Александр и Григорий Пушкины.

Как сложилась судьба сыновей «солнца русской поэзии».
Старая мудрость гласит: «На детях гениев природа отдыхает». Однако ж в действительности это утверждение более чем спорно. С лёгкостью можно найти примеры целых династий, когда сыновья и внуки не уступали в талантах гениальным отцам и дедам. Но порой потомки сознательно выбирают в жизни иную стезю, не желая соперничать с талантливым пращуром. Так, например, оба сына великого русского поэта, Александра Пушкина, выбрали государственную службу. Сам поэт как-то писал в письме к приятелю: «Не дай Бог им идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах они отца не перещеголяют, а плетью обуха не перешибёшь...»

Тем не менее, к концу жизни старший сын поэта, отставной генерал, иронично признавался дочери, что видит некоторое разочарование в глазах знакомых. Александр Александрович полагал, что люди искали в нём, отпрыске великого поэта, какую-то исключительность. При этом сам сын Пушкина считал себя обыкновенным и ничем невыдающимся человеком, разочаровавшим общественность. Надо сказать, Александр Александрович то ли скромничал, то ли себя недооценивал. Потому как заслуг ему было не занимать.
Старший сын Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родился в Санкт-Петербурге в июле 1833 года. Молодой отец очень трепетно относился к сыну. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, в письмах сестре поэта описывала эту его привязанность: «Мальчик хорошеет с часу на час. Маленький Сашка большой любимец папаши и всех его приятелей…» Мальчика, названного в честь родителя, в семье все называли - «рыжий Саша».
Пушкин-старший любил наблюдать, как переодевают, укладывают спать и кормят тёзку-сына, прислушивался по ночам к его дыханию и подолгу не отходил от колыбели. Уже тогда он был обеспокоен судьбой маленького Александра и проводил параллели с самим собой. Живший в царствование трёх государей, Пушкин не всегда находил с ними общий язык. В письме жене он писал: «Как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тёзкой? (будущим царем Александром II). С моим тёзкой я не ладил…»
Как и другие дети Александра Сергеевича, старший сын воспитывался под контролем домашних гувернёров. Даже после убийства главы семьи на дуэли Наталья Николаевна средств на образование детей не жалела, вопреки материальным затруднениям. В доме традиционно бывали хорошие преподаватели. Своему брату вдова Пушкина говорила, что эти расходы с лихвой окупятся в детях знаниями и умениями. И она была права. В 1845 году Александр Пушкин-младший поступил в Петербургскую Преображенскую гимназию, где слыл успешным и дисциплинированным учеником. В 15-летнем возрасте его определили в Пажеский корпус, откуда он вышел корнетом и был направлен в
конногвардейский полк.

Военная карьера Александра Александровича сложилась блестяще. Любимому делу он отдавался без остатка и с лучшей стороны отличился в Крымской войне. В ходе сражений за освобождение Балкан успешно возглавлял Нарвский Гусарский полк, за что и был награждён высокими орденами и именным золотым оружием.

В 1880 году сын поэта был назначен флигель-адъютантом Его Величества, а уже спустя месяц -пожалован в генерал-майоры государевой свиты в должности дивизионного командира. Пушкин-военный соответствовал образцу командира-джентльмена, верного старинным традициям. Как
писал полковой историк, офицеры питали по отношению к своему командиру громадное уважение.

Ещё большего почтения коллег он заслужил после смерти первой своей супруги. Оставшись с девятью детьми и ведя неустроенный полукочевой образ жизни военного, Пушкин умудрялся давать детям необходимую заботу и внимание.

В 1891-м Александр Александрович ушёл в отставку. Ему определили место тайного советника и назначили солидную пенсию более тысячи рублей в год. «Приросший» за 30 с лишним лет службы к военному мундиру генерал попросил императорского позволения носить форму и на гражданке. Просьба была удовлетворена, поэтому в штатском Пушкина почти никто и никогда не видел.
Александр Александрович был женат дважды и стал отцом 13-ти детей. Первому браку предшествовала необычная романтическая история. Его возлюбленная, Софья Ланская, была девушкой тихой и кроткой, что покорило Пушкина до глубины души. Решение пары заключить официальный брак родные встретили с радостью, а вот церковь сочла венчание невозможным по причине сомнительно установленного кровного родства возлюбленных.

