Штрихи к портрету


Бенджамин Франклин
(17 января 1706 г. - 17 апреля 1790 г.)
Отец бумажных денег и изобретатель музыкального инструмента, который может свести с ума

3 апреля 1729 года увидела свет брошюра, написанная неким 23-летним издателем из Филадельфии. Она называлась «Скромное исследование о природе и необходимости бумажных денег». С этого небольшого труда и началась история постоянного использования бумажных денег. Этого человека звали Бенджамин Франклин и вы, наверняка знаете его в лицо, если хотя бы раз в жизни держали в руках стодолларовую купюру.
Мы все привыкли к бумажным деньгам. В противовес всевозможным криптовалютам, безналичному расчету и кредитным картам, именно старые-добрые купюры мы считаем «настоящими» деньгами — хоть они уже и не играют такой роли. Но каких-то 300 лет назад любой цивилизованный человек рассмеялся бы вам в лицо, скажи вы такую глупость. Тогда настоящие деньги были золотыми, серебряными или, на худой конец, медными. Сегодня мы расскажем об идеологе, создателе и печатнике бумажных денег, Бенджамине Франклине.
Классический портрет Бенджамина Франклина известен всем, кто хоть раз держал в руках стодолларовую банкноту. Это один из самых узнаваемых в мире образов — иллюстрация поговорки «я ж не 100 баксов, чтобы всем нравиться!».

Вопреки известному заблуждению, на долларах изображаются не только президенты США — не был им и Франклин. Чем же он заслужил такую честь? Начнем с того, что он был одним из «отцов-основателей» американской нации, крайне авторитетным и уважаемым. Авторитет Франклина был настолько высок, что он оказался единственным, кто подписал все три основополагающих документа американской государственности – Декларацию независимости США, Конституцию и Версальский мирный договор. Более того, в создании Конституции он принимал активнейшее участие, заложив в нее многие аспекты масонской идеологии. Фактически, он был главным идеологом молодой республики. И самым известным американцем своего времени, опережая в этом отношении даже Джорджа Вашингтона.

Франклин родился 17 января 1706 года в Бостоне, в семье ремесленника, занимавшегося мыловарением и изготовлением свечей. Бенджамин был 15-м из 17 детей, так что, несмотря на собственный свечной заводик, денег у его отца было немного. Хватило только на пару классов средней школы. Дальнейшее образование Бенджамин получал самостоятельно. В 12 лет он устраивается подмастерьем к своему старшему брату в печатную мастерскую. Помимо заработка эта должность открывает ему доступ к книгам. Франклин много читает, поглощая литературу по физике, математике, философии. Потом он откроет общественную библиотеку в Филадельфии, чтобы и другие могли пойти его путем.
Ремесло печатника пришлось по душе нашему герою, но он не хотел на этом останавливаться. Франклин пробует себя в качестве автора статей для газет — но тайно, подписываясь псевдонимом. Он рассуждает в своих статьях о добродетели, месте женщин в обществе, а также о практических сторонах различной деятельности. Заметки пользуются популярностью. В какой-то момент про тайное увлечение Франклина узнает брат; под угрозой получить по шее 17-летний Бенджамин буквально сбегает из родного Бостона в Филадельфию, где успешно устраивается в издательском бизнесе. Одаренный и трудолюбивый юноша не остается незамеченным. Через пару лет его отправляют на «курсы повышения квалификации» в Лондон.
В «столице мира» того времени Франклин не только изучает книгопечатание, но и с великим усердием знакомится с культурным наследием западной цивилизации. Кажется вполне естественным, что в процессе своих изысканий он знакомится с обществом масонов, также увлеченных познанием и совершенствованием мира. Именно у масонов он почерпнул значительную часть своих убеждений. Более того, в будущем он и сам станет известнейшим масоном, Великим Мастером и т.д. и т.п.

