31 июл 2018

История Тольятии

gif
Первое рождение города Тольятти произошло в 1737 году, когда царским указом императрицы Анны Иоанновны на берегу Куньей Воложки было решено построить крепость и город Ставрополь (что в переводе с греческого означает «город святого креста») – столицу крещеных калмыков. Основателем крепости и города стал ближайший сподвижник Петра I Василий Никитович Татищев. Деревянную крепость для защиты от набегов кочевников обнесли невысокими стенами, и к осени 1738 года Ставрополь стал настоящим городом того времени. Уже во второй половине XVIII века в городе и семи его слободах жило около 9 тысяч человек. Была построена деревянная церковь, а в 1850 году построен каменный собор. В 1870 году в Ставрополе открылась народная школа.

В 1918 году во время мятежа чехословацкого корпуса был убит и похоронен за оградой городского кладбища председатель уездного исполкома и фельдшер земской больницы Баныкин В.В. (в последствии могила-мемориал).

Отсутствие промышленности в Ставрополе привело в 1924 году к решению преобразовать его в село. В 1928 году Ставрополь становится районным центром. В дополнение к существующим учебным заведениям возобновляют свою работу профтехшкола (бывшее ремесленное училище), а в совхозе им. Степана Разина – сельскохозяйственная школа, организуется колхоз «Путь к социализму». В 1931 году была организована Русско-Борковская МТС с центром в Ставрополе. Здесь же был создан рыбколхоз с небольшим перерабатывающим предприятием. На северной окраине было налажено производство кирпича. В сосновом бору расположился санаторий «Лесное», где лечили от туберкулёза. Дачи вокруг Ставрополя превращены в дома отдыха. В 30-е годы были заложены первые нефтяные скважины.

За годы Великой Отечественной войны были разобраны на отопление деревянные тротуары, срублены многие деревья, разобраны дачи, расположенные в сосновом бору. После окончания войны из промышленных предприятий работал небольшой ремонтный завод, чинивший сельскохозяйственную технику, рыбзавод, перерабатывающий улов рыболовецких колхозов, райпромкомбинат с лесопилкой, пищекомбинат с пекарней и кондитерским цехом, артель «Заря» с цехами пошива одежды, изготовления валенок, шитья обуви, выделки кож и овчин. Население Ставрополя составляло в ту пору около 12 тысяч человек. С 1946 года Ставрополь был преобразован в город районного подчинения. Именами героев Великой Отечественной войны Евгения Никонова, Василия Жилина, Виктора Носова, штурмана авиации Валентины Ступиной названы улицы Ставрополя, школы и пионерские дружины.

В 1949 году начала работать 24-я геологическая экспедиция Гидропроекта, которой было поручено исследование реки Волги.

Второе рождение города произошло в 1950 году, когда Ставрополь стал центром строительства Волжской ГЭС. 21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции.

В город Ставрополь-на-Волге стали прибывать строители. В двухэтажном здании бывшего купеческого лабаза расположился штаб во главе с начальником Куйбышевгидростроя Комзиным И.В. Границы города стали очень быстро расширяться. На месте деревни Кунеевки, в 10 километрах к востоку от старого города, строители решили создать рабочий посёлок и назвали его Комсомольском-на-Волге. Уже к осени 1950 года здесь были построены первые щитовые дома. В 4 километрах к юго-западу от Комсомольска начал строиться посёлок Шлюзовой. Вблизи старого города, на возвышенности левого берега, которое не могло затопить будущее море, был заложен посёлок Портовый. Все эти посёлки стали частью строящегося нового Ставрополя. Осенью 1950 года в лесу проложено 15 километров трассы Ставрополь – Куйбышев.

18 апреля 1951 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ о преобразовании города Ставрополя Ставропольского района в город областного подчинения.

30 ноября 1951 года первый поезд прибыл из Куйбышева на станцию Жигулёвское море. Таким образом, Ставрополь, стоявший в стороне от железнодорожных путей, получил выход на железнодорожные магистрали страны.