Дело в том, что Софья, круглая сирота, с юных лет воспитывалась в семействе родного дядюшки, Петра Петровича Ланского (второго супруга Натальи Николаевны), и сумела расположить к себе всех домочадцев. А для самой Наталии Николаевны, – с милой Сонечкой её связывали самые душевные отношения, - выбор сына стал исполнением её давней заветной мечты. Не было ни для кого секретом, что и сама Софья была влюблена, и ради любимого отвергала партии более заманчивые и блестящие. И вдруг такое! Невеста впала в отчаяние, а Александр заявил, что или женится на Софье, или не вступит в брак до конца своих дней. Расстроенная этими событиями Наталья Николаевна даже обращалась за помощью к своему духовнику, писала письма в Синод, искала покровителей среди знакомых, но церковные чиновники держались
неумолимо...

Оставалась последняя инстанция - император. Собрав документальные доказательства, указывающие на отсутствие кровных связей, Пушкина-Ланская попросила государевой аудиенции. И надо сказать, ей, глубоко любящей сына и уважающей его пылкую любовь, удалось тронуть сердце Александра II. Вскоре на имя обер-прокурора Синода, графа Толстого, было направлено распоряжение уладить дело в пользу просящей. Как знать, не случись Высочайшего участия в судьбе сына поэта, возможно, не было бы и супружеского союза, давшего самую раскидистую ветвь на фамильном пушкинском древе.

Брак Александра и Софьи выдался на редкость счастливым и безоблачным. Один за другим в семье появлялись дети: Наталия, Софья, Мария, Александр, Ольга, Анна, Григорий, Пётр, Надежда, Вера, Сергей. Наверное, из-за такой плодовитости Александр Сергеевич посчитал бы свою невестку красавицей.
Дело в том, что в его наследии есть историческая шутка: мол, на вопрос, какую из женщин стоит почитать красавицей? — некий философ ответил: «Ту, которая родила более всех детей». Но так сложилось, что увидеть всех своих детей взрослыми Софье Александровне не довелось: она не прожила и 38 лет. Простудившись, в апреле 1875 года в Вильно, куда был переведён полк мужа, Софья Александровна умерла.

Александр Александрович очень тяжело переживал смерть любимой жены. Он остался вдовцом, и все заботы о девятерых детях (двое детей умерли во младенчестве): старшей Наташе не исполнилось и шестнадцати, а младшему Сереже - и года, легли на его плечи. Но так как сам Александр Александрович часто отбывал в военные походы, за детьми присматривали по очереди родные Пушкина.

В 1883 году, спустя 8 лет, Александр Александрович снова женился. Вот только второй брак был далёк от былого семейного счастья. Мария Александровна Павлова, троюродная племянница первой жены, так и не смогла стать любящей мачехой детям покойной Софьи, тяготилась заботами о них и слыла женщиной недоброй. В новом браке у сына поэта родилось ещё двое детей: сын Николай и дочь Елена, но семейного счастья не было. Не находящий взаимопонимания и покоя в новой семье Александр Александрович часто уезжал заграницу гостить к своим сводным сёстрам, напоминавшим ему любимую мать. Там его принимали радушно и даже предлагали остаться навсегда, но привязанность к России не позволила ему этого сделать.