Помимо научных и светских занятий Франклин не пренебрегает и собственно «повышением квалификации». Вернувшись в Филадельфию, он довольно быстро создает собственную типографию, ставшую одной из трех основных в городе. Через пару лет он начинает выпускать «Пенсильванскую газету», в которой работает не только издателем, но и автором. Пишет он много и с большим талантом, так что газета быстро газета завоевывает рынок и становится авторитетным изданием для всего штата. С помощью этого авторитета Франклин продвигает в общественное сознание самые разные идеи, от создания пожарной команды до открытия библиотеки.
В то же время, видимо, тоскуя по обществу масонов, в 1728 году Франклин создает дискуссионный кружок «Клуб кожаных фартуков». На масонство намекает даже само название. Кружок этот действует до сих пор, правда, с 1743 года уже под названием «Американское философское общество». К XX веку в нем будет состоять пара сотен нобелевских лауреатов.
Формально вступив в масонскую ложу Святого Иоанна в Филадельфии в 1730 году, уже через четыре года Франклин стал ее Великим Мастером. Впоследствии он станет еще и Почтенным Мастером парижской Ложи Девяти Сестер. По тем временам – высочайшая честь в масонском мире.
В 1729 году Франклин публикует статью «Скромное исследование о природе и необходимости бумажных денег». В ней он дает одно из ранних определений стоимости, центрального понятия политэкономии до наших дней. Он сравнивает различные виды труда — например, выращивание пшеницы и добычу серебра, и показывает, что одно от другого не так и сильно отличается. Ведь если серебра станут добывать больше, а пшеницы выращивать будут столько же, то серебро по отношению к пшенице просто подешевеет. Основываясь на этих расчетах, Франклин предлагает отказаться от использования металлических денег в пользу бумажных. Он пишет: «Трудом можно измерить стоимость серебра, как и всех других вещей». Он же разрабатывает несколько «штампов для банкнот».

Купюра Франклина образца 1739 года.

Позднее, когда в начале войны за независимость Второй Континентальный Конгресс примет решение о выпуске бумажных денег, заказ будет выполнять именно Франклин. Так что в значительной мере именно он обеспечивал экономику новорожденной республики.

Печатный станок Франклина, привезенный им из Лондона в 60-е годы XVIII века

Работу Франклина можно увидеть не только на купюре в сто долларов, но и в один: слева и справа – оттиски Большой Печати США. Финальный ее вариант был разработан Чарльзом Томпсоном, однако не заметить влияние Франклина совершенно невозможно. В первую очередь, по откровенно масонским символам – усеченной пирамиде с «лучезарной дельтой», расположении звезд над орлом в виде звезды Давида и многим другим деталям. Не зря всевозможные сторонники теорий заговоров видят на долларах масонские символы. Потому что они там есть!

В 1731 году Франклин основывал Филадельфийскую общественную библиотеку, первую в Новом Свете. В 1740 году – Филадельфийскую академию, ставшую позже основой Пенсильванского университета. Сейчас это одно из старейших и наиболее уважаемых учебных заведений Америки, и входит в «Лигу Плюща».
Параллельно (и где только он находил достаточно времени и сил?) Франклин исполнял обязанности главного почтмейстера Пенсильвании, а позже – всех североамериканских колоний. Через его ведомство проходили все письма в обе стороны. Некоторые письма он копировал, что было не слишком этично для почтовой службы, но сильно помогло зарождавшейся независимости. Вероятно, таких случаев было достаточно много, однако наиболее известна история с Томасом Хатчинсоном, губернатором Массачусетса и большим сторонником сбора податей — надо думать, не полностью уходивших в старушку Англию. В 1772 году Франклин слил его письма своим друзьям, что привело к отставке и отъезду — если не сказать бегству Хатчинсона в Англию. Впрочем, самого Франклина в 1774 году тоже сняли с должности, но ненадолго. Он вернулся на пост главного почтмейстера уже через пару лет, сразу после объявления независимости.

Чем еще занимался Франклин? Например, серьезными исследованиями электричества и его практического применения. Именно он изобрел громоотвод. На его счету также карта Гольфстрима (как и его название), а также масса других, менее известных изобретений. За свои научные труды он был удостоен звания почетного доктора в Оксфорде, а также был избран почетным членом нескольких Академий наук, включая российскую. Напомним, что формальное образование нашего героя ограничилось двумя классами средней школы.
В 1776 году, после подписания Декларации Независимости, Франклин едет в Париж, чтобы договориться с французами о помощи свежесозданному государству — как политической, так и финансовой.
В 1783 году он участвует в подписании Версальского мирного договора, признающего независимость колоний. И, кстати, займа он добился, причем на очень комфортных условиях.
В 1787 году подпись Франклина появляется и на Конституции США, одним из ключевых авторов которой он был.
Бенджамин Франклин скончался 17 апреля 1790 года. На его похороны пришло более двадцати тысяч человек — при населении Филадельфии в тридцать тысяч. На его могильном камне высечена надпись: «Он вырвал у неба молнию, а затем у тиранов скипетры».
Вот так простой паренек, пятнадцатый ребенок в небогатой семье, стал одним из наиболее влиятельных людей своего времени, признанным ученым, бизнесменом, лидером мнений и общественным деятелем. Достойная личность, чтобы украсить самую крупную купюру США наших дней.

