Когда Нина Ургант, прославленная после «Белорусского вокзала», играла в ленинградском театре Ленсовета, короче, ну так она уже тогда пила.

Хотя совсем не за это мы любили ее. Милые причуды гениев лишь добавляют зрителям умиленной любви к их человеческим слабостям и порокам.
И была в одном спектакле такая сцена. Ведя диалог, она наливает себе рюмку водки и лихо хлопает. Чем подчеркивается неприкаянность героини и добавляется скромного обаяния ее стойкому характеру. Вот такое сценическое решение.
В графинчике была, естественно, вода. И Нина Ургант отработанным жестом пьяницы закидывала в себя эту рюмку воды. Тихо выдыхала и с повлажневшими глазами подавала свою реплику. И залу сразу понятен ее задорный характер и беззащитная душа. Очень она выразительно эту рюмку махала. Система Станиславского.
Вы уже все поняли. Это должно было случиться раньше или позже. Добрые коллеги устали сдерживаться и налили в графинчик реальной водки. И не хочется, да нельзя упускать такой случай! И радостный актерский коллектив столпился за кулисами наблюдать поединок Мельпомены с Бахусом.
Им это казалось остроумным. Вообще голова актеру нужна, чтобы придавать выражение лицу и резонировать голосу.
Итак: сцена. Стол. Графин. Нина подносит рюмку к губам. Партнер замер и впился в нее глазами, как Цезарь Борджиа, следящий, как приглашенный кардинал сует в рот отравленный персик.
Нина бросила содержимое рюмки в пищевод и деликатно выдохнула. И с некоторым недоверием продолжала слушать обращенные к ней речи. Лицо ее выразило сомнение. Глаза поголубели. Поголубевший взор искал точку опоры в окружающем пространстве. Пока не остановился на знакомом графинчике.
Кивая фразам героя в такт собственным мыслям, она плеснула еще рюмку и выцедила подробно. Это было так точно, что в зале прошелестел аплодисмент.
Речь ее оживилась иронической интонацией. Она повеселела. Реплики о своей нескладной жизни она подавала с бесшабашной удалью, бравируя несчастьем и не ожидая сочувствия. Треснула третью и смачно занюхала носовым платочком.
С язвительностью неизъяснимой Нина спросила:
— Не выпьете ли и вы с одинокой женщиной?
Мыча и блея от слабой мужественности, враг ее извивался:
— Э-э-э... но здесь только одна рюмка. Хотя... охотно!
— Впрочем, мне и самой не хватит... простите!
Зал грянул. Графинчик был поллитровый. Или больше.
С мрачной боевой улыбкой недавняя жертва двинулась на несостоявшегося покровителя. Мужчина сбился с ритма. Психологическая партитура роли потрясла знатоков. В поединке характеров обозначился перелом!
— Вам не идет пить! — останавливал ее циничный жуир, предлагавший только что себя в покровители.
— Да? — легко продолжала Нина свое занятие. — А кто пытался спаивать меня в кабаках? Ваше здоровье!
Беззащитная женщина демонстрировала нравственное превосходство. Она была бедна, обречена, одинока — но дух ее был неукротим. Каблуки стучали, влага булькала, голос звенел.
Напиваюсь, но не сдаюсь!
За кулисами давно перестали хихикать и выставляли вверх большой палец, как требование жизни несгибаемому гладиатору! Почему-то возникло такое представление, что Нина Ургант, чтобы показать шутникам свое превосходство над их хилым скудоумием, должна выпить весь графинчик. Держали пари.
Без закуски и без запивки. Ведя сцену, легко и непринужденно.
— П-почему вы не принесли торт? — издевалась Нина над партнером. — Кс-стати — вы обещали шампанское!..
— Магазин уже закрылся... — неумело оправдывался тот. Он стоял теперь на отбое вопросов, как манекен с теннисной ракеткой.
Спектакль сошел с рельс и замолотил сквозь алкогольную кактусовую чащу.
К концу зал видел элегантно и в лоск напившуюся женщину. Поворачиваясь, она споткнулась и упала на руки героя. Занавес покрыл чувственное объятие. Публика неистовствовала в овации. Коллеги приняли победительницу на руки. Труп Гамлета четыре капитана отнесли в гримуборную.
...Закон парных случаев срабатывает неукоснительно. Через пару недель в том же спектакле заело постельную сцену. Нина с героем падали на кровать. Это было верхом советской смелости и откровенности. Потом гас свет.
Ну, обнялись, упали. Лежат. Отчасти друг на друге. А свет не гаснет. И занавес поднят.
Зал затаил дыханье. Ну?..
Влюбленные начинают накрываться одеялом. Залезли. Свет горит!
Начинают изображать легкую возню. Грань приличий нарушена непоправимо. Зал вытянул шеи и привстал.
Свет горит! Это осветитель и машинист сцены отвлеклись за выпивкой у пожарника.
— Снимите туфли, черт возьми! — раздается язвительный голос Нины. — Вы всегда ложитесь в постель обутым?
Из-под одеяла вылетают туфли. - Вы так и собираетесь спать в галстуке?
Вылетает галстук.
Эротическая тональность непоправимо переходит в юмористическую. Все ждут вылетания интимных предметов одежды. Свет горит!
— Вы не хотите погасить свет? — интересуется Нина.
Хохот в зале.
— Может, хоть занавеску задернете? Или вы хотите, чтоб нас видели все соседи напротив?
Зал хохочет стоя.
— У меня выключатель, кажется, сломался, — отвечает, наконец, влюбленный.
— Так какого черта вы приводите девушку в гости на ночь глядя, если у вас свет не выключается? — Нина вылезает из постели. — Хоть ванная у вас есть? Мне нужно почистить зубы.
И уходит за кулисы убивать осветителя.
Рассказала Анаит Сисоян
*У нас в доме Станиславского*

