Комментарии
- 10 июл 2018 20:19Петр СаранчевЗемля! Не теряй своего спутника....
- 24 окт 2018 13:10VOVAN METAL ROCK
- 26 апр 2020 09:46Борис ПетренкоВот этот очень цепанул....студийная часть- просто полет фантазии,просто нечто
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ROCK MUSIC
7 ноября 1969 года на лейбле Harvest Records вышел четвёртый двойной альбом "Ummagumma" британской рок-группы Pink Floyd.
Первая пластинка содержит концертные записи группы в Бирмингеме и Манчестере, сделанные весной 1969 года. Вторая пластинка состоит из оригинальных студийных записей, сделанных в студии Abbey Road Studios. Вторая пластинка состоит из четырех частей, автором каждой из которых является один из участников группы. Альбом "Ummagumma" достиг пятого места в хит-парадах в Великобритании и 74-го места в США.
Pink Floyd - "Ummagumma" (1969)
Released: 7 November 1969
Genre: Progressive Rock, Psychedelic Rock, Experimental
Producer: Pink Floyd, Norman Smith
Length: 86:21
Label: Harvest (UK), Capitol (US)
Personnel:
David Gilmour – lead guitar, vocals, all instruments and vocals on "The Narrow Way"
Nick Mason – percussion, all instruments (except flutes) on "The Grand Vizier's Garden Party"
Roger Waters – bass guitar, vocals, all instruments and vocals on "Grantchester Meadows" and all vocals on "Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a Pict"
Richard Wright – Farfisa Combo Compact Duo organ, Hammond M-102 spinet organ, piano, Mellotron Mark II, vocals, all instruments and vocals on "Sysyphus"
Additional personnel:
Lindy Mason – flutes on "The Grand Vizier's Garden Party" parts I and III
https://music.yandex.ru/album/297565
Ummagumma - четвертый альбом Пинк Флойд, первый - двойной, и первый концертный. Это единственный концертный альбом Пинк Флойд в их классическом составе, следующий вышел больше 20 лет спустя - "Delicate Sound of Thunder", но уже без Роджера Уотерса. Весь плодотворный период концертной деятельности группы, в итоге оказался зафиксирован только на бутлег-альбомах. Концертную часть Ummagumma продюссировала сама группа, а студийную - Норман Смит. Кстати, Флойды задумали записать и больше не играть материал, записанный на концертной пластинке, но композиции имели большой успех, публика хотела слышать их вживую, так что они еще продержались в репертуаре Pink Floyd некоторое время.
Ummagumma - первый релиз Пинк Флойд на лейбле Harvest, который в то время только создала EMI для продвижения исполнителей прогрессивной и экспериментальной музыки. Кроме Флойдов, Harvest занимался в то время Deep Purple и The Move.
НАЗВАНИЕ
Существует предположение, будто Ummagumma означает "секс" на слэнге кембриджских студентов той эпохи. Его обычно употреблял один из друзей Пинк Флойдов, подрабатывавший у них роуди, Иэн "Эмо" Мур. Он обычно говаривал: "Ну я пошел домой немножко "поаммагаммить"." Сами пинк флойды утверждают, что Ummagumma -простая абракадабра и ничего не означает.
ИСТОРИЯ
Хотя на конверте написано, что концертный материал записан в июне 1969, первая пластинка была записана частично в клубе Mothers, г. Бирмингем, Англия 27 апреля 1969, частично - в манчестерском торговом колледже 2 мая 1969. В студийную часть альбома изначально предполагалось поместить записанную на концерте "Interstellar Overdrive" (из первого альбома The Piper at the Gates of Dawn (1967). Пинк Флойды даже раздали многим друзьям, в том числе Джону Пилу, тестовые штамповки этого варианта пластинки. Но в последний момент список песен переиграли. Может потому что не влезала по времени. Скорее всего, не желая иметь проблем с авторскими (весь первый альбом записывался с Сидом Барретом, здесь итак была одна его вещь - "Astronomy Domine").