Служба для генерала от кавалерии Александра Пушкина, начавшаяся при Николае I, завершилась при его венценосном внуке Александре III. В преклонные годы парадный мундир генерала Пушкина достойно украшали ордена Российской Империи и иностранных держав: от Святого Александра Невского с бриллиантами до Святой Анны с императорской короной. И вид этого мундира никак не вязался со словами Александра Александровича о том, что он оказался обыкновенным и ничем не выдающимся человеком.
Как бы странно это не выглядело, но бравый русский генерал всячески развивал в России женское образование, отстаивая в строгих комиссиях и высоких кабинетах права женщин на льготы, субсидии, стипендии, специализированные учебные программы, лазареты при институтах и организацию курсов сестёр милосердия. Всю свою жизнь статный военный интеллигент притягивал восхищённые взгляды окружающих. Очевидцы вспоминали, как преображались и старались в реверансах встречавшиеся ему в учебных коридорах наставницы и классные дамы. Генерал Пушкин, по всей видимости наделённый родовым шармом, сам того не ведая, превращал рядовое посещение очередного учебного заведения в восторженное событие. Он уезжал, а щебечущие ученицы и чинные воспитательницы ещё долго шептались о благородстве попечителя.

Генерал Пушкин, большую часть жизни проведший на военной службе и в военных походах, больше всего на свете не хотел начала новой войны. Когда в 1914 году он получил известие о начале мирового военного конфликта, то молча отправился в свой кабинет и живым из него уже не вышел. «В этот день дедушка узнал о начавшейся мобилизации, понял всё сложившееся военное положение, и это его сильно подкосило. Конечно, он понимал, что для действующей армии он уже негоден и стар», – так писала его внучка Наталья Сергеевна Мезенцова. Существовало даже предание, будто Александр Александрович надел свой мундир и сел к столу писать прошение государю с просьбой разрешить ему отправиться на фронт. Правда, по воспоминаниям близких, всё обстояло несколько иначе. Чрезвычайно расстроенный известием о начале войны старый генерал отказался от обеда и ушёл в спальню. А вскоре потерял сознание.

Согласно воле генерала Пушкина, впоследствии он был перезахоронен в Лопасне рядом с первой женой Софьей. Его вторая жена вместе с уже взрослыми детьми уехала заграницу и там умерла, а дети её долгое время жили в Брюсселе и Париже, где их очень чтили как внуков великого Пушкина.
«Милостивая государыня матушка Наталия Ивановна, имею честь поздравить Вас со внуком Григорием и препоручить его Вашему Благорасположению!» - написал Александр Сергеевич своей тёще в мае 1835 года, спустя два дня после рождения своего третьего ребёнка, младшего сына Григория. Сохранились сведения о том, что Наталья Николаевна хотела назвать младшего сына в честь своего отца Николая Афанасьевича, однако супруг настоял на имени Григорий, в честь своего славного предка Григория Пушки, знатного боярина, бывшего в XV веке псковским воеводой. Возможно, поэт мечтал в будущем увидеть в сыне качества храброго воина, каким был его предок, вот только застать взросление Григория Александру Сергеевичу не довелось. Мальчику не было и двух лет, когда он лишился отца. Наталья Николаевна, в трауре и отчаянии, вместе с детьми уехала в родное поместье Полотняный завод под Калугой, где в сельской тиши, они прожили два года.

В 1844 году, когда Грише было 9 лет, его мать вышла замуж за Петра Ланского, который любил детей Пушкина как родных. В 13 лет Григорий поступил в гимназию, которую окончил и его старший брат Александр - он вообще очень хотел быть похожим на Сашу и во многом ему подражал. Как говорили, из всех наследников поэта Гриша, пожалуй, больше всех был похож на отца, как внешне, так и по характеру.

После окончания Пажеского корпуса 18-летний Григорий был зачислен на службу в лейб-гвардии конный полк, под командованием отчима Петра Ланского. Но уже в 1866 году, в звании подполковника, вышел в отставку. Ему был всего 31 год, когда он принял решение оставить службу и уехать в родовое поместье Пушкиных -Михайловское. Семейная легенда гласит, что Пушкин-младший был гордым человеком и покинул столицу, чтобы не терпеть «ежедневные унижения, доставляемые бедностью».
Хотя есть и более романтическая версия, которая не противоречит первой: будто бы он делал предложение некой петербургской красавице, и получив отказ, решил скрыться от светских пересудов. Вот что пишет в своих воспоминаниях Александра Арапова, дочь Натальи Гончаровой от второго брака: «Гриша смущал мать давно продолжавшейся связью с одной француженкой, в которой она предусматривала угрозу его будущности». «Эта скромная девушка поехала за Григорием в деревню и посвятила ему всю жизнь», - продолжает тему дочь Араповой, Елизавета Бибикова.