  • Ургант Нина - Здесь птицы не поют... (из фильиа ''Белорусский вокзал'')

Комментарии

  • 14 мая 06:32
    К сожалению.
  • 14 мая 17:06
    То есть, автор, в некотором роде, мерзавка?
  • 14 мая 17:06
    То есть, автор, в некотором роде, мерзавка?
  • 14 мая 17:52
    Автор Михаил Веллер. Мне с этим писателем не по пути.... Но каждый вправе иметь собственное мнение о нем.
  • 14 мая 19:27
    Мне очень жаль. Жаль, что мы иногда не думаем о тех, о ком создаем мнение публичное. По молодости я тоже искала в биографиях известных людей жареные факты - я их тогда называла "человеческие". Они и правда человеческие- но надо ли?
  • 14 мая 19:44
    Я выразила свое сугубо личное мнение! О каких жареных фактах вы пишете - я не поняла. По-моему, я предельно понятно написала, что каждый человек имеет право на свое мнение по любому вопросу. Но уж если человек изъявил желание сделать свое мнение публичным, то надо быть корректным и не опускаться до сплетен. А именно об этом забыл писатель Веллер!
  • 14 мая 22:03
    А вот у меня вопрос к уважаемой аудитории. Мы знаем многих людей, которые были подвержены этой русской (и не только) привычке, то бишь - были людьми пьющими. Все это люди не просто талантливые, а гениальные, на мой взгляд. Ну, угадали…. Первым в списке …. Высоцкий. Даль. Богатырев. Ахмадулина. Список можно продолжать бесконечно. Я не стану углубляться в тему и не беру гениев 19/го века…Там тоже были таааакие необьятно-гениальные, что даже и не перечисляю…. Это я к чему…. Вы к ним что, хуже относитесь, зная об этом их пристрастии???? Или, когда в их биографиях, воспоминаниях современников упоминается сия нехорошая привычка, вы вопите: «перестаньте обливать гения грязью !!!!»???? Нет. Не вопите. Тут-то чего разорались??? Никогда не знали, теперь узнали и наехали на Веллера. А ведь большинство из вас и не читали его книжек, и не знали, что автор этой заметки просто сперла его текст. А он хороший писатель, уверяю вас. И совсем не руссоненавистник и еврей. Почитайте! Начните с его ранних вещей. А Ургант - да! Красавица и замечательная актриса! И мне вот глубоко фиолетово, как она пила, с кем спала и т д и т п.
  • 16 мая 21:29
    Армяне всегда отличались неприятностями своего характера . А Ниночка Ургант замечательная актриса , необычайно глубокая и драматичная ..
  • 16 мая 22:37
    Я читала Веллера,нравится.Я просто жила радом с Ниной