На студийной части альбома Ричард Райт предложил дать простор для творчества каждому из четырех членов команды. В итоге, на пластинке равномерно распределились композиции Райта и Уотерса - на первой стороне, Гилмора и Мэйсона - на второй. Хорошенькое название придумал для своей композиции Уотерс: "Несколько видов маленьких, покрытых мехом животных собрались вместе в пещере и балдеют с пиктом". Пикты - одна из народностей, некельтского происхождения, окупировавшая Британские острова в VIII-X веках. Странный хаотичный монолог, произносимый по ходу этой пьесы, не имеет никакого отношения ни к парнокопытным животным, ни к пиктам. Зато песня полна всевозможных тайных записей. Если прокрутить эпизод 4:32 - 4:33 в два раза медленнее, то в правой колонке слышится голос Дэвида: "Это довольно авангардно, не так ли?" А если проиграть ее в дав раза быстрее, вы услышите голос Роджера: "Принеси мою гитару". Кроме того, в песне в разных местах записан женский голос, кашель Райта и прочие звуки.
Мэйсон назвал свою пьесу "Вечер в саду Большого Визиря", прочитав светскую хронику о торжественном вечере в саду, данном Королевой по какому-то случаю.
Мэйсон, вспоминая про Ummagumma: "Это абсолютно не пинкфлойдовский альбом. Концертная часть звучит сегодня удивительно антикварно, хотя сам факт выступления Пинк Флойд в бирмингемском Mothers считался по тем временам большим событием. Мы тогда искали новые способы конструирования альбома, хотя я думаю, что он прекрасно демонстрирует, что вместе - мы гораздо лучше, чем по частям. EMI в то время была очень замшелая контора, там всё ещё рулили парни в белых пальто. Когда я хотел смонтировать сам свои пленки, один из студийных менеджеров не разрешил, заявив, что я не член профсоюза."
ОБЛОЖКА
Обложку делал Сторм Торгерсон из дизайн-группы Hipgnosis. На лицевой стороне изображены члены группы и картина на стене, повторяющая эту сцену с эффектом рекурсии. Только музыканты, вопреки эффекту, возникают при каждом повторе в разных позах. После четырех повторов, в самой маленькой пятой сцене, вместо этой картины, висит обложка предыдущего альбома Pink Floyd - A Saucerful of Secrets (1968).
Лицевая сторона обложки имела различия в британском, американско-канадском и австралийском вариантах. Около сидящего на табурете Гилмора стоит, прислоненный к стене конверт с пластинкой. В британском варианте - это обложка альбома-мюзикла Gigi (1958). Ее поместили не потому, что кто-то из Флойдов был большим поклонником этого мюзикла, а просто для отвода глаз. Просто чтобы вызвать бессмысленные гадания: "Что это? Зачем и почему это?" В американско-канадских версиях эту обложку закрасили белым, дабы избежать копирайтных придирок. В Австралии поступили проще - закрасили эту пластинку вовсе, так что от нее ничего не осталось.
На обратной стороне изображены роуди Алан Стайлз и Питер Уоттс с оборудованием группы по дороге в лондонский аэропорт Биггин Хилл. Эту идею предложил Ник Мэйсон. Она как бы пародирует популярные в то время иллюстрации военных самолетов, изображавшихся в полном боевом снаряжении. Этот самый Уоттс - отец американской актрисы Наоми Уоттс. Его голос, кстати, можно услышать в The Dark Side of the Moon - это он так заразительно смеется в песнях Speak to Me и Brain Damage.
Изображенное на обложке оборудование оказалось разворовано после выступления Pink Floyd 16 мая 1970 в зале The Warehouse в Новом Орлеане, так что пришлось отменить все остальные концерты в США. Если учесть, что 31 января 1970-го в этом же Warehouse ("Товарный склад") арестовали прямо в начале концерта музыкантов группы Grateful Dead за хранение наркотиков, то понятно, что за Нью-Орлеаном закрепилась дурная слава, и многие рок-группы сабботировали приезжать туда всю первую половину 1970-х. А Пинк Флойд и вовсе зареклись там появляться.
Еще одно различие в оформлении обложки по обе стороны океана: только в американско-канадской версии Ummagumma "Saucerful of Secrets" представлен разбитым на четыре отдельных пьесы:
1. Something Else
2. Syncopated Pandemonium
3. Storm Signal
4. Celestial Voices
Этого не делалось не только на британском варианте, но и на самом альбоме Saucerful of Secrets.
На внутреннем развороте конверта помещены черно-белые фотографии членов группы. Дэвид Гилмор стоит на фоне древнего 900-летнего дуба по имени Эльфин - достопримечательности Кенсингтонского сада в Лондоне. Роджер Уотерс изображен со своей первой женой Джуд с модной в конце 1960-х высокой прической - малышку беспощадно вырезали на обложках CD-изданий.
