из племени (страны, области) Лул» Мы рассматриваем это название с точки зрения тюркского языка, ибо с точки зрения семантики других языков того периода слово "луллу" ничего не означает - набор звуков и букв. Однако слово "луллу" обретает смысл именно в тюркском языке:
Окончание -лу (-лы, -ли) – тюркское, означает принадлежность к чему-то. Например, в азербайджанском языке: Şəki-li (-ли) – шекинец, Tovuz-lu (-лу) - житель Товуза; или в карачай-балкарском: Malkar-lı (лы) – балкарец. Следовательно, Lul-lu (-лу) - житель [местности] Лул.
Памятник в честь правителя племени Луллу-беи - Анубанини
Что касается письменности, которой пользовались луллубеи, - сохранилась надпись в честь правителя Луллу – Анубанини. Здесь использована клинопись, что свидетельствует о том, что луллу и другие им родственные племена (Турукки и Су) также пользовались клинописью.
О тюрках древности, проживающих в Передней Азии, в частности Месопотамии, также писал христианский миссионер Эрих Нюстрем в своем так называемом «Библейском словаре» (Сборник «Мировая Христианская миссия», под редакцией И.С.Свенсона, Торонто, 1985). Вот некоторые цитаты из этого «Библейского словаря»:
Глава «Вавилон»:
"…Согласно Библии, Вавилон был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичиках служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но был с ясными признаками турецко-татарского (тюркского – прим. Амира Эйваза) происхождения. Это был Аккадский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур, Эреж, Арку, Вавилон и др., о чем свидетельствуют надписи на кирпичиках и Библия... Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно забравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, даже после 1500-го года до Рождества Христова, называли себя в письменах: "царь Сумера и Аккада"".
--------------------------------------
Кстати, именно клинописью на языке шумеров и аккадцев были написаны и объяснены древние тюркские названия «Аратау» - «Горная страна», «Су» - «Вода» и др.
То есть, шумеры, аккадцы, а позднее даже ассирийцы, в своих клинописных текстах писали, что название страны «Аратау» означает «Горная страна», или что название племени «Су» означает «вода», «люди воды». Но только в тюркском языке эти слова имеют такое значение. В других языках древности (не принадлежащих "алтайской" языковой группе) нет таких значений. Значит аккадцы или шумеры, сообщали значение этих слов на том языке, которым пользовались сами жители «страны Аратау» (Аратты) или племени Су.
Возможно, что даже аккадцы и шумеры (учитывая факты, приведенные выше в цитате Эриха Нюстрема) были древнетюркского происхождения и объясняли эти общетюркские слова на своем родном, древнетюркском языке, - отсюда и правильно указанное значение.
Учитывая, что ассирийцы – семиты, то и тут логичным является то, что ассирийцы объясняли значение многих слов, таких как «су», «ич», «гуз», «турук», «тау», используя древние шумерские и аккадские тексты, ибо сами создали свое государство на землях древнего Шумера и Аккада.
Подведем некоторый итог: все эти племена и государственные образования (Аратта, Кути, Турукки, Су, Луллубеи) носят тюркские (древнетюркские) названия. Ни одному из языков древности, кроме древнетюркского, не свойственны эти названия и их указанная семантика – это свидетельствует о том, что все эти древнетюркские названия – это самоназвания, так именовали себя и были известны своим соседям древнейшие тюрки. Следовательно, в IV – I тысячелетиях до н.э. население древнего Азербайджана составляли тюркоязычные этносы и племена.

Название
Основные тюркские корни и аффиксы Значение в тюркском языке и источнике
Аратта (страна)
Al, Tau/Dağ, Ulu, Qara
[Страна] Великих (возможно красных, золотых или черных) гор; в шумерских источниках: "Горная страна"

Эн, Энси (правитель)
Ən Самый [главный]

Ин-Ана (главная божество в Аратте, богиня плодородия)
Ən, Ana
Самая [главная] мать; в шумерских источниках: "Госпожа мать"

Кути (племя, государственное образование)
Ak/Ağ, -ut
Белые; в шумерских и ассирийских источниках: "белолицые"

Турукки, Турук (племя, государственное образование)
Türk
Тюрки - согласно нашим исследованиям, именно древние племена Туруки впервые использовали название "тюрк" в своем этнониме.

