Двадцать пять моряков после лечения в советском госпитале в районе Минеральных вод готовились к возвращению на Южный фронт.
Все они были из разных мест, сражались с врагом в разных частях. Но это не помешало им подружиться на станции, когда они ожидали поезда. У каждого была своя история.
Минер Иван Никулин сражался на Днестре, в Одессе, Херсоне и Крыму. У другого бойца, пулемётчика Захара Фомичева фашисты расправились со всей семьёй. И каждый нёс бремя тяжёлой истории, которой мог поделиться только с товарищами. Моряки заняли свои места в вагоне. Поезд мчался по железной дороге, что растянулась на теле измученной врагом Родины. Помимо матросов он вёз на фронт боеприпасы для фронта. Но ни у кого из моряков не было при себе оружия.
Позже, об этой истории снимут фильм "Иван Никулин - русский матрос". Но как было дело на самом деле? До фронта оставалось уже совсем немного, как вдруг поезд неожиданно начал тормозить. Впереди были разобраны рельсы. Из леса ведя беспорядочный огонь стали появляться немецкие солдаты. Несмотря на то, что дать им отпор было просто нечем, моряки и не думали сдаваться. Среди них не было только что призванных в армию мальчишки. У каждого был огромный боевой опыт и желание отомстить врагу.
- Что же будем делать? - раздались голоса встревоженных бойцов.
- Драться будем, - ответил минер.
- А чем? Хоть бы ружьишко какое да пару "лимонок".
- Достанем...
Немцы приближались к вагону моряков.
- Откроют двери вагона, прыгай гадам на головы и души руками, - приказал Никулин. - Кто захватит оружие, выдвигайся вперед и бей по другим фашистам.
Распахнулась дверь, и в теплушку вошли первые гитлеровцы.(Источник: Правда. 1942. 29 августа. С. 2.. "Бессмертный подвиг 25 краснофлотцев" Политрук Мирошниченко И.)
Когда в вагоны уверенные в своей безнаказанности вошли первые восемь немцев, то моряки бросились на них практически с голыми руками, используя лишь подручные средства. Завладев их оружием бойцы открыли огонь по другим приближающимся солдатам. После скоротечного боя на насыпи у вагонов осталось лежать ещё семнадцать фашистов.
Но тут из леса ударили пулеметы прикрывая отход немцам, которые поняли, что сходу захватить поезд не получится. Моряки заняли оборону. Враг решил пойти на хитрость. Отряд автоматчиков с двумя пулемётами попытался незаметно пробраться в один из открытых пассажирских вагонов, пройти по нему, выйти в тыл к нашим бойцам и уничтожить. К счастью этот маневр заметил наводчик Василий Крылов, который встретил врагов в вагоне парой гранат.
Благодаря немцам из вагона у бойцов в руках оказалось два исправных пулемёта и ещё семь автоматов. Теперь уже "заговорили" советские пулемёты. Бойцы подавили пулеметные точки врага в лесу и уничтожили остатки нападавших. Выяснилось, что это были немецкие парашютисты, которые совсем недавно приземлились в этом районе.
Отряд Никулина вместе с колхозниками из ближайшего села и бригадой поезда восстановил железнодорожное полотно, а сам предпочел остаться и преследовать врага:
В 12 ч. 40 м. немцы взорвали полотно железной дороги, пытаясь захватить эшелон с боеприпасами. Моим отрядом истреблено 68 автоматчиков, взято в плен 12. Остальные рассеялись по плавням. Потерь не имею. Оружием обеспечен. Веду преследование врага ((Источник: Правда. 1942. 29 августа. С. 2.. "Бессмертный подвиг 25 краснофлотцев" Политрук Мирошниченко И.)
Захваченные немцы показали морякам место высадки десанта и рассказали, что в случае успеха на месте должна был высадиться вторая, более крупная группа. Никулин решил действовать. На месте высадки выложили условный сигнал, что всё в порядке - зона безопасна. Пролетавший над местностью немецкий самолёт разведчик принял этот сигнал, доложил своим и через какое-то время в небе появились немецкие "Юнкерсы" с десантом на борту.