Ummagumma стал первым для Флойдов альбомом, попавшим в первую сотню альбомов в США (№ 74), у себя на родине альбом был популярнее и поднялся на 5-ое место.
_________________________________________________________
Ребята никак не могли оправиться после расставания с Барретом и даже не знали, что им дальше выпускать. Вышел саундтрек к фильму «More», однако никаких новых музыкальных идей не было. В конце концов пришло решение выпустить двойной альбом: первый диск представлял концертные записи, а второй – эксперименты каждого из участников группы по отдельности, каковая идея зародилась у Рика Райта. Название, хотя и звучит таинственно, на самом деле означает довольно банальную вещь – это слово «секс» на школьном сленге Кембриджа. Очень интересной получилась обложка – по принципу матрешек изображены фотографии участников группы, причем в каждой фотографии они заменяют друг друга в тех же позах.
Первый диск получился на редкость отличным – жаль, что меньше 40 минут. Четыре представленные на нем композиции, в том числе и за счет увеличения инструментальной части, выглядят гораздо лучше именно в этом варианте, чем в оригинальных версиях на номерных альбомах или синглах. Можно даже сказать, что здесь они звучат более искренно и на 100% достойны тех аплодисментов, которыми их награждают слушатели в записи.
1) «Astronomy Domine». Здесь нет в начале произнесения астрономических названий под морзянку, однако добавлен органный проигрыш в восточном стиле под несмелые ударные, которые затем вообще затихают, однако позже вступают вместе с гитарой, сначала довольно тихо – и вот уже Мейсон просто скачет, а Гилмор наяривает вовсю.
2) «Careful with That Axe Eugene». Здесь по сравнению с оригиналом, выходившим на сингле, особенно сильно звучит вокал – крики, предваряющие жесткую ритм-секцию и следующие потом вместе с ней, вызывают мурашки по коже. Бесспорно, один из лучших инструменталов группы за все ее существование – по крайней мере, в этой версии.
3) «Set the Controls for the Heart of the Sun». Отличия от оригинала – мощное вступление ударных, более жесткое, почти металлическое звучание гитары в середине и долгие синтезаторные штучки, действительно напоминающие что-то космическое, неземное, после чего постепенно появляются гитара и ударные.
4) «A Saucerful of Secrets». В данной записи эта вещь разделена на четыре части, каждая из которых имеет собственное название: Something Else – с нарастанием напряжения и ужасным грохотом, Syncopated Pandemonium с ритмическим звуком ударных под разные тревожные звуки, Storm Signal с органом, играющим своеобразный реквием, и, наконец, Celestial Voices с впечатляющими вокализами. Сумбур инструментов в конце первой части звучит более внушительно и жестко. Окончание перестало быть внезапным – вокализы звучат дольше, в то время как музыка становится все эмоциональнее, а в конце все инструменты достойным образом завершают композицию.
Райт представил четырехчастную инструментальную сюиту «Sysyphus», музыкальным языком рассказывающую о царе Сизифе, наказанном богами за всевозможные проделки. Первая часть представляет тревожную оркестровку, которая описывает сошествие Сизифа в ад. Музыка смолкает, и во второй части звучит одно фортепьяно; его аккорды звучат сначала довольно хаотично, потом вроде делаются намеки на попытки внести порядок, однако по-прежнему все это напоминает бесцельную импровизацию в духе фри-джаза. Временами слышны тихие перкуссии, а затем появляются всякие жуткие звуки вроде далекого грохота. В этой части Сизиф, видимо, вспоминает о своей жизни на земле. Третья часть больше всего напоминает какой-то звуковой хаос – отрывистые аккорды, шизофренические перкуссии, вопли, скрежет, – словно действительно попал в ад, в котором мучают Сизифа (устроили из него, бедняги, вечного грузчика :-)). Четвертая часть начинается с весьма умиротворяющей атмосферы – звучит меллотрон, поют птицы, слышатся какие-то звуки, напоминающие животных. Через несколько минут музыка замолкает, появляется жесткий органный звук и громоподобные перкуссии. После паузы вновь слышны клавишные, но на этот раз достаточно тревожные, они все нарастают под другие жутковатые звуки, окутывая слушателя со всех сторон. На заднем плане постепенно возникает музыка вступительной части, пока не остается только она, таким образом придавая сюите цикличность. В целом, вещь получилась странная и, по мнению самого Рика, «претенциозная». С тех пор он перестал писать столь навороченную музыку, предпочитая бóльшую простоту.
