МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"

Вячеслав Тихонов: «Я ушел совсем в другую жизнь»

"Семнадцать мгновений весны» посвящены самой жестокой теме — войне. Но в них нет озлобления. Татьяна Лиознова собрала великолепную команду… И сделала с Юлианом Семеновым умный, тонкий, живой сценарий. О том, как сопротивляется личность тому страшному, что есть война. Мы снимали фильм не только о героизме — о человечности."

Тихонов — «последний герой» советской эпохи, создавший красивый — в прямом и переносном смысле — миф о сильном, но не ожесточившемся человеке, ставший олицетворением мужского обаяния, куда более редкого во все времена, нежели сиюминутно модные «секс-символы». Благодаря ему в отечественном кино была «узаконена» негромкая, непафосная интеллигентность, чуждая Системе в целом. «Талант — это чувство вкуса» — это о Тихонове и его героях.

Из интервью артиста Вячеслава Тихонова
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
— Как вы думаете, почему вот уже тридцать лет «Семнадцать мгновений весны» — один из самых популярных фильмов в России, как теперь принято говорить, «знаковый» и «культовый»?

— Это лучше не у меня спрашивать. Но попробую: потому что в нем есть баланс между вымыслом и фактом, между жесткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нем нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда, «перебора» художественных допущений нет.

— За исключением одного художественного допущения — в разведку бы вас не взяли.

— Это почему?!

— Потому что у вас, Вячеслав Васильевич, в буквальном смысле очевидная профнепригодность: у разведчика не может быть с первого раза и навсегда запоминающейся внешности.

— Ну уж… Не знаю, как насчет разведки, а вот во ВГИК меня действительно не взяли.

— То есть как?!

— После второго тура я слетел. Я до сих пор остро помню это. Вышла девушка и стала быстро, скучным, безликим голосом зачитывать фамилии: «принят» и «не принят». Тихонов — не принят. Легко так, Тихонов не принят. И все поплыло, рассыпалось, я только тогда понял, как на самом деле хотел сюда, как надеялся, как все остальное было второстепенным. В итоге меня все-таки взяли на испытательный семестр, на полгода. Просто не хватало мальчиков на актерском факультете — 1946 год…
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
Нужно было самим сделать этюд. Мы с Сережей Гурзо начали делать «Обломова» — он был Захаром, я Ильей Ильичом. И по итогам этого семестра меня зачислили. С нашим курсом занимались Ольга Пыжова и Борис Бибиков — потрясающие педагоги, мхатовцы. Я считаю первой своей картиной «Дело было в Пенькове». Его снимал удивительный режиссер, фронтовик Станислав Ростоцкий.

Мы вместе учились во ВГИКе, но он был старше — война помешала ему пойти учиться сразу после школы. Каким-то образом я в эту картину попал. Если бы не было «Пенькова», не было бы и Штирлица — я бы, наверное, просто ушел из кино: меня режиссеры «не видели».

Вячеслав Тихонов и Майя Менглет "Дело было в Пенькове"
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
Вячеслав Тихонов и Светлана Дружинина
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
— После «Пенькова» было «Чрезвычайное происшествие». Вы встречались с прототипом вашего Виктора Райского из «ЧП»?

— Да, и мы долго дружили. Он настоящий одессит, моторист, после возвращения с Тайваня продолжал ходить в «загранку». Внешне мы не похожи. А в характерах что-то есть общее — кураж, может быть, и ирония…

— А вот этот жест — скрещенные указательный и средний пальцы, который был паролем для героев фильма и которому потом подражали все мальчишки — ваш или его?

— Мой. Нужно было что-то такое придумать — как показать, что я играю двойную роль своим товарищам? Вот и придумал. Я же говорил о кураже…

— Еще о ваших «изобретениях». Одна из самых пронзительных сцен в «Семнадцати мгновениях» — встреча с женой. Ее ведь изначально не было в сценарии, ее предложили и придумали вы. Как это получилось, я имею в виду саму идею, зачем вам нужен был этот ход с «очеловечиванием» Штирлица?
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
— Вот именно — с «очеловечиванием». Когда я читал сценарий, мне не хватало человеческого — того, что может личностно заинтересовать людей в Штирлице. Много профессионального, много психологического, много чисто разведческого, а вот такого… теплого, что ли, и при этом обязательно без всяких сантиментов — мало. К счастью, я познакомился с одним разведчиком, и он рассказал историю, которая с ним была на самом деле. Разумеется, все было в другое время и в другой стране, да и не так, как у нас в фильме… Но какие-то ассоциации у меня возникли, был какой-то импульс, «информация к размышлению», и я стал думать.

