Фразу «Муля, не нервируй меня» придумала Рина Зеленая.

Как сложилась судьба лучшей Тортилы на свете.
Она прожила интересную, долгую, яркую жизнь, такую же легкую и веселую, какой была сама. Насколько можно говорить о легкости – когда речь заходит о человеке, видевшем две войны. Но Рина Зеленая в любых жизненных испытаниях оставалась вечнозеленой и цветущей.
Родилась она в Ташкенте в 1901 году. Будущую артистку назвали Екатериной. В семье, кроме нее, было еще трое детей. Вспоминая свое детство, Рина Зеленая уверяла, что семья у них была разобщенной и разрозненной. Родители особо не интересовались ни детьми, ни друг другом. Были они слишком разными. Сухой, скучный чиновник и легкомысленная барышня, младше его почти в два раза, которую насильно отдали замуж в 16 лет.
Отец был строг и прижимист, старался на всем сэкономить, мама, напротив, не умела распоряжаться деньгами. Траты ее были настолько легкомысленными и необдуманными, что вызывали у окружающих лишь недоумение. Она могла накупить детям дорогих пирожных, а потом продавать отрез ткани на пальто отцу, потому что не осталось денег на продукты. В конце каждого месяца неизменно разыгрывалась одна и та же сцена: отец подсчитывал расходы и кричал на мать, соседи сквозь раскрытые окна слышали каждое слово. Ссора могла затянуться на несколько дней. Иногда мама собирала вещи и уезжала, чтобы отец, утомленный заботами о детях, понял, кого теряет. Он писал ей слезные письма и умолял вернуться. И мама возвращалась.
Став старше, Рине часто приходилось брать на себя заботы о легкомысленной родительнице. Это удивительно, учитывая абсолютную бытовую неприспособленность артистки. В своей книге воспоминаний она пишет, что оторванные пуговицы ей всю жизнь пришивали знакомые, да и чемодан укладывать ей тоже обычно помогал кто-нибудь из друзей, чаще — мальчики, сама она делать этого не умела: «просто забрасывала вещи в чемодан, уминала, как могла, становилась коленками на крышку и запирала замки. Если что-то торчало из-под крышки, отрезала ножницами».
В Ташкенте семья жила долго, но вот отца сорвали с насиженного места и отправили по работе в Москву. Там Екатерина начинает ходить в гимназию фон Дервиза в Гороховском переулке. Однажды возвращаясь с учебы домой, она увидела объявление о приеме в театральную школу: «Вот прочла… записалась, узнала, когда надо приходить. А что? Отца и маму спрашивать не надо: ведь революция — всем свобода. Никому дома ничего не сказала, пошла через день сдавать экзамен», - вспоминала потом артистка. Естественно, она поступила: так лихо читала стихотворение от лица ямщика, что рассмешила приемную комиссию до слез. Два года Рина Зеленая учится у талантливейших артистов своего времени, участвует в спектаклях, знакомится с интригующим закулисьем московских театров.
А ее отец тем временем нашел другую семью. Случилось это, когда он по работе отправился в Одессу. По дороге, в Киеве, он тяжело заболел тифом. Выходила и спасла его одинокая женщина, которая, бросив все, поехала за ним. Им дали в Одессе комнату.
Туда же вскоре явилась супруга с младшими дочерьми, Риной и Зиной. Зеленая вспоминает: «Когда отец узнал, что мы приехали к нему, он ужаснулся: ведь совсем скоро его должны командировать дальше и дальше. Насчет Елены Степановны отец не беспокоился: ведь он ее предупредил, что у него семья».
Мать рассудила так: отец поедет с Еленой Степановной дальше, а она останется в Одессе с детьми. Рина в обсуждениях не участвовала, она в это время металась в горячечном бреду. Все теплые вещи перед отъездом из Москвы, мама выбросила из чемодана – рассудила, что не понадобятся, они ведь направляются к морю, в тепло. По пути Рина едва не замерзла от холода, из вагона поезда ее вынесли без сознания, в дороге она заразилась тифом.
Придя в себя от болезни, Рина отправилась искать работу. Присоединилась к маленькому одесскому театру «Крот». Именно тогда родилось ее сценическое имя Рина Зеленая – художнику попросту не хватило места на афише, чтобы уместить длинное имя Екатерина, мгновенно было решено сократить его до короткого Рина.
Из Одессы Рина Зеленая вскоре уедет в Москву. Там кипит театральная жизнь. И она окунется в нее с головой. Будет в ее жизни еще очень много театров, она попробует себя в кино, на телевидении и на радио. В годы войны будет выступать в составе фронтовых артистических бригад, за что получит орден Красной звезды.
Мы помним Рину Зеленую, в основном, как миссис Хадсон из сериала о Шерлоке Холмсе или как Черепаху Тортилу из «Приключений Буратино», но она была еще и блестящим сценаристом. Сценарий «Подкидыша» они написали совместно с Агнией Барто. Он был принят в работу без единой правки.
Крылатую фразу «Муля, не нервируй меня!», с которой Фаину Раневскую потом постоянно преследовали на улице маленькие дети, тоже придумала Рина Зеленая. Она вообще была гением экспромтов: импровизацию «Такие губы сейчас не носят» она «родила» на ходу, стоя в кадре рядом с Любовью Орловой.