Очень хорошо к своей задаче подошел Уотерс, предложивший, в отличие от всех остальных, две композиции, для записи которых он воспользовался обширной звуковой коллекцией. Сначала он предлагает нашему вниманию приятную пасторальную композицию «Grantchester Meadows», на всем протяжении которой (более 7 минут) поют птицы. Примерно через минуту после начала появляется, причем как-то несмело, простая акустическая гитара и мягкий голос Уотерса. В середине можно услышать также крики каких-то гусей (кажется, гусей) и их барахтанье в воде. С повторением припева вокал Уотерса дублируется или же ему кто-то подпевает. В конце к пению птиц присоединяется еще и жужжащая муха, явно нарушающая всю эту идиллию, а заодно и устраняющая всякую серьезность, если таковая и была. Мы слышим, как кто-то прибегает, начинает гоняться за назойливым созданием и в результате прибивает несчастную, видимо, газетой. Шаги записаны благодаря художнику Сторму Торгерсону, который ходил по лестнице в деревянных башмаках.
Далее идет нечто под огромным названием «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with the Pict», что в переводе означает «Несколько видов маленьких пушистых животных, собравшихся вместе в пещере и веселящихся с пиктом». Какое название, такое и произведение. Один большой прикол, в котором можно услышать целую кучу разных звуков, то сменяющих друг друга, то накладывающихся – кваканье, хрюканье, кряканье, свистенье, шипенье, пищанье, стрекотанье и много еще такого, для описания чего и слов-то не подберешь. В это звуковое безобразие вносит свою лепту и голос Уотерса, который выдает какие-то вокализы (что-то вроде «атакакамба-хай»). В конце он же пытается на полную исполнить роль пикта, говоря что-то якобы с шотландским акцентом.
Неплохо получилось и у Гилмора, который выдал трехчастную вещь «The Narrow Way», из которых вокал есть только в последней. Первая часть начинается с нарастающего жуткого звука, который быстро сменяется двумя акустическими гитарами; постепенно возникают какие-то другие звуки, напоминающие голоса; ближе к концу временами начинается прорываться звук, который мы слышали в начале. Вторая часть начинается с весьма жесткой риффующей гитары, звучащей довольно однообразно, но все равно запоминаясь; к ней присоединяются глухо отбивающие ритм ударные; вновь слышны разные жутковатые звуки, в конце концов выходящие на передний план, в то время как где-то далеко продолжает риффовать гитара. В третьей части появляется вокал, сопровождающийся гитарами и фортепьяно, причем поет Гилмор временами довольно жалобно. Слова Дэвид написал с трудом, поскольку поэтом он себя никогда не считал, а Уотерс ему помочь отказался. Тем не менее, лирика получилась неплохая, хотя и мало понятная своей неконкретностью (извечная проблема – или фишка – Дэвида). Вступают ударные, а после окончания вокалирования музыка постепенно становится все эмоциональнее, пока полностью не затихает. Получилось все весьма неплохо, хотя сам Гилмор утверждал, что он просто «валял дурака».
Остался последний участник команды. Становится понятно, почему фамилия Мейсона почти никогда не упоминалась среди авторов композиций. Видимо, сочинитель из него действительно никудышный. Нашему вниманию он предлагает трехчастную вещь «The Grand Vizier’s Garden Party», причем в первой («Entrance») и заключительной («Exit») части звучит (но, к сожалению, недолго) красивая флейта, на которой сыграла Линди, тогдашняя жена Ника, а во второй, самой продолжительной части («Entertainment») мы имеем показ перкуссионного мастерства (если там действительно есть мастерство): Мейсон то стучит, то звенит, то шуршит, а в середине вдруг неожиданно возникают тревожные стонущие клавишные; в определенный момент музыка начинает словно заикаться, и затем к нам возвращаются стуки и грюки Мейсона, причем они шастают из одного динамика в другой. Все это весьма раздражает, поскольку никакого определенного ритма Ник не выдает. Перефразируя Остапа Бендера, «нет, это не Moby Dick, это гораздо хуже». Ритм все-таки появляется к середине седьмой минуты – музыка становится все громче и быстрее, а потом внезапно обрывается, переходя в эпилог.
Подведем итоги студийной стороны: Райт – 5,5, Уотерс – 8,5, Гилмор – 8, Мейсон – 4,5. В целом получаем меньше семерки. Теперь соединяем с полученным результатом стопроцентную десятку «живой» стороны и выводим среднее.
#PinkFloyd #ProgressiveRock #PsychedelicRock #7Ноября