Комментарии
- 26 фев 2022 20:54a zatem etot lager perevezli v sibir , v gulag do 53 g ... i nikakogo nabata , nikakih slez ... lizemeru vu !
- 26 фев 2022 23:29Фашизм поднимает голову! Пусть звучит "Бухенвальдский набат" как напоминание :"Люди мира, будте зорче втрое...!"Автору низкий поклон и извинения за тех,кто искорежил жизнь этого скромного ,но настоящего патриота своей страны.
- Комментарий удалён.
- 27 фев 2022 15:16Лагерь не могли перевезти, вы осознанно все передергиваете. Ваш ком. Не уместен.
- 27 фев 2022 15:37Бухенвальд в лагере стали уничтожать людей с 1937г.освободила советская армия весной 1945г.находится в Германии. Причем тут ГУЛАГ.
- 27 фев 2022 15:39i perevezla zakliuchennuh v sibir , oni zhe predateli .... i oni mogli sravnit , kak bulo tam i kak bulo v gulage ! tolko v gulage izdevali svoi....
- 27 фев 2022 20:01Огромная просьба к модераторам: уберите даму из Нью- Йорка - Tanya Savorona. Думается, что не место и не время сейчас выслушивать злословие обиженной дамы.
- 28 фев 2022 12:49Так как поет ее Муслим- никто. никогда не спел и не споет. Люди знали песню от него. Он пел о мире. о родине..Сегодня это не поют. Певцы известные дорожат другим. Муслим и Кобзон пели о родине..
- 1 мар 2022 14:17Литературный салон, большая вам благодарность! Эта песня,это реквием,это нам всем напоминание,особенно сейчас. Спасибо вам за автора,за то,что его имя вернулось из забвения
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Литературный салон "Страницы книг"
:Сергей Бобрынин
Бухенвальдский набат
(Об истории создания и авторе)
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон
– Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Соболев отнес эти стихи в «Правду». Там их не приняли. Тогда он принес стихи в «Труд». Там они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан. Автор послал его композитору Вано Мурадели. Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!» С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но там песню встретили холодно. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а очень известный в то время поэт-песенник Лев Ошанин сказал: «Это же не стихи, а мракобесие: мертвые в колоны строятся!».
Но как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру. Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова.
Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли. И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат». Как выяснилось много позже, попытки иностранцев встретиться с автором текста «Бухенвальдского набата» всегда пресекались «компетентными органами» с формулировками: автор «в данный момент» болен; либо – автор «в данный момент» отсутствует в Москве. Известен случай, когда во время гастролей Ансамбля песни и пляски Александрова во Франции к его руководству обратился один из благодарных слушателей, чтобы узнать, каким образом он может передать в подарок автору стихов легковой автомобиль. Присутствовавший при этом разговоре «человек в штатском» ответил: «У него есть всё, что ему нужно!» (Александр Соболев в то время жил в бараке, и улучшения жилищных условий не предвиделось.)
Так кто же он, автор текста самой популярной в мире антивоенной песни?
Эпиграфом к его жизни могут служить строки стихотворения
«...Непобедимая, великая,
Тебе я с детства дал присягу,
Всю жизнь с тобой я горе мыкаю,
Но за тебя костьми я лягу!»
Родился Александр (Исаак) Соболев в 1915 году в местечке Полонное на Украине. В 15 лет Александр отправился к старшей сестре в Москву. Там он стал слесарем на механическом заводе, вступил в литературное объединение при многотиражке завода, стал публиковать свои корреспонденции в городской газете и продолжал писать стихи. Началась война, на которую Соболев ушел рядовым и с которой пришел в 1944-м дважды раненым инвалидом второй группы. После войны – работа в литейном цехе авиамоторного завода, заводская многотиражка… В этой газете и познакомился Александр с девушкой, ставшей его женой, с которой они прожили вместе 40 лет.
Резко критическая направленность газетных публикаций Соболева привела к тому, что его уволили «по сокращению штатов» (хотя инвалидов войны не увольняли)… В результате этого конфликта здоровье Соболева резко ухудшилось, и почти пять лет ему пришлось провести в различных госпиталях. Завершилось все это получением справки ВТЭК с фактическим запретом на любой труд. Временами болезнь отступала. Но о штатной газетной работе Соболев мог только мечтать. Немного поддерживали Соболева коллеги-газетчики, время от времени тайком давая ему подработать, Так прошли годы.
И вот в 1958-м грянул «Бухенвальдский набат». Популярность песни росла с каждым днем. И были высокие оценки весьма авторитетных лиц. Писатель Константин Федин, например, так отозвался о ней: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни». А вот другой отзыв. «Бухенвальдский набат» – песня-эпоха. И скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню», – писал в «Советской культуре» поэт Игорь Шаферан. Более того, в 1962 г. Соболев и Мурадели оказались в числе соискателей Ленинской премии — за одну только песню! — случай уникальный. И здесь возникла «непреодолимая» проблема: Соболев не являлся членом Союза писателей, не имел диплома, где в графе «профессия» значилось бы «поэт». Тогда оставили в списке только Мурадели. Но из песни слов не выкинешь… Кончилось тем, что и Мурадели не дали премию. Соболев стал понимать, что его имя отстраняется от его стихов. Очень много писали о Мурадели. Восторженные письма со всего мира приходили мешками. Но Соболев о них ничего не знал, ни разу в жизни он не дал ни единого интервью, и никто не желал публиковать его новые стихи.
Формально отсутствие членского билета союза писателей причислило Соболева к «рангу неписателей и непоэтов» со всеми вытекающими проблемами. А членство в СП для него было закрыто. Из-под его пера выходили совсем другие стихи, не имевшие права на жизнь. Он работал «в стол», в полной изоляции. Правда, получал авторский гонорар за исполнение знаменитой песни. Это и спасало, иначе не выжил бы. Соболев умер 6 сентября 1986 года.
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!