100 лет БАНИОНИСУ,

«Свой среди чужих и чужой среди своих».
ОН выучил русский язык, чтобы читать русскую классику и мировую литературу.
Знание языка потом пригодились, он снялся в России более чем в 50 кинофильмах.
Именно эти картины и принесли ему всемирную славу.
Это было время, когда кино не знало границ, и прибалтийские актеры становились знаменитыми на весь мир как советские актеры из Прибалтики, с уважением, любовью и благодарностью относились к России и русской культуре.
«Моя любимая Вия Артмане незадолго до смерти написала духовное завещание, в котором просила отпевать ее по православному чину и похоронить на русском кладбище в Риге.
Вия так и написала: ‘В знак благодарности к русскому народу…’
Я могу только догадываться, сколько ее дум легло в эти строчки. Так вот и для меня Россия много значит.»
И Банионис для России много значил, об этом говорят его награды:
Народный артист СССР,
Лауреат двух Государственных премий СССР, российский Орден Дружбы за заслуги в развитии российского киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей, Орден Почёта за большой вклад в развитие театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
Многие считают лучшей его работой в кино главную роль в «Солярисе» Андрея Тарковского.
Тарковский любил Баниониса, причислял его к редчайшему типу актеров, в которых «всегда ощутима крупица тайны».
Однако, его звездный час начался с фильма «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша, где он сыграл роль советского разведчика Константина Ладейникова (прототип - разведчик Рудольф Абель, несколько лет просидевший в американской тюрьме).
Любопытно, что Путин решил стать «чекистом» после того, как увидел фильм «Мёртвый сезон», причем именно благодаря Банионису. Об этом он сам рассказал актеру при личной встрече.
Потом уже, после смерти Баниониса стали говорить, что есть документальные подтверждения, что артист был связан с КГБ. Документы сомнительные, связи не доказанные, но для литовцев он навсегда остается советским артистом, спровоцировавшим Путина стать разведчиком.
Это у нас Баниониса любили, любят и помнят, но в родной Литве, он был забыт еще при жизни.
Как-то он с горечью произнес:
«Здесь вообще не знают, кто я такой. Вот недавно я заходил в одно учреждение, представился, что я Банионис. Они спросили: «А кто вы?» Я говорю: «Актер». «А как ваша фамилия пишется: через «б» бурак»?» Они не знают даже, как моя фамилия пишется».
И добавил:
«...Знаете что мне сегодня страшно?
Что с уходом нашего поколения связь между Россией и Литвой станет слабеть все сильнее и сильнее.
Ну как можно не ставить Чехова только потому, что он русский?
Он мировой! Чайковский, Станиславский - это фигуры общечеловеческого масштаба. Я даже Максима Горького отношу к мировым гуманистам, а не к советским.
Большинство спектаклей и сегодняшних сериалов не могу смотреть, там одно кривляние.
И никто не терзается вопросом: «Быть или не быть?»…
Шекспир ушел, остались собачки в цирке.
Сегодня Гамлета играют в основном те, кто не задает себе этот сакраментальный вопрос, не мучаются им.
Вы понимаете, у меня сегодня уже нет никакой мечты.
Единственное, о чем мечтаю, еще съездить в Петербург.
Этот город мне очень близкий по душе. Я там много снимался. Там столько всего было. Моего и только моего…»
Донатас Юозович БАНИОНИС,
28 апреля 1924-4 сентября 2014
#ЛарисаБравицкая

Комментарии