Су, Субар (племя)
Su Вода, словом "Су" тюрки именовали своих собратьев, живущих вдоль рек, вблизи озер и рек.

Луллу-беи (племя, государственное образование)
Bəy, -lu Беки [страны] Лул

Алатей (область страны Манна)
Al, Ulu, Tau/Dağ
Красная (возможно золотая или великая) гора

Кызылбунда (область страны Манна)
Qızıl, Buta
Золотая бута
Уишдиш, Уиштин, Уишда (область страны Манна)
Beş, Üç, Diş, Dik, Tau/Dağ Пять (в некоторых источниках - три) зубов (в прочих источниках: вершин, пиков, гор)

Ушкая (поселение в Манне, на юге озера Урмия)
Üç, Qaya
Три скалы, ассирийские источники: "три горы"

Иранзу (объединитель племен Манны, правитель Манны)
İr/Ər, -ən, su
[Повелитель] множества мужей (воинов) [из рода] Су.

Ата (правитель Манны)
Ata Отец (видимо, в значении главный)

Улусуну (правитель Манны)
Ulu, -sin (согласно законам сингармонизма в тюркских языках: -sun)
Ты великий (видимо, почетное прозвание)

Эрсини (правитель Манны) İr/Ər, -sin
Ты [могучий] воин (видимо, почетное прозвание)
Богдатини (правитель области в Манне)
Boğdı, -sin
Ты святой (видимо, почетное прозвание)

Мидия (страна)
Tau/Dağ Гора, Горная [страна]

Дейок (объединитель и правитель Мидии)
Dayaq Опора (видимо, почетное прозвание)

Экбатаны (столица Мидии)
Aq/Ağ, также возможно тюрк. Batmaq
Белый. Что касается, окончания -батан, то это, скорее всего персидское "абад" - "город", "благоустроенный". Тюрки с древнейших времен пользуются этим словом - Джелал-абад, Ордубад, Локбатан, Джейранбатан (хотя есть сведения, что последние два происходят от тюркского слова "тонуть" - batmaq).

Ишгузы (скифы)
İç, ğuz/oğuz
Внутренние гузы (огузы) (ишгуз - это наименование скифов в ассирийских источниках)

Саки (скифы)
Sağ Живой, подвижный (сак - это наименование скифов в языках народов Ирана и Закавказья)

Киммерийцы Qımır Этот тюркский корень встречается в современных тюркских названиях в Азербайджане
Астиаг (Иштимагу - правитель Мидии)
Üstün, Ağa
Верховный повелитель

Массагеты (племена)
Sağ, -ut
Саки, в источниках древности - "Большие саки". Окончание "ут" в древних и средневековых тюркских наречиях обозначало множественное число.

Томирис (правительница массагетов)
Dəmir, Qız
Железная дева (видимо, почетное прозвание). Ее железный характер подтверждает и факт того, что она самолично отрубила голову царю Киру, напавшего на земли массагетов

Албания (страна)
Alp Храбрый, греческие авторы античности именовали албанов "храбрыми", "отважными".

Касы, Каспии (племена)
Quz/Oğuz, bəy
Гузские (огузские) беки. В Баку до сих пор стоит памятник, принадлежащий древним огузам/гузам - Гуз (Гыз) галасы.
Арани (династия в Албании) Ər, ən
Самые [могучие] воины
Оройс (правитель из династии Арани)
Ər, Oğuz
Огузский муж (воин)
Козис (правитель из династии Арани)
Oğuz Огуз
Аршакиды (династия в Албании и Иране)
Ər, sağ
Сакские воины (мужи)

Урнайр (правитель Албании)
Örnək, Ər
Воин, достойный подражания

Ир-хаан (Мир-хауан, правитель Албании)
İr/Ər, xan
Повелитель-воин или повелитель воинов

