Искусство танца таджикского народа корнями своими уходит в глубокую древность.
Старинные памятники материальной культуры Таджикистана (гробницы, сосуды и т. п.) свидетельствуют, что еще за много веков до нашей эры искусство танца процветало у предков современных таджиков. В старинных летописях имеются указания, что таджикские города Ходжент, Ура-Тюбе и другие славились прекрасными танцорами, имели своих исполнителей-профессионалов и свою школу мастерства. Несмотря на жестокий гнет иноземных завоевателей, несмотря на недоброжелательное отношение мусульманского духовенства ко всем проявлениям художественного творчества, таджикский народ пронес свое искусство сквозь все тяготы и испытания до наших дней. Танцами были богаты традиционные народные праздники. Особенно выделялся в этом отношении праздник весны, который справлялся земледельцами после окончания сева и назывался праздником «лола» — тюльпана, потому что к этому времени (первая половина апреля) поля и горы Таджикистана покрывались зацветающими тюльпанами. В день этого праздника на рассвете молодежь приносила с гор большой тополь, украшенный гирляндами тюльпанов; дерево водружалось на заранее подготовленной площадке, где-нибудь на горной поляне; вокруг дерева начинались пляски, песни, игры, выступления народных певцов, танцоров и комиков.В день этого праздника на рассвете молодежь приносила с гор большой тополь, украшенный гирляндами тюльпанов; дерево водружалось на заранее подготовленной площадке, где-нибудь на горной поляне; вокруг дерева начинались пляски, песни, игры, выступления народных певцов, танцоров и комиков. Открывался праздник массовой пляской, которая носила название «Нагорабазм» ("«нагора» — музыкальный инструмент типа литавр, «базм» — праздник, веселье). На площадку выходил лучший танцор селения и выразительными жестами приглашал окружающих принять участие в пляске; скоро площадка наполнялась танцующими: каждый под ритм «нагора» импровизировал движения танца, то горделиво идя по кругу, то стремительно вращаясь движением «чарха». Без танца не обходится в таджикском быту ни одно семейное празднество. Ими насыщена народная свадьба, начиная с девичьих посиделок в доке невесты и кончая приемом гостей в доме жениха. Исполняются на свадьбе любые танцы, свойственные таджикскому быту. Начинается веселье танцем свахи «ходым», которая проходит по кругу среди собравшихся, комически раскачивая корпус, поддразнивая гостей и вызывая их на танцы. Во время свадьбы танцы переносятся из закрытого помещения на улицу. Ими насыщено торжественное шествие невесты из родительского дома в дом будущего мужа. Впереди шествия идут с пляской и песнями друзья жениха, остальные сопровождают их танцы ударами в ладоши. Летом местом отдыха дехкан, как в старое время, так и теперь, служит чайхана, помещающаяся обычно на кишлачной площади или в саду. Сюда в вечернюю пору собираются дехкане-колхозники, многие со своими музыкальными инструментами, составляется импровизированный оркестр, затеваются пляски, в которых принимают участие люди всех возрастов, начиная от подростков и кончая 80-летним весельчаком — «бобо». Старинные таджикские танцы, в зависимости от обстановки, в которой они исполнялись, можно подразделить на три вида: 1)«Маракаги» («марака» — большое сборище) — танцы, исполняемые на общественных праздниках, на народных гуляниях, в окружении массового зрителя. 2)Танцы на «джурабазм» — в дружеском кругу («джура» — дружеский, «базм» — праздник, веселье). Исполняются или на семейных торжествах по случаю свадьбы, рождения ребенка и т. п., или на дружеской вечеринке, в компании друзей, пирующих вскладчину. В старину такие пирушки-складчины (так называемые «гаштак») были очень распространены в таджикском быту. 3)Танцы на «базми-оро» — танцы феодальной эпохи, исполнялись на пирушках и праздниках («базми-оро»), во дворцах феодалов или в домах богачей. Танцы эти, окрашенные нездоровой чувственностью, в настоящее время уже исчезли. Выступали на «базми-оро» исключительно танцоры-профессионалы. Особенности старого быта таджиков, жестоко регламентированного установлениями мусульманской религии, сказались на характере народных танцев. Религия не допускала пребывания женщин в мужском обществе. Поэтому в старом таджикском быту отсутствовали парные танцы. В мужском обществе танцевали только мужчины; женщины танцевали у себя на женской половине дома, так называемой «андарун». Женщина, сбросив паранджу, получила права, равные с мужчиной, стала активным строителем новой жизни. Ей открылся путь в искусство, на сцену. Женский танец, ранее запертый на женской половине дома, стал достоянием всего народа. На сцене появились как явление нового быта дуэтные танцы, обычно связанные с песенками-диалогами. Hазнообразен народный танец Таджикистана. По характеру своему мужские таджикские танцы резко отличаются от женских. Среди мужских танцев наиболее отчетливо выделяются две группы: танцы воинственные, героические и танцы комические — пародийные. Воинственные танцы строятся на мужественных, сильных движениях, изображающих воина в бою и на охоте, на резких поворотах и внезапных остановках, фиксирующих эффектную позу. У танцующих горделивая, величественная осанка, иногда вызывающий взгляд через плечо. К этим танцам относится танец с шашкой, созданный на Памире. Танцор держит в одной руке обнаженную шашку, в другой — ножны. В процессе танца он вращает шашку и ножны то над головой, то по сторонам; вращается сам, приставив к голове с одной стороны шашку, с другой — ножны; бежит вперед, держа лезвие у самых глаз или против груди, берет лезвие в рот и танцует, размахивая ножнами. Другой образчик героического танца — танец «Джум-джа-кала», горделивый, мужественный, резкий в движениях; исполняет его один или несколько танцоров под ритмические выкрики стоящих вокруг зрителей: «джум-джа-кала, джум-джа». Танцы комические обычно пародируют птицу или животное — аиста, куропатку, суслика, или комически воспроизводят трудовой процесс: печение лепешек, приготовление лапши и т. д. Замечательный образец пародийного танца — «Лайлак-бози», танец аиста. Исполнитель, высокий и худощавый, надевает высокую чалму, увеличивающую рост, подворачивает передние полы халата, так что у него за спиной образуются фалды, напоминающие хвост аиста. В танце исполнитель делает огромные шаги, по-аистиному поджимая ноги, вытягивает голову, руками изображает трепет крыльев. «Навой» — танец, изображающий процесс изготовления лепешек. Танцующий прыгает вокруг воображаемого очага, как бы держа кусок теста в руке, затем стремительно бросает лепешку в печь, обжигается, поливает водой стенки очага, достает горячую лепешку из печи, перебрасывает ее с руки на руку, чтоб остудить, наконец с удовольствием пробует готовую лепешку. Среди женских танцев наиболее ярко выделяются два вида танца: бытовые, рассказывающие о повседневном труде и быте женщины, о ее занятиях, и лирические, любовные. «Раке оо токи» — танец с тюбетейкой. Исполнительница вышивает воображаемую тюбетейку, делая движения иглой, накалывает палец, вдевает новую нитку. Когда тюбетейка готова, исполнительница примеряет ее на себе и показывает зрителю. В танце «Усма» исполнительница разглядывает себя в воображаемое зеркало, расчесывает волосы, заплетает косы, гордясь их длиной, выжимает сок из «усмы», чтоб подвести брови, и снова кокетливо берется за зеркало, как бы приглашая зрителя полюбоваться своей красотой. Танец хлопка родился уже в советское время, когда труд стал делом чести, доблести и геройства. Исполнительница быстро и легко двигается по воображаемому хлопковому полю, собирая хлопок, любуясь и гордясь хорошим урожаем. Танцы лирические построены на легких, изящных ходах и «чархах», на мягких, плавных движениях корпуса, рук и головы. Типичны для Таджикистана танцы с предметами, которые на разные лады обыгрываются в движениях. Кроме танца с шашкой, о котором уже было сказано, известны танцы с серпами, ножами, ложками, с платками или шарфами, с блюдом, с кувшином и т. д. Всеми этими предметами исполнитель владеет мастерски, порой прямо с цирковой ловкостью. Танцующий выходит на сцену с блюдом на голове, не придерживая его руками. Постепенно он наклоняется, и блюдо само соскальзывает.ему на спину: исполнитель идет по кругу, выгнув горизонтально спину и прищелкивая «койраками» — камешками, которые он держит в руках. Наконец исполнитель выпрямляется, а блюдо само возвращается обратно ему на шею и на голову. В танце с серпами танцующий держит в руках два серпа, которые он то обводит вокруг головы и корпуса, то приставляет остриями к вискам, то направляет к глазам. Зачастую танцующий использует взятый предмет и для выразительности движений и как ударный музыкальный инструмент. Например, в танце с чайниками исполнительницы пристукивают крышками, в танце с «койраками» гладкие, обточенные камешки используются как кастаньеты, в танце с «тауляком» по глиняному горшочку, обтянутому кожей,бьют, как по барабану. Особенно интересен мужской парный танец с палками: у каждого из танцующих в руках по две палки, которыми они непрерывно перестукиваются, как бы фехтуя. Один из исполнителей падает, перевертывается, но перестукивание палок не прекращается ни на один такт. Таджикский танец зачастую представляет собой целую пантомимную сценку, разыгранную исполнителем, маленький рассказ о его труде, о его повседневном быте, о его отдыхе. В таджикском танце движения йог (ходы) имеют второстепенное, подсобное значение, а основное внимание направлено на движения головы, плечевого пояса и особенно рук. Руки исполнителей непрерывно в действии, именно руки в гармоническом сочетании с движениями всего корпуса и с мимикой передают зрителю содержание танца, руки как бы поют, рассказывают зрителю то о труде и быте таджикского народа, то о личных переживаниях танцующего. Поскольку сюжет танцев различен, то и движения рук могут быть бесконечно разнообразны, причем в них все учтено и рассчитано: и определенный сгиб руки, и ее поворот, и филигранно разработанные движения кисти. Выразительную силу таджикского танца повышает мимика исполнителя, соответствующая содержанию танца. Исполнитель с увлечением разыгрывает пантомимную сценку, различные перипетии которой ярко отражаются на его лице, определяют его мимическую выразительность. Танцы различных областей Таджикистана в зависимости от их географического положения, исторических судеб и связей с другими народами имеют свои отличительные особенности. Танцы таджиков Памира отличаются суровостью, мужественной строгостью, которая присуща жителям высокогорных районов. Для мужского танца Памира характерны горделивые движения головы, подтянутость корпуса, легкость шага горца, привыкшего к крутизнам. Женские памирские танцы характеризуются простотой, широтой и строгостью движений. Танцы северных районов Таджикистана (Ленинабадской области) стремительны, темпераментны, они технически более сложны, в них много вращательных движений, перегибаний корпуса, трудных движений рук, то змеевидных, то волнообразных. На танцах этих районов сказалась близость таких больших городов, как Ходжент ( Ленинабад), Исфара, Ура-Тюбе, Бухара, в которых в феодальные времена существовали школы профессионального танца. Тем не менее танцы севера Таджикистана остались в основе своей народными, не восприняв той изощренной утонченности и нездоровой чувственности, которую вносили в танец профессионалы для развлечения феодальной знати и богачей. В юго-западных районах Каратегина и Гиссара танец сохранил свой чисто народный характер, свою самобытность. В нем яснее всего можно различить движения, отображающие процессы труда или явления природы, для него характерны движения, пародирующие животных, и т.д. Сопровождением таджикскому танцу служит «дойра» (таджикский оубен) или оркестр национальных инструментов, иногда отдельно взятый инструмент этого оркестра. Музыкальных инструментов — струнных, духовых и ударных — в Таджикистане очень много, до 20 типов. Особенно разнообразны по музыкальному размеру и ритму танцы, исполняемые под «дойру». Искусные дойристы, то ударяя всей ладонью по середине бубна, то перебирая пальцами около края, добиваются большого разнообразия метров, ритмов и даже звучания. В танце, исполняемом под «дойру», обычно не бывает единого с начала до конца музыкального размера. Метр и ритм танца изменяются иногда с каждым новым движением, сообразно со структурой и характером этого движения. Это ритмическое разнообразие, импровизационный характер движений, возможность бесконечно и прихотливо варьировать их придают таджикскому танцу особую свежесть и красоту. Источник: http://piruet.info/publ/1-1-0-144 #таджикистан #ВосточныйТанец #тексты
Tajik Pamir Dance
Таджикский танец, постановка 1940 года | Tajik dance, statement of 1940
Восточный танец от Индии до Турции.
:Надежда Лобачева
Искусство танца таджикского народа корнями своими уходит в глубокую древность.
Старинные памятники материальной культуры Таджикистана (гробницы, сосуды и т. п.) свидетельствуют, что еще за много веков до нашей эры искусство танца процветало у предков современных таджиков. В старинных летописях имеются указания, что таджикские города Ходжент, Ура-Тюбе и другие славились прекрасными танцорами, имели своих исполнителей-профессионалов и свою школу мастерства. Несмотря на жестокий гнет иноземных завоевателей, несмотря на недоброжелательное отношение мусульманского духовенства ко всем проявлениям художественного творчества, таджикский народ пронес свое искусство сквозь все тяготы и испытания до наших дней. Танцами были богаты традиционные народные праздники. Особенно выделялся в этом отношении праздник весны, который справлялся земледельцами после окончания сева и назывался праздником «лола» — тюльпана, потому что к этому времени (первая половина апреля) поля и горы Таджикистана покрывались зацветающими тюльпанами. В день этого праздника на рассвете молодежь приносила с гор большой тополь, украшенный гирляндами тюльпанов; дерево водружалось на заранее подготовленной площадке, где-нибудь на горной поляне; вокруг дерева начинались пляски, песни, игры, выступления народных певцов, танцоров и комиков.В день этого праздника на рассвете молодежь приносила с гор большой тополь, украшенный гирляндами тюльпанов; дерево водружалось на заранее подготовленной площадке, где-нибудь на горной поляне; вокруг дерева начинались пляски, песни, игры, выступления народных певцов, танцоров и комиков. Открывался праздник массовой пляской, которая носила название «Нагорабазм» ("«нагора» — музыкальный инструмент типа литавр, «базм» — праздник, веселье). На площадку выходил лучший танцор селения и выразительными жестами приглашал окружающих принять участие в пляске; скоро площадка наполнялась танцующими: каждый под ритм «нагора» импровизировал движения танца, то горделиво идя по кругу, то стремительно вращаясь движением «чарха». Без танца не обходится в таджикском быту ни одно семейное празднество. Ими насыщена народная свадьба, начиная с девичьих посиделок в доке невесты и кончая приемом гостей в доме жениха. Исполняются на свадьбе любые танцы, свойственные таджикскому быту. Начинается веселье танцем свахи «ходым», которая проходит по кругу среди собравшихся, комически раскачивая корпус, поддразнивая гостей и вызывая их на танцы. Во время свадьбы танцы переносятся из закрытого помещения на улицу. Ими насыщено торжественное шествие невесты из родительского дома в дом будущего мужа. Впереди шествия идут с пляской и песнями друзья жениха, остальные сопровождают их танцы ударами в ладоши. Летом местом отдыха дехкан, как в старое время, так и теперь, служит чайхана, помещающаяся обычно на кишлачной площади или в саду. Сюда в вечернюю пору собираются дехкане-колхозники, многие со своими музыкальными инструментами, составляется импровизированный оркестр, затеваются пляски, в которых принимают участие люди всех возрастов, начиная от подростков и кончая 80-летним весельчаком — «бобо». Старинные таджикские танцы, в зависимости от обстановки, в которой они исполнялись, можно подразделить на три вида: 1)«Маракаги» («марака» — большое сборище) — танцы, исполняемые на общественных праздниках, на народных гуляниях, в окружении массового зрителя. 2)Танцы на «джурабазм» — в дружеском кругу («джура» — дружеский, «базм» — праздник, веселье). Исполняются или на семейных торжествах по случаю свадьбы, рождения ребенка и т. п., или на дружеской вечеринке, в компании друзей, пирующих вскладчину. В старину такие пирушки-складчины (так называемые «гаштак») были очень распространены в таджикском быту. 3)Танцы на «базми-оро» — танцы феодальной эпохи, исполнялись на пирушках и праздниках («базми-оро»), во дворцах феодалов или в домах богачей. Танцы эти, окрашенные нездоровой чувственностью, в настоящее время уже исчезли. Выступали на «базми-оро» исключительно танцоры-профессионалы. Особенности старого быта таджиков, жестоко регламентированного установлениями мусульманской религии, сказались на характере народных танцев. Религия не допускала пребывания женщин в мужском обществе. Поэтому в старом таджикском быту отсутствовали парные танцы. В мужском обществе танцевали только мужчины; женщины танцевали у себя на женской половине дома, так называемой «андарун». Женщина, сбросив паранджу, получила права, равные с мужчиной, стала активным строителем новой жизни. Ей открылся путь в искусство, на сцену. Женский танец, ранее запертый на женской половине дома, стал достоянием всего народа. На сцене появились как явление нового быта дуэтные танцы, обычно связанные с песенками-диалогами. Hазнообразен народный танец Таджикистана. По характеру своему мужские таджикские танцы резко отличаются от женских. Среди мужских танцев наиболее отчетливо выделяются две группы: танцы воинственные, героические и танцы комические — пародийные. Воинственные танцы строятся на мужественных, сильных движениях, изображающих воина в бою и на охоте, на резких поворотах и внезапных остановках, фиксирующих эффектную позу. У танцующих горделивая, величественная осанка, иногда вызывающий взгляд через плечо. К этим танцам относится танец с шашкой, созданный на Памире. Танцор держит в одной руке обнаженную шашку, в другой — ножны. В процессе танца он вращает шашку и ножны то над головой, то по сторонам; вращается сам, приставив к голове с одной стороны шашку, с другой — ножны; бежит вперед, держа лезвие у самых глаз или против груди, берет лезвие в рот и танцует, размахивая ножнами. Другой образчик героического танца — танец «Джум-джа-кала», горделивый, мужественный, резкий в движениях; исполняет его один или несколько танцоров под ритмические выкрики стоящих вокруг зрителей: «джум-джа-кала, джум-джа». Танцы комические обычно пародируют птицу или животное — аиста, куропатку, суслика, или комически воспроизводят трудовой процесс: печение лепешек, приготовление лапши и т. д. Замечательный образец пародийного танца — «Лайлак-бози», танец аиста. Исполнитель, высокий и худощавый, надевает высокую чалму, увеличивающую рост, подворачивает передние полы халата, так что у него за спиной образуются фалды, напоминающие хвост аиста. В танце исполнитель делает огромные шаги, по-аистиному поджимая ноги, вытягивает голову, руками изображает трепет крыльев. «Навой» — танец, изображающий процесс изготовления лепешек. Танцующий прыгает вокруг воображаемого очага, как бы держа кусок теста в руке, затем стремительно бросает лепешку в печь, обжигается, поливает водой стенки очага, достает горячую лепешку из печи, перебрасывает ее с руки на руку, чтоб остудить, наконец с удовольствием пробует готовую лепешку. Среди женских танцев наиболее ярко выделяются два вида танца: бытовые, рассказывающие о повседневном труде и быте женщины, о ее занятиях, и лирические, любовные. «Раке оо токи» — танец с тюбетейкой. Исполнительница вышивает воображаемую тюбетейку, делая движения иглой, накалывает палец, вдевает новую нитку. Когда тюбетейка готова, исполнительница примеряет ее на себе и показывает зрителю. В танце «Усма» исполнительница разглядывает себя в воображаемое зеркало, расчесывает волосы, заплетает косы, гордясь их длиной, выжимает сок из «усмы», чтоб подвести брови, и снова кокетливо берется за зеркало, как бы приглашая зрителя полюбоваться своей красотой. Танец хлопка родился уже в советское время, когда труд стал делом чести, доблести и геройства. Исполнительница быстро и легко двигается по воображаемому хлопковому полю, собирая хлопок, любуясь и гордясь хорошим урожаем. Танцы лирические построены на легких, изящных ходах и «чархах», на мягких, плавных движениях корпуса, рук и головы. Типичны для Таджикистана танцы с предметами, которые на разные лады обыгрываются в движениях. Кроме танца с шашкой, о котором уже было сказано, известны танцы с серпами, ножами, ложками, с платками или шарфами, с блюдом, с кувшином и т. д. Всеми этими предметами исполнитель владеет мастерски, порой прямо с цирковой ловкостью. Танцующий выходит на сцену с блюдом на голове, не придерживая его руками. Постепенно он наклоняется, и блюдо само соскальзывает.ему на спину: исполнитель идет по кругу, выгнув горизонтально спину и прищелкивая «койраками» — камешками, которые он держит в руках. Наконец исполнитель выпрямляется, а блюдо само возвращается обратно ему на шею и на голову. В танце с серпами танцующий держит в руках два серпа, которые он то обводит вокруг головы и корпуса, то приставляет остриями к вискам, то направляет к глазам. Зачастую танцующий использует взятый предмет и для выразительности движений и как ударный музыкальный инструмент. Например, в танце с чайниками исполнительницы пристукивают крышками, в танце с «койраками» гладкие, обточенные камешки используются как кастаньеты, в танце с «тауляком» по глиняному горшочку, обтянутому кожей,бьют, как по барабану. Особенно интересен мужской парный танец с палками: у каждого из танцующих в руках по две палки, которыми они непрерывно перестукиваются, как бы фехтуя. Один из исполнителей падает, перевертывается, но перестукивание палок не прекращается ни на один такт. Таджикский танец зачастую представляет собой целую пантомимную сценку, разыгранную исполнителем, маленький рассказ о его труде, о его повседневном быте, о его отдыхе. В таджикском танце движения йог (ходы) имеют второстепенное, подсобное значение, а основное внимание направлено на движения головы, плечевого пояса и особенно рук. Руки исполнителей непрерывно в действии, именно руки в гармоническом сочетании с движениями всего корпуса и с мимикой передают зрителю содержание танца, руки как бы поют, рассказывают зрителю то о труде и быте таджикского народа, то о личных переживаниях танцующего. Поскольку сюжет танцев различен, то и движения рук могут быть бесконечно разнообразны, причем в них все учтено и рассчитано: и определенный сгиб руки, и ее поворот, и филигранно разработанные движения кисти. Выразительную силу таджикского танца повышает мимика исполнителя, соответствующая содержанию танца. Исполнитель с увлечением разыгрывает пантомимную сценку, различные перипетии которой ярко отражаются на его лице, определяют его мимическую выразительность. Танцы различных областей Таджикистана в зависимости от их географического положения, исторических судеб и связей с другими народами имеют свои отличительные особенности. Танцы таджиков Памира отличаются суровостью, мужественной строгостью, которая присуща жителям высокогорных районов. Для мужского танца Памира характерны горделивые движения головы, подтянутость корпуса, легкость шага горца, привыкшего к крутизнам. Женские памирские танцы характеризуются простотой, широтой и строгостью движений. Танцы северных районов Таджикистана (Ленинабадской области) стремительны, темпераментны, они технически более сложны, в них много вращательных движений, перегибаний корпуса, трудных движений рук, то змеевидных, то волнообразных. На танцах этих районов сказалась близость таких больших городов, как Ходжент ( Ленинабад), Исфара, Ура-Тюбе, Бухара, в которых в феодальные времена существовали школы профессионального танца. Тем не менее танцы севера Таджикистана остались в основе своей народными, не восприняв той изощренной утонченности и нездоровой чувственности, которую вносили в танец профессионалы для развлечения феодальной знати и богачей. В юго-западных районах Каратегина и Гиссара танец сохранил свой чисто народный характер, свою самобытность. В нем яснее всего можно различить движения, отображающие процессы труда или явления природы, для него характерны движения, пародирующие животных, и т.д. Сопровождением таджикскому танцу служит «дойра» (таджикский оубен) или оркестр национальных инструментов, иногда отдельно взятый инструмент этого оркестра. Музыкальных инструментов — струнных, духовых и ударных — в Таджикистане очень много, до 20 типов. Особенно разнообразны по музыкальному размеру и ритму танцы, исполняемые под «дойру». Искусные дойристы, то ударяя всей ладонью по середине бубна, то перебирая пальцами около края, добиваются большого разнообразия метров, ритмов и даже звучания. В танце, исполняемом под «дойру», обычно не бывает единого с начала до конца музыкального размера. Метр и ритм танца изменяются иногда с каждым новым движением, сообразно со структурой и характером этого движения. Это ритмическое разнообразие, импровизационный характер движений, возможность бесконечно и прихотливо варьировать их придают таджикскому танцу особую свежесть и красоту.
Источник: http://piruet.info/publ/1-1-0-144 #таджикистан #ВосточныйТанец #тексты