Сам сюжет встречи, когда все сбалансировано, когда самообладание запредельно, меня увлек. Я понимал, то это должно быть безмолвное свидание, там должны говорить только глаза. Иначе эпизод просто не нужен. Главное — глаза, только они больше, чем слова.

Элеонора Шашкова
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову. А потом, когда ее уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал: «Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу с женой». То есть получился «обратный» процесс — не из литературы на экран, а наоборот.

«Семнадцать мгновений весны» ведь посвящены самой жестокой теме — войне. Но в них нет озлобления. Татьяна Лиознова собрала великолепную команду… И сделала с Юлианом Семеновым умный, тонкий, живой сценарий. О том, как сопротивляется личность тому страшному, что есть война. Мы снимали фильм не только о героизме — о человечности.

— Вы свои фильмы смотрите?

— Если попадет под настроение. «Семнадцать мгновений» иногда смотрю — их теперь снова часто показывают по разным каналам, «Доживем до понедельника», «На семи ветрах»… Я смотрю хорошее кино, а мое или не мое — не важно.

— А вообще что любите смотреть по телевизору?

— «Культурную революцию» Швыдкого. Симпатично и умно.

— А это хорошо, когда министр культуры вдет телепередачу, становится шоуменом?

— А почему нет? Что в этом плохого, ведь он очень профессиональный человек. Он интересно берется за разные темы… У Михаила Ефимовича отлично получается, хотя, конечно, не все выпуски равноценные — это неизбежно, когда программа регулярная. Так что, когда министр культуры предстает и в неминистерском амплуа, мне кажется, это только ему в плюс. Гораздо хуже обратная ситуация: телеведущий или артист идет в политику, путая трибуну с эстрадой.

— Вы к этой категории не относитесь, во всяком случае, в связях с политическими партиями — после КПСС — замечены не были. Вас ведь наверняка многие хотели бы видеть в своих рядах — не было желания пробиться в вожди?

— Никогда. Что до партийных, думских предложений, то, конечно, они были. И есть, причем с разных флангов. Какой от меня там толк — у меня же другая профессия… Когда я осенью лежал в больнице с инфарктом, естественно, никого, кроме близких, ко мне не пускали. Но Жириновский прорвался. Представляете?! Уговаривал, расписывал, как хорошо быть депутатом Думы от его партии, дескать, очередные выборы не за горами. Но у меня же все-таки был инфаркт, а не сотрясение мозга…

- Не хочу подозревать их в неискренности или, напротив, в наивности. Что касается меня, то политика — большая ответственность, незнакомая сфера и совсем другие, часто меняющиеся правила игры. Зачем же я буду себя дискредитировать? Некоторые другие пришли в политику… И что? Не хочу размениваться: приходить туда, занимать место, а как потом людям в глаза смотреть? Меня же все-таки еще помнят.
Я, кстати, не имел в виду ничего меланхолического, сказав «помнят». Это даже приятно: знание — день сегодняшний, а память — из будущего, так что применительно к нашей профессии она еще ценнее.

— Бользен, он же Штирлиц, говорит: «Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей». Это к вам относится?
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
— Да, это мои ощущения. Вы знаете, если бы не подходило по внутренней интонации, я попросил бы Таню Лиознову переделать фразу. Так бывало — что-то переделывали, какие-то реплики просто дописывали…
Дети и старики чем-то похожи: от тех и других не знаешь, чего ожидать.
И еще… (Долгая пауза.) Те и другие беззащитны…

— Какое качество вы больше всего цените в людях?

— Порядочность.

— А какое не любите?

— Ее антипод.


Вячеслав Тихонов.
  • Иосиф Кобзон - Песня о далекой Родине
  • Песни из кинофильмов - Не думай о секундах свысока (Из к/ф "Семнадцать мгновений весны")
МЫ СНИМАЛИ КАРТИНУ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ О КИНОФИЛЬМЕ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"

Комментарии