19 ноября 1941 под Москвой 37 кубанских казаков 4-го эскадрона под командованием младшего политрука Ильенко ценой своей жизни остановили колонну немецких танков.

Перед боем казаки простились со своими конями, расседлали их и отпустили на волю

#ЭтотДеньвИсторииРоссии
В 2007 году (!) в Центральном архиве Минобороны всплыла сенсация: в ноябре 1941 года под Москвой эскадрон конников повторил подвиг панфиловцев
Казачий эскадрон против 28 немецких танков
Активисты московского кубанского землячества уже много лет собирают материалы об истории кубанских казаков, их боевых подвигах. Как-то одному из «следопытов», Николаю Еремичеву, попалась книга «Кубанцы в боях за Берлин».

Он рассказал:

- Одна из глав этой книги была посвящена участию кубанских казаков в битве за Москву. Многое было известно. Но один эпизод был для меня новым и особенно поразил: на реке Гряда (Волоколамское направление), вблизи деревни Федюково, группа казаков-кубанцев во главе c 23-летним политруком Михаилом Ильенко уничтожила на своем рубеже несколько десятков немецких танков и до роты пехоты. Все конники в том бою погибли, задержав аж на день наступление гитлеровцев на Москву. Мы решили установить имена всех героев. Обратились в Центральный архив Минобороны России в Подольске, где нам предоставили возможность работать с оригиналами боевых документов.
Так мы установили, что погибшие под Федюково казаки входили в 4-й эскадрон 37-го Армавирского кавалерийского полка 50-й Кубанской кавалерийской дивизии. Они были призваны из города Армавира, Новокубанского и Лабинского районов. А потом мы наткнулись вот на этот документ...

«Эскадрон выбыл полностью»...

«Командующему кавалерийской группой генерал-майору Доватору. Боевое донесение № 1.74 штаба 50-й кавалерийской дивизии. Железнодорожная казарма (северо-восточнее Федюково).

22 ч. 30 мин. 19.11.41 г.

1. До батальона пехоты противника с 31 танком, артиллерией и минометами занимает Шелудьково. До 40 танков и до 50 машин с пехотой - Язвище.

2. В 18.00 противник, поддерживаемый танками, занял высоту 236.1 и окраину Федюково, но контратакой 37-го кавполка был выбит, и положение было восстановлено.

3. Трофеи - 2 ручных пулемета, 1 миномет.

Потери противника - 28 танков и до роты пехоты.

Наши потери (по неполным данным) - убитыми 36 человек, ранеными - 44 человека. Полностью выбыл 4-й эскадрон 37-го кавполка (убиты).

В 37-м кавполку осталось 36 человек и 1 станковый пулемет...»

Группа активистов кубанского землячества работала в Подольском архиве несколько месяцев. Им пришлось «перепахать» горы документов, чтобы восстановить события шестидесятилетней давности. Если возникали какие-то «темные пятна», обращались за разъяснениями к ветеранам 9-го гвардейского кавполка. Мало-помалу стала складываться вот такая картина.


Последний бой

На рассвете 19 ноября 1941 г. со стороны деревни Язвище по скованному льдом руслу реки Гряда устремились на прорыв к Волоколамскому шоссе десять немецких танков. За ними двигались автоматчики - около роты. Гитлеровцы только в живой силе имели троекратное превосходство, не говоря уже о броне.

А у кубанцев ни танков, ни артиллерии не было.

Противник намеревался мощной атакой обрушиться на оборонительный рубеж казаков, а затем оседлать Волоколамское шоссе. Но планы гитлеровцев сорвал 4-й эскадрон. Видимо, казаки поняли, что принимают свой последний бой, и пожалели коней - приказали коноводам увести их в тылы. Затем встретили танки гранатами и бутылками с горючей смесью. Пехоту отсекли стрельбой из винтовок и пулеметов, заставив откатиться назад.

Не сумев с ходу сломить упорное сопротивление кубанцев лобовыми атаками, гитлеровцы предприняли обходной маневр. Еще 15 танков с десантом на броне двинулись от села Городище по лесистым ложбинам, обошли позиции эскадрона и ударили с тыла.


Младший политрук Ильенко с группой бойцов бросился к мосту через реку Гряда, чтобы на выгодном рубеже перехватить врага.

Но танки захватили мост первыми. Казаки бросались на танки с гранатами и бутылками с горючей смесью.

Конец последнего эпизода этого боя довелось наблюдать сыну кавполка Александру Копылову. Он был направлен в расположение эскадрона, чтобы передать приказ командующего кавалерийской группой генерала Льва Доватора об отходе. Но в живых связной уже никого не застал. На берегу реки и вокруг казачьих окопов он насчитал два десятка подбитых немецких танков.


Очевидцами некоторых моментов последнего боя 4-го эскадрона оказались и некоторые жители деревень Федюково и Шелудьково Нина Грязнова, Петр Синицын, Василий Смирнов. Они погребли останки погибших героев в братской могиле на берегу Гряды.

Документов у погибших не было - перед боем казаки их собрали и закопали.

Но установить имена героев помогла сохранившаяся ведомость на выдачу денежного содержания рядовым и младшему комсоставу эскадрона.

Вспомним всех поименно...

Не так давно правление кубанского землячества в Москве с участием Межрегиональной казачьей общины «пустило шапку» по кругу и на добровольные пожертвования установило памятный знак (крест) на месте подвига погибшего эскадрона. Секретарь правления землячества Иван Малюкин сообщил в «КП», что депутат Госдумы от Краснодарского края Борис Кибирев обратился к губернатору Александру Ткачеву с просьбой представить героев-кубанцев к государственным наградам.

А скоро рядом с памятным крестом у деревни Федюкино появятся часовня и каменная плита. На мраморе будут высечены фамилии всех 37 кубанцев. Вот они:

1. М. Г. Ильенко - младший политрук2. Н. В. Бабаков (помкомвзвода) 3. К. Д. Бабура4. Н. И. Богодашко5. Л. П. Вьюнов6. А. П. Гуров7. Н. С. Емельяненко - командир отделения8. А. Н. Емельянов9. Н. Н. Ершов10. А. С. Желянов11. И. П. Зруев12. А. М. Индюков13. И. Ц. Ильченко14. И. Н. Киричков15. В. К. Козырев16. Е. М. Коновалов17. Н. А. Кутья - командир отделения18. Н. А. Лахвицкий19. Д. Я. Мамкин20. А. П. Маринич21. П. Я. Меюс22. И. Я. Носоч23. Г. Т. Онищенко24. В. И. Питонин25. С. П. Подкидышев26. Л. Г. Полупанов - командир отделения27. П. Я. Радченко28. А. И. Родионов29. А. Ф. Родомахов30. П. М. Романов31. Г. А. Савченко32. А. А. Сафарьян33. В. Сивирин34. М. К. Черничко35. В. Г. Шаповалов36. Н. К. Шевченко37. Н. С. Яценко.

Комментарии