Зеленая частенько звонила знакомым со словами «Извините, что я вас застала», а на съемках любила повторять «Кого ждем? Сами себя задерживаем». После так стали говорить все.
Однажды, когда Зеленая с Василием Ливановым ехали на работу, в их служебный автобус врезалась машина. Пролетев от удара через весь салон Зеленая свалилась на колени Ливанову и, обхватив его голову руками, радостно воскликнула: «Спокуха, я с вами!».
Актриса обожала розыгрыши, для нее они были неотъемлемой частью профессии. К шуткам подключалась вся труппа, от работников сцены до режиссера. Зеленая с упоением вспоминала, как однажды они масштабно подшутили над коллегой: он без конца получал письма от «поклонницы». Поначалу очень этому радовался и бесконечно гордился собой, но настойчивая дама следовала за ним повсюду. Сопровождала на гастролях, становилась все навязчивее, требовала встреч, угрожала, жаловалась, что поиздержалась в пути, что устала, у нее заканчиваются деньги. Коллеги уверяли, что не раз видели привязчивую фанатку. Жена артиста закатывала ему шумные и показательные сцены ревности. Лишь вернувшись с гастролей в Москву тот узнал, что все это время его талантливо водили за нос.
Первый супруг, Владимир Блюменфельд, был намного старше Рины и во многом похож на ее отца: юрист, скрупулезный, сдержанный, спокойный. Скоро выходки и шутки восемнадцатилетней жены стали его утомлять, а ей быстро наскучила его сухость и холодность. Рина предложила развестись. Это стало для супругов наилучшим выходом: они навсегда остались добрыми друзьями.
Потом был роман с блестящим публицистом Михаилом Кольцовым. Он, впрочем, длился недолго, избранник оказался женат. Рина приняла решение расстаться. Далось оно ей нелегко. Но уже вскоре артистка была вознаграждена за честность и нежелание рушить чужую семью знакомством с мужчиной всей ее жизни, архитектором Константином Тихоновичем Топуридзе (Котэ).
Вместе они прожили больше 40 лет.
«Человек этот был моим другом, подругой, учителем, наставником. Вся жизнь прошла рядом с ним. Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить», — с нежностью вспоминала актриса.
Константин Топуридзе действительно был человеком обширных энциклопедических знаний. Если его коллеги не находили ответа на свой вопрос в «Большой советской энциклопедии», то неизменно говорили: «А сходите-ка к Топуридзе, если уж он не знает, то никто вам не ответит».
Был он человеком сложного нрава: добрым, но вспыльчивым, ранимым, но жестким. Тем не менее, Рина Зеленая неизменно называла супруга «мой ангел».
И с нежностью вспоминала: «Мы никогда не расставались, кроме служебных командировок. Когда я уезжала на гастроли, он мне говорил: «Чтобы каждый день было письмо. Читать я его, может быть, не буду, но чтобы оно лежало у меня на столе»… Мы всегда ходили, как дураки, держась за руки. Сейчас это принято, а тогда — нет. А уж пожилые — это просто глупо. Но такая была привычка. И вот мы идем в тяжелый военный день. Так тяжело на сердце, так безвыходно, а К.Т.Т. говорит: «Вот представляешь, через несколько лет будем мы с тобой идти по Парижу и смеяться». Так и случилось…
Они могли не сказать друг другу за день ни слова, каждый увлеченный своей работой, но вдруг Рина вставала из-за стола и несла Котэ стакан воды, а Топуридзе ничуть не удивлялся, откуда это она знает, что он хочет пить.
Общих детей у Топуридзе и Зеленой не было, но Рина хорошо ладила с сыновьями Топуридзе от первого брака, дружила с его первой женой, с удовольствием опекала его племянницу Тамару, которая долгое время жила с ними в Москве.
После смерти любимого супруга Рина сильно сдала, от потрясения и горя у нее почти пропало зрение. Дала себя знать смертельная болезнь – актриса долго боролась с раком.
Часто говорят, что последние годы Зеленая провела в Доме ветеранов кино, брошенная родственниками. Это не так. Почти десять лет после смерти супруга она жила у его племянницы Тамары Элиава на Смоленском бульваре.
Ее супруг Юрий Хмелецкий, рассказывал: «…в конце 1980-х во дворе вырубили почти все деревья – расширяли Садовое кольцо. «И Рине тут стало очень трудно дышать. Каждые 20 дней мы покупали ей путевку в Дом творчества киноактеров в Подмосковье. Туда часто приезжали ее друзья, мы навещали». Пожалуй, такого человека бросить невозможно: она никогда не падала духом и не жаловалась, во всем умела находить забавное, даже в своих неудачах.
Многие спрашивали у Зеленой, почему, будучи прославленной артисткой, она так и не получила звание Народной СССР. Зеленая неизменно отшучивалась: «Это непременно произойдет, за 40 минут до моего ухода в мир иной». Так и случилось. Она ушла, шутя: 1 апреля 1991 года артистки не стало, ровно в этот день Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зеленой звания Народной артистки СССР. Узнав о смерти актрисы, чиновники не дали документу ход. Звание не присвоено из-за смерти соискателя.

Комментарии