Музыкальный инструмент, который может свести с ума
В сказке Гофмана «Маленький Цахес по прозванию Циннобер» есть добрый волшебник Проспер Альпанус. Его карету везут два серебряных единорога, а когда карета едет, раздаются «чарующие, неземной красоты звуки, будто бы кто-то играет на басах гигантской стеклянной гармоники».
В наше время про стеклянную гармонику мало кто знает и помнит. Даже в московском музее музыки на улице Фадеева (коллекция там просто богатейшая, если ни разу не были, обязательно сходите), к сожалению, нет ни одного экземпляра этого музыкального инструмента. Почему?
В 1761 году американский учёный и изобретатель Бенджамин Франклин (тот самый, портрет которого можно увидеть на банкноте в 100 долларов США) изготовил 37 больших стеклянных бокалов-колокольчиков, каждый из которых издавал свою собственную ноту. Затем он аккуратно просверлил в этих бокалах отверстия и усадил бокалы на общую ось; ось приводилась во вращение механизмом с качающейся педалью (как старинная швейная машинка).

Стеклянная гармоника

Под бокалами Франклин установил ванночку, в которую налил смесь воды с уксусом; нижний край колокольчиков был погружен в жидкость, и, вращаясь, они непрерывно смачивались. Касаясь пальцем края вращающегося колокольчика, исполнитель извлекал звук. Да какой! Сам изобретатель описывал его, как «несравненно сладкий и приятный, протяжный, превосходящий в этом отношении любые другие музыкальные инструменты; прижимая палец то сильнее, то слабее, можно добиваться непревзойдённой выразительности». Новый инструмент назвали «стеклянной гармоникой».

Бенджамин Франклин играет на изобретённой им стеклянной гармонике

Композиторы того времени были просто в полном восторге от изобретения Франклина! Доницетти и Сен-Санс, Бетховен и Моцарт, Глинка и Чайковский – удивительный, ни на что не похожий, нежный, загадочный, потусторонний звук стеклянной гармоники пленил всех. Так что совсем неудивительно, что коляска Проспера Альпануса в сказке Гофмана издаёт звуки именно этого инструмента! Михаил Глинка использовал стеклянную гармонику для изображения чудес колдуна Черномора в опере «Руслан и Людмила», Пётр Чайковский – для танца Феи Конфет (Феи Драже) в балете «Щелкунчик».
Но куда же исчез этот чудесный инструмент и почему? Вот тут начинается загадочная история...

Буквально через несколько лет после изобретения и начала распространения стеклянной гармоники начали появляться статьи, в которых авторы уверяли, что невообразимо сладкий звук этого инструмента... негативно воздействует на психику и даже способен свести с ума! Многие врачи всерьёз утверждали, что звучание стеклянных колокольчиков способно довести до сильнейшей депрессии, «чёрной меланхолии» и даже самоубийства! Приводили десятки случаев, когда молодые и полные сил музыканты умирали от страшной тоски, даже перед смертью умоляя, чтобы им ещё хотя бы раз дали сыграть на любимой стеклянной гармонике.

Ещё больше мистики вокруг стеклянной гармоники добавил знаменитый врач и гипнотизёр того времени – Франц Месмер. Этот чудо-доктор утверждал, что с помощью магнитов, «магнитной воды» и особенного «внутреннего магнетизма» может исцелять любые болезни. Свои «магнетические» сеансы он часто сопровождал игрой на стеклянной гармонике.