Невероятно, но имя этой француженки никто так и не называет - ни в письмах, ни в мемуарах. Вот что значило в те времена быть невенчанной женой! Правда, правнучка Александра Сергеевича по линии его старшего сына, Александра, Софья Вельяминова, как бы проговаривается, упоминая, что у Григория и его француженки было трое дочерей - но опять же никаких имён и никаких подробностей не рассказывает.

Григорий Пушкин стал, по сути, последним хозяином родового поместья. Впервые он побывал в Михайловском 6-летним мальчиком, когда в 1841 году вместе с матерью, братом и сёстрами приезжал на могилу отца. А вернувшись через четверть века, наследник поэта увидел лишь обветшавший дом, заросший сад и прекрасный вид на речку Сороть и окрестные луга. Григорий снёс дом и построил новый, постаравшись восстановить в мельчайших деталях кабинет отца по описанию в поэме «Евгений Онегин». В воссозданном кабинете хранились личные вещи Александра Пушкина, в том числе его книги, масляная лампа, часы и чернильница.
Григорий Александрович видел свою миссию в сохранении наследия своего великого отца - он собирал и систематизировал материалы, посвящённые отцу, защищал его честь, когда недобросовестные издатели публиковали материалы о поэте, не предназначенные для обнародования, заставляя цензоров не допускать в печать писем и документов, касающихся Александра Пушкина, без предварительного одобрения семьи поэта.

Григорий Пушкин просто обожал жить в деревне. «Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины», - эти строки «Евгения Онегина» Пушкин как будто писал о своём младшем сыне. Григорий Александрович любил охоту, рыбалку, был страстным садоводом - он построил прекрасную оранжерею, в которой зрели персики и лимоны, цвели редкие цветы, а перед входом в усадьбу рос огромный вяз, который стал визитной карточкой Михайловского.

Но Григорий Пушкин не замыкался в рамках своего поместья. Он изучал право, и в 1875 году стал почётным мировым судьёй Опочецкого уезда, а затем и присяжным заседателем Петербургского окружного суда. В 1896 году он получил чин статского Советника.

В 1883 году 48-летний Григорий Александрович снова женился. Его законной на этот раз супругой стала Варвара Алексеевна Мошкова, о которой говорили, что она умна, во всём поддерживает мужа, даже охотится вместе с ним и талантливо рисует. Они прожили в Михайловском до 1899 года, пока оно не было продано в казну по просьбе императора. Рассказывали, что все оставшиеся шесть лет своей жизни младший сын Пушкина, живя в имении Маркучай в Вильнюсе, оставшемся в наследство его жене от отца, ужасно скучал по своему любимому Михайловскому. Расставаясь с ним, как вспоминали очевидцы, он «много плакал и убивался, а как пришло время садиться в карету, встал на колени, перекрестился, поклонился до земли дедовской усадьбе, рощам и саду и сказал: «Прощайте, милые мои, навсегда». Больше сюда он не приезжал.

Григория Александровича Пушкина не стало в 1905 году, его вдова Варвара Алексеевна пережила супруга на 30 лет. «Я счастливейшая из женщин России, мне выпала редкостная судьба - быть невесткой Пушкина» – говорила она, не смотря на то, что со свекром она никогда не виделась. Однако Варвара Алексеевна несла своё имя как миссию - занималась благотворительностью, много лет была попечительницей гимназии в Вильнюсе, которая, по её настоянию, была названа именем великого поэта, ежегодно в начале июня устраивала бал в честь дня рождения Александра Сергеевича. Да и Пушкинский литературный музей в Маркучае был тоже создан по завещанию Варвары Алексеевны.

Комментарии