Арса-хаан (Арсуа-ген, правитель Албании)
Arsa, xan
Отважный повелитель

Сана-Тюрк (Сана-Турук)
Sain, Türk Господин-Тюрк. Турук - древнее тюркское племя (см. выше)

Пайтакаран (Бай-сак-Аран, область в Албании)
Bay/Bəy, Sağ, Ər, Ən
Богатый, сак, воин, самый (область больших саков - самых [лучших] воинов). Кстати, эта область, видимо, получила свое название от массагетов ("больших саков"). До сих пор это название области сохранилось в Азербайджане - сегодня эта территория называется просто - Аран. Наверное потому, что "больших саков" больше нет...

Хунан (область в Албании)
Hunn, ən
Гунны, самые. Земля самых [сильных] гуннов. На этой территории в III веке н.э. поселились гунны и обязались защищать албанов.

Хачкар (могильные плиты времен распространения христианства в Албании)
Xaç, Gor
Крест, могила (могильная плита с изображением креста).

Баку ((Багуан, Бaду-каа) - город в Кавказской Албании)
Boğdı, xaan, возможно присутствует слово Buta
Богды-кала - Священный город. Культовые религиозные сооружения многих религий:
Огузская башня (гуз галасы) - построена в форме буты - древнего символа тюрков.
Могила апостола Варфоломея, впервые принесшего христианство в Албанию.
Янар даг (Огненная гора) и храм огнепоклонников.

Нахчыван (город в Албании)
Nuh, Çıxan
Место, откуда сошел Ной (у восточных народов - Нух). Могила пророка Ноя также находится в этом городе.

Сыныг (Сюник) - область в Албании
Sınıq Разлом. Сломанный. Территория нынешнего Зангезура (искаженное от "разрушенного замка" Сыныг - сломанный, Гаср - замок). Скалистая местность, где много разломов и оврагов - отсюда и название.

Шеки - область и город в Албании
Sağ Город саков

Чола (Джар) - область в Албании
Yol, Açar Путь (йол), ключ (ачар) через Дербентский горный проход.

Арсак (область в Албании)
Ər, Sağ
[Земли] сакских воинов

Адербайган (Атропатена)
Od, Ər, Bay/Bəy, Qaan
Огненная Страна Богатых воинов-правителей. До сих пор весь Азербайджан называют не иначе, как "Страна огней".

Заратуштра (Зороастр)
Jaratuşı/Yaradıcı
Создатель. Так тюрки называют Бога. Когда-то имя Зороастр не обозначало человека-пророка. Так именовался сам Бог у тюрков-монотеистов. Однако потом, когда это имя распространилось среди политеистов Ближнего Востока и Индии, оно было извращено и так стали именовать человека - пророка Ахурамазды ("Бога" Добра), который боролся с Ахриманом ("Богом" Зла).

Ахурамазда Ahu/Əğu Хорошее, добро.
Понятие "добро" у древних тюрков. Извращено политеистами Ирана и Индии, которые назвали этим именем свое "божество", творящее добро.

Ахриман Ağrı Боль, горе.
Понятие "зло" у древних тюрков. Извращено политеистами Ирана и Индии, которые назвали этим именем свое "божество", творящее зло.
Атропат или Адербай (правитель Адербайгана)
Od, Ər, Bəy
Правитель мужей [страны] огней

Ариобарзан или Арбарсан (правитель Адербайгана)
Ər, Bars, Ən
Воин, самый [храбрый, как] барс (видимо, почетное прозвание)

Ардебиль (область в Адербайгане)
Ər, Dağ/Tau, El
Эль (земля, народ) горцев (горских мужей)

Табриз (область в Адербайгане)
Tau/Dağ, Ər/İr, Oğuz
[Земля] огузов-горцев
Акар или Ахар (область на севере Адербайгана)
Ağ/Ak, Ər
[Земля] белых мужей

Антау (область в Адербайгане)
Ən, Tau/Dağ
Самая [высокая] гора
#ДревниеТюрки #ДревнейшиеГосударства

Комментарии