Моряки разбились на отряды по шесть человек и приготовились встречать "гостей". Первый приземлившийся на поле Ю-52 сел прямо напротив копны, где затаился с пулемётом Иван Никулин. Он сразу же открыл огонь по самолёту, по моторам, что моментально вспыхнули. Фашисты в панике выпрыгивали из загоревшейся машины но попадали под огонь других бойцов.
Второй самолёт встретила группа комиссара Василия Клевцова. Во время посадки они смогли перебить шасси самолёта. Но немцы оказывали ожесточенное сопротивление, заняли оборону вокруг самолёта и не собирались сдаваться. Двое бойцов попытались подползти к самолёту и забросать его гранатами, но их сразили вражеские пули.
Тогда Клевцов взяв несколько гранат сам пополз к врагам. Несколько пуль прошили его бушлат, но он превозмогая боль продолжал ползти. Подползя на расстояние броска он наткнулся на немецкого десантника. У комиссара был с собой пистолет, он уложил врага, а потом бросил гранату в самолёт. "Юнкерс" был уничтожен. Но и сам Клевцов пал в том бою.
Две другие группы моряков Захара Фомичева и Николая Жукова тоже окружили самолёты врага. Но там немецкие десантники сразу поняли безнадежность сопротивления, сложили оружие и вышли с поднятыми руками. Немецкий десант был разгромлен. А отряд Никулина продолжил борьбу с врагом в том же составе.
К ним присоединялись все новые и новые бойцы:
По рассказу первых четырёх, они после одного боя в районе ниже Кущевки были захвачены в плен превосходящими силами врага и согнаны в скотный двор колхоза имени Ильича. Из плена их отбил отряд Никулина, который в количестве 32 бойцов внезапно налетел рано утром и перебил около 80 немцев и румын. Построив освобожденных из плена бойцов и командиров, Никулин сказал: "Кто за советскую власть, за Сталина - выходи вперед" (Письмо И.В. Рогова в ЦК ВКП (б). Экз. N 3. г. Москва N 10552с 10 сентября 1942 г.)
В своем отряде Никулин разрешал командовать только морякам. Хотя были среди присоединившихся к ним и офицеры-командиры из других войск. Отряд вырос до двухсот человек. Бойцы проходили по немецким тылам, громили врага, захватывали новое оружие и снаряжение. Старались брать в основном автоматы и пулеметы. Винтовки не пользовались большой популярностью.
Сам Никулин пал в бою, когда его отряд натолкнулся на крупное вражеское соединение. Фашисты бросили против наших бойцов танки и артиллерию. Несколько танков пошли на участок, где держал оборону Никулин. Не раздумывая командир обвязался гранатами и бросился на идущий впереди танк. Машина была подбита, на нее натолкнулся идущий следом танк. Понеся потери отряд смог отбиться от врага, несколько раз контратаковал и сорвал планы гитлеровцев.
В августе 1942 года была напечатана первая статья о подвиге моряков из отряда Никулина. По этим событиям писатель Леонид Соловьёв создал повесть "Иван Никулин - русский матрос". В 1944 году она была экранизирована. Память о подвиге матросов заняла своё, достойное место в истории нашей страны.
Многие смотрели этот фильм, но не каждый знал, что киногерои этой ленты имели реальные прототипы. И реальные люди сражались не менее мужественно. Ведь никакая кинолента и никакая актёрская игра не сможет передать ту самоотверженность, храбрость и тот подвиг, что совершили эти люди.
Я у них спросил: "Сколько
дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?". Молчат.
Тогда я продолжил: "Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась всего один день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма".
Но Европа предпочла об этом забыть!"
Мы - не забудем!
Когда нашу Победу пытаются замолчать, забыть, стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне против войск Германии продержались:
Дания - 1 день;
Люксембург - 1 день;
Голландия - 5 дней;
Югославия - 11 дней;
Бельгия - 18 дней;
Греция - 24 дня;
Польша - 27 дней;
Франция - 1 месяц и 12 дней;
Норвегия - 2 месяца и 1 день.
Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней. При обороне дома Павлова защитники положили больше немцев, чем те потеряли при взятии Парижа.
Советский Союз держался четыре года (1418 дней) и завершил войну в логове врага - Германия капитулировала.
Это должен помнить каждый. Об этом надо говорить нашим детям и внукам - чтобы помнили!