Кто тут инвалид?

27 апреля 1927 года родился
Моргунов Евгений Александрович
(27 апреля 1927, Москва — 25 июня 1999, там же) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, Заслуженный артист РСФСР (1978). Наиболее известен по роли Бывалого из троицы Трус, Балбес и Бывалый в серии советских кинокомедий Леонида Гайдая.
Родился в семье Александра Семёновича Моргунова. Отец рано покинул семью, мать воспитывала сына одна. Работала на заводе, затем санитаром в роддоме Остроумовской больницы[2]. С 14 лет Евгений пошёл работать на завод «Фрезер», где обтачивал болванки для артиллерийских снарядов. В войну и послевоенные годы семья сильно голодала. Однажды мать привезла пачку масла, Евгений не удержался и съел всю пачку целиком без хлеба. Ему стало плохо, Моргунова еле выходили, однако с тех пор у него нарушился обмен веществ. В 25 лет у него обнаружили диабет. В результате он сильно набрал вес. В более зрелом возрасте это сказалось и на суставах, у него постоянно болели ноги[2].
В 1943 году юный Моргунов написал письмо Сталину, в котором просил зачислить его в театральное училище. На письмо пришёл ответ, и Моргунова действительно зачислили в училище при театре Таирова, однако он проучился там всего год и перевёлся во ВГИК на актёрский факультет к Сергею Герасимову. В 1948 году окончил ВГИК. В 1948—1951 годах — актёр Театра-студии киноактёра. В 1951—1953 годах — актёр академического Малого театра, затем снова вернулся в Театр киноактёра.
Рекомендация на Моргунова при зачислении в Театр киноактёра:
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же её вытащит. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо — неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов.[3]
— Александр Довженко
Вторая актёрская работа, сразу принёсшая Моргунову известность — роль вымышленного персонажа, предателя Евгения Стаховича в фильме «Молодая гвардия» (версия 1948 года, режиссёр Сергей Герасимов) — экранизации одноимённого романа Александра Фадеева. Молодой Моргунов в образе Стаховича настолько запомнился публике, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, считавшими, что выследили предателя[4].
В 1950-е годы актёр снимался преимущественно в фильмах историко-патриотической направленности, ныне малоизвестных. Всенародную популярность Моргунову принесла роль Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая 1960-х годов: «Самогонщики», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». На волне популярности Моргунов пробует себя в качестве режиссёра — снимает картину «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова (1963).
Во время съёмок «Кавказской пленницы» между Моргуновым и Гайдаем произошёл конфликт[5], когда актёр повёл себя по отношению к режиссёру, известному своей строгостью, излишне независимо. Этот эпизод сильно осложнил дальнейшую карьеру Евгения Моргунова[источник не указан 2379 дней]. В 1970—1980-е годы он редко снимался в кино, в основном в эпизодах, наиболее известный фильм этого периода с его участием — «Покровские ворота». В постсоветские годы он снялся в более чем десяти картинах, однако главных ролей по-прежнему не играл. Для зрителей он так и остался Бывалым.
Как ни странно, режиссеры не заметили харизматичного молодого человека. Моргунов не стал унывать, а устроился работать в Театр-студию киноактёра, где прослужил вплоть до 1953 года. Примечательно, что артиста с места работы несколько раз попытались уволить, якобы за отсутствие актёрского таланта. Возможно, дело было в трудном характере исполнителя, который любил подшутить, невзирая на статус, а также отличался прямолинейностью и резкостью в словах.
Евгений Моргунов в фильме "Гори, моя звезда"
С 1951 по 1953 год Моргунов совмещал работу в Театре-студии киноактёров со службой в Малом академическом театре, параллельно он снимался в эпизодических ролях на киностудии "Мосфильм", однако ни на сцене, ни перед камерами молодому актёру не доверяли серьёзные образы. В таком режиме прошло более 10 лет, прежде чем случайная встреча на студии перевернула жизнь Моргунова.
В то время у Леонида Гайдая была не самая светлая полоса в режиссёрской карьере. Только что его новый фильм провалился в прокате, и огорченный режиссер уехал в деревню. Там он и решил экранизировать небольшую юмористическую поэму Степана Олейника в виде короткометражки. Для трио друзей-алкоголиков Гайдай довольно быстро нашел актёров Вицина и Никулина, но третье место оставалось вакантным.
Режиссёр перепробовал множество актёров, и никто из них режиссера не впечатлил. Ситуацию спас Иван Пырьев, директор "Мосфильма", в телефонном звонке заверивший Гайдая, что нашел подходящую кандидатуру. К тому времени красавец-Моргунов успел несколько облысеть и располнеть, что в сочетании с телосложением и характером делало его идеальной кандидатурой на роль Бывалого.
Короткометражный фильм "Пёс-Барбос и необычный кросс" мгновенно прославило троицу. Картина была настолько успешной, что ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале 1961 года. В кинотеатрах был аншлаг, народ сразу же влюбился в комичных антигероев. Вторая короткометражка "Самогонщики", выпущенная в том же году, укрепила славу троицы.
Актёры и в жизни сдружились между собой, что не могло не повлиять положительно на их сыгранность. Однажды произошел и вовсе беспрецедентный случай: Эльдар Рязанов попросил Гайдая "одолжить" ему актёров и персонажей, а потому в 1964 году Трус, Балбес и Бывалый появились в комедии "Дайте жалобную книгу" в эпизодических ролях.