Городу предстояло «переехать» на новое место – ровную как стол площадку, начинавшуюся сразу за Ставропольской лесной дачей. С двух сторон, с юга и запада, она окаймлена лесом. В юго-западной части этой площадке началось строительство Соцгородка – посёлка, положившего начало новому Ставрополю. Одновременно с этим приступили к переносу домов со «дна моря». Деревянные дома разбирались и перевозились на машинах. Каменные здания также разбирались, но некоторые из них были взорваны. Всего было перенесено 2540 строений. Летом 1955 года перенос был закончен. От строго города осталась только городская больница, которая была расположена выше других зданий, почти у самого Портпосёлка. Здание больницы сохранилось и до наших дней.

В северо-восточной части города возник жилой квартал. За этим кварталом началась разбивка площадок для будущих заводов. 20-25 километров – стала протяжённость городских автобусных маршрутов. Открылось автобусное сообщение через плотину между Ставрополем и Жигулёвском. На окраине города строились цехи заводов «Волгоцемтяхмаш», синтетического каучука, электротехнического. Вводились в эксплуатацию заводы сборного железобетона и другие строительные предприятия, которые должны были обеспечить строительство жилого и промышленного комплексов.

В декабре 1955 года первый агрегат Куйбышевской гидростанции дал ток. В 1957 году ГЭС вступила в действие на полную мощность. Здание ГЭС – это здание станции оригинальной конструкции, высотой от подошвы до кровли 80 метров и длиной около 700 метров. Весь комплекс железобетонных гидросооружений великолепно вписался в панораму Жигулей.

За период с 1958 по 1965 года Куйбышевгидростроем сдано в эксплуатацию 303 промышленных объекта. Самые крупные из них – заводы синтетического каучука, «Волгоцемтяхмаш», химический, электротехнический, азотнотуковый, ремонтно-механический, «Электрощит», Тольяттинская ТЭЦ и другие. Куйбышевгидрострой также построил Тольяттинский кирпичный завод и Тольяттинский речной порт.

И, наконец, в 1967 году город обрел третье рождение. К этому времени Ставрополь-на-Волге уже был переименован в Тольятти в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР 1964 года. В 1966 году между СССР и Италией было подписано генеральное соглашение о строительстве в городе Тольятти одного из крупнейших автозаводов в Европе. Именно наличие крупнейшего строительного треста с огромным опытом работы и богатейшей материальной базой в Тольятти определило во второй половине 60-х годов выбор территории для ВАЗа. В целях сокращения сроков строительства и быстрейшего освоения выпуска продукции строительство автозавода велось в три очереди. В марте 1971 года первая очередь автозавода мощностью по выпуску 220 тысяч автомобилей в годы была сдана в эксплуатацию. В конце 1971 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь, тоже мощностью по выпуску 220 тыс. автомобилей в год. Третья очередь автозавода мощностью по выпуску 220 тыс. автомобилей в год введена в эксплуатацию в декабре 1972 года.

Министерству энергетики и электрификации СССР и Государственному комитету по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР было поручено комплексное проектирование и строительство первой очереди новой части города Тольятти с тем, чтобы создать законченный район города с благоустроенными жилыми домами, необходимыми объектами культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства, современными устройствами и инженерным оборудованием.

Застройка первой очереди новой части города осуществлена крупнопанельными и кирпичными 5-, 9-, 12- и 16-этажными жилыми домами.

В широком масштабе проводилось экспериментальное жилищное строительство: крупнопанельные 16-этажные жилые дома, кирпичные 9-, 12-этажные комплексы общежитий, 12-этажные кирпичные дома.

Все здания массового культурно-бытового назначения – детские дошкольные учреждения, школы, общественно-торговые центры микрорайонов, блоки обслуживания, объекты здравоохранения и другие построены в каркасно-панельном исполнении с применением унифицированного сборного железобетона и навесных стеновых панелей. Многие здания и сооружения культурно-бытового назначения – школы на 2352 и 1176 мест, детские дошкольные учреждения на 280 и 320 мест, объекты здравоохранения – больницы, поликлиники строились в экспериментальном порядке впервые в нашей стране.

Сегодня Тольятти — крупный современный промышленный центр Поволжья, входящий в состав Самарской области.

Административно город Тольятти делится на три района, простирающиеся почти на 50 километров вдоль левого берега Волги. Все три — Комсомольский, Центральный и Автозаводской — по-своему уникальны и не похожи друг на друга.

Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. Поэтому характерно, что именно в этом районе есть улица с названием Гидростроевская. Один из микрорайонов называется Шлюзовым, другой – Жигулевское Море. Здесь больше малоэтажных зданий, характерных для архитектуры сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольском районе есть парк и микрорайон, где нет ни одного посаженного дерева т.к. он создан на участке соснового бора.

Центральный район начал строиться в период создания химических предприятий. К нему относится крупный Северный промышленный узел. Район – исторически сложившийся административный центр города. Здесь расположены Тольяттинская городская Дума и мэрия города. Центр района представлен также зданиями сталинского и хрущевского периодов. Здесь же наиболее обширный так называемый «частный сектор» – дома индивидуальной застройки, которые постепенно застраиваются современными коттеджами.

Автозаводский район, как это и следует из названия, строился одновременно с Волжским автомобильным заводом и для заводчан. По сей день до 80% его жителей работают на ВАЗе. Автоград – это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х начала 70-х годов. И как эталон строительства того периода Автоград вошел в один из учебников архитектуры, изданных в Италии. Район делится широкими улицами и проспектами на практически ровные квадраты. Многие его кварталы похожи друг на друга. Но и здесь есть свои архитектурные достопримечательности: один из крупнейших в России торговый центр «Русь», не похожее ни на одно здание «Дом культуры и техники ВАЗа» и «Дом детского и юношеского творчества». В 2002 году список достопримечательностей пополнился уникальным Спасо-Преображенским собором. Вторым по величине собором в России.

В 2005 году в городском округе Тольятти построено 292 400 кв.м. жилья и 122объекта соцкультбыта и производственного назначения.

В последние годы построено немало объектов, которыми можно гордиться. Такие масштабные объекты, как «Аэрохолл», «Парк Хаус», «Вега» и др. В настоящее время в Тольятти планируется строительство ледового дворца спорта международного уровня «Лада-Арена».

На протяжении двух последних лет Тольятти занимает первое место в конкурсе как Самое благоустроенное муниципальное образование в Самарской области.

Комментарии

  • 6 окт 2018 13:57
    Ставрополь в Тольятти переименовали в 1964году.
  • 7 фев 2023 17:17
    Вoт тaк cкитaeтcя Лaвpoв пo миpy в пoиcкax гocyдapcтв, кoтopыe eщe гoтoвы нa дpyжecкиe oтнoшeния c Рoccиeй… Нo кaк-тo вcё бeз тoлкy. Или эти нecчacтныe и бeccмыcлeнныe «пepeгoвopы» c мaлeнькими aфpикaнcкими cтpaнaми мoжнo cчитaть «диплoмaтичecким пpopывoм» для coвpeмeннoй никoмy нeнyжнoй Рoccии?
  • 17 фев 2023 17:52
    46 596 бpaкoв зapeгиcтpиpoвaли в Рoccии в пpoшлoм гoдy. Пpи этoм интepecнo, чтo зa пocлeдниe 10 лeт в cтpaнe нa 39% yвeличилocь кoличecтвo бpaкoв c пpeдcтaвитeлями aфpикaнcкиx cтpaн. А пocлe cпeцoпeрaции и мигpaции нaшиx мyжчин зa гpaницy, Рoccия cтaнeт пpocтo цeнтpoм пaлoмничecтвa нeгoв, ищyщиx ceбe бeлyю жeнy, вeдь кoнкypeнции вce мeньшe!
  • 27 фев 2023 16:28
    Нy a чeгo eщё мoжнo былo oжидaть oт бeлapyccкoгo лжeцa?
    Этo лишь был вoпpoc вpeмeни, кoгдa oн cмeнит pитopикy кacaтeльнo Укpaины и вoйны в цeлoм.
    C тaким жe ycпexoм мoжнo вcпoмнить кaк зa 2 дня дo 24 фeвpaля 2022 гoдa,
    oн зaвepял чтo poccийcкиe вoйcкa никoгдa нe зaйдyт c тeppитopии Бeлapyccи на Укpaинy и ни oднoй paкeты нe бyдeт выпyщeнo, нo мы видeли oбpaтнoe.
    Тaк чтo дa, вce пoнимaют, чтo Пyтин cкopo пpoигpaeт и пытютcя мaкcимaльнo oтcтpaнятcя oт диктaтopa, чтo бы нe oтвeчaть в paвнoй мepe зa пocлeдcтвия.