Сеанс месмеризма. Карикатура
Бьющиеся в истерике и кривляющиеся под «потусторонние» звуки гармоники пациенты Месмера (современные исследователи говорят, что это было самовнушение или массовый гипноз) добавляли загадочности, таинственности и мрачности – в общем, общественное мнение довольно скоро обратилось против «проклятого» музыкального инструмента. Стеклянная гармоника была забыта. Партии стеклянной гармоники в операх стали исполнять на совершенно другом инструменте – челесте.

Челеста

Что же говорит на этот счёт современная наука? Способна ли стеклянная гармоника воздействовать на психику? Действительно ли её чарующий звук смертельно опасен?
Во-первых, исследования показали, что основные обертоны стеклянной гармоники лежат в области частот от 1 до 4 килогерц – а это очень специфическая «звуковая зона». Звуки с частотой выше 4 килогерц наш мозг довольно легко локализует (то есть определяет направление, откуда пришёл звук), сравнивая громкость их звучания на правом и левом ухе. Звуки с частотой ниже 1 килогерца человек так же способен хорошо локализовать в пространстве за счёт разницы в фазе. А вот звук стеклянной гармоники попал в тот самый диапазон, который наш мозг воспринимает, но «не понимает, откуда»!
Кажется, что звучание идёт отовсюду, что звучит не инструмент, а как бы сам воздух – естественно, у эмоциональных людей это вызывало восторг, смешанный с растерянностью; а у психически нездоровых такое действительно могло спровоцировать нервный припадок.
Невозможность локализовать в пространстве "чарующие звуки" стеклянной гармоники может вызвать припадок у людей с нервными и психическими заболеваниями

Во-вторых, для облегчения игры на стеклянной гармонике Франклин пометил колокольчики краской – а в те годы краски делались преимущественно на основе оксидов и солей свинца. Руки музыканта постоянно контактировали со свинцовой краской – и яд (а свинец – это самый настоящий яд!) медленно, но неизбежно скапливался в организме. В итоге музыкант действительно мог получить медленное отравление свинцом, со всеми вытекающими отсюда симптомами – анемией, головной болью, депрессией, потерей аппетита, проблемами с памятью, бессонницей и даже сильнейшими нервными припадками. Постоянное вдыхание музыкантом паров уксуса (уксусной кислоты) из ванночки также могло сыграть определённую роль. В общем, виновата была не стеклянная гармоника, а использовавшиеся в то время материалы.

Современные музыкальные энтузиасты пытаются возродить искусство игры на стеклянной гармонике и реабилитировать незаслуженно оболганный инструмент. В наше время для разметки стеклянных колокольчиков гармоники применяются совершенно безопасные синтетические краски, а также стекло с высокой способностью к смачиванию – чтобы инструмент зазвучал, достаточно просто окунуть пальцы в чашку с обычной водой. Для вращения колокольчиков вместо педального привода используется бесшумный электромотор. Послушайте, как звучит «Танец Феи Драже» Чайковского, сыгранный именно на том инструменте, для которого композитор сочинил это произведение:
"Dance of the Sugar Plum Fairy" on the Glass Armonica

Комментарии

  • 16 апр 2021 09:17
    Спасибо ,было очень интересно узнать о такой ,  всесторонне - развитой личности .
  • 16 апр 2021 09:23
    Фотография
  • 16 апр 2021 10:44
    Спасибо, с большим интересом, и впервые, прочитала о таком талантливом человеке
  • 16 апр 2021 10:47
    d27b19126f
  • 16 апр 2021 10:48
    Очень интересно.
  • 16 апр 2021 10:50
    Очень познавательно и поучительно.
    15-й из 17-ти детей мыловара со свечным заводиком в американской дыре попадает в Лондон и увлекается масонской идеологией, вовлекается в деятельность масонской ложи, становится Великим магистром.
    Имея богатый опыт книгопечатания, придумывает печатать бумажные деньги.
    Его портрет увековечивают на стодолларовой купюре вместе с масонскими символами - пирамидой со Всевидящим оком.
    Пирамида.
    И Всевидящее око.
    Это то, к чему мир пришёл.
    Планы осуществились?
    Станок включают всё чаще, долларов всё больше.
    Они не привязаны ни к стране, где являются основной валютой, ни к государству.
    Сами по себе.
    Сам себе режиссёр.
    Режиссёр.
  • 16 апр 2021 11:05
    Большое спасибо за интересную и полезную информацию...