Затем последовало ещё 2 успешных фильма с троицей, прежде чем в коллективе возникли конфликты. В конце десятилетия актёры рассорились между собой и с тех пор практически не общались. Тем не менее образ шайки продолжил вдохновлять работников кинематографического искусства, в частности, легендарное трио появилось в мультфильме "Бременские музыканты".
Легендарное трио в мультфильме "Бременские музыканты"
Легендарное трио в мультфильме "Бременские музыканты"
В это же время Моргунов поругался с Леонидом Гайдаем, что в итоге поставило крест на карьере актёра в большом кино. Точно неизвестно, способствовал ли Леонид Ионович творческим неудачам артиста, или просто коллеги не хотели ссориться со вспыльчивым режиссёром, однако, начиная с семидесятых, Евгений Александрович почти перестал появляться в заметных ролях.
В 1980 году актёру ещё раз выпала возможность предстать перед публикой в образе Бывалого. Режиссёром Юрием Кушнерёвым был снят фильм-кроссовер "Комедия давно минувших дней", где смешались несколько кинематографических реальностей - Труса и Бывалого, сотрудничающих с "великим комбинатором" Бендером и его бессменным помощником Воробьяниновым. Но все попытки вернуть славу оказались для Моргунова тщетными.
Культурное значение творчества Моргунова
О личности Моргунова часто спорят, ведь актёр словно нарочно совмещал в себе и своём характере острослова-шутника и тонкого ценителя искусств и поэзии. Вокруг него было создано много стереотипов, связанных как с началом актёрской карьеры Моргунова в героико-патриотических фильмах, так и с маской Бывалого. Широко известна его ссора с Гайдаем — тогда резкое острословие взяло верх и навредило как режиссёру, так и актёру[3].
При этом роль Бывалого принесла актёру такую народную любовь, какую многим именитым артистам не удаётся снискать после десятков сыгранных ролей.
Остальные работы Моргунова (режиссёрская — «Когда казаки плачут», роль Соева и прочие актёрские труды) хорошо оттеняют его основной образ.
СЕКРЕТ МОРГУНОВА
В чём секрет Моргунова? Почему его все слушались и всюду пускали? Думаю, что помимо природного дара внушения, которым он, безусловно, обладал, Моргунов ещё правильно выбирал нужную в данном эпизоде роль и безукоризненно её исполнял. В работе актера над ролью есть понятие — пристройка. Пристройки могут быть разные: снизу, на равных, сверху. У Моргунова в его моноспектаклях были только две пристройки: на равных — с начальством и сверху — со всеми остальными. С начальством любого ранга он общался по-приятельски: радушно и раскованно, как с одноклассником, с которым сидел за одной партой. А с остальными говорил спокойно, ровным голосом, с чувством собственного превосходства и легкого презрения. И «остальные» понимали, что перед ними — начальник. И поэтому его слушались и всюду пускали.
— Георгий Данелия
В период с 1980 по 1990 год актёр снялся менее чем в десятке фильмов. После перестройки дела так и не наладились, кризис в стране ударил по киноиндустрии. Для Евгения Александровича в новой реальности места так и не нашлось.
Евгений Александрович болезненно переживал творческую невостребованность[источник не указан 2379 дней], крайне резко высказывался о советской кинематографической индустрии[источник не указан 2379 дней]. В повседневной жизни он был большим шутником и любителем розыгрышей, всегда был окружён множеством друзей. Любил застолья, но, вопреки слухам, алкоголем не злоупотреблял[2]. Актёр на протяжении многих лет страдал от диабета, перенёс тромбоз, два инфаркта и инсульт[3]. В последние годы почти не ходил из-за болезни ног, снимался и выступал на концертах в тапочках. Врачи несколько раз хотели ампутировать ему ноги, но жена Наталья Николаевна, которая сама занималась лечением мужа, помогла избежать операции[2].
Личная жизнь
Более 10 лет Моргунов проживал с балериной Большого театра Варварой Рябцевой (1914 — 1999), которая была старше его на 13 лет[6].
Жена — Наталья Николаевна Моргунова (род. 29.06.1940)[6], была младше Моргунова на 13 лет, её родители были инженерами. Их знакомство началось в 1963 году с розыгрыша: Наталья, тогда студентка МАТИ, вместо института по ошибке позвонила подруге, у которой в то время гостил Моргунов. Он взял трубку и, представившись работником кафедры, попросил номер телефона. Затем несколько раз звонил, якобы с кафедры, и лишь потом назначил свидание[2]. Поженились в 1965 году.
сын — Антон Евгеньевич Моргунов (род. 20.04.1966).
сын — Николай Евгеньевич Моргунов (29.09.1972 — 25.06.1998), погиб в 25 лет, заснув за рулём автомобиля[2][7].
Два внука (род.1990 и род.2000) и внучка Евгения Николаевна Моргунова[7].(1994)
Увлечения
Евгений Моргунов был страстным спортивным болельщиком. Болел за команду ЦСКА.
…Часто звали и в Дом киноактера, где сдружился с Евгением Моргуновым, Бывалым из гайдаевского трио. Женя страстно болел за ЦСКА, а я играл за «Спартак», но нашей дружбе это не мешало.
Олимпийский чемпион Алексей Парамонов.[8]
Кроме того, был большим любителем классической музыки, обожал Чайковского, Рахманинова, Мусоргского. Мечтал, чтобы его дети стали музыкантами. Сам он, не имея музыкального образования, мог, тем не менее, сесть за фортепиано и сыграть классическую композицию на слух, по памяти
Евгений Моргунов скончался в московской Центральной клинической больнице 25 июня 1999 года от второго инсульта, незадолго до этого в июне 1998 года в автокатастрофе погиб его 26-летний сын Николай[3]. Оба похоронены в Москве на Кунцевском кладбище.

Комментарии

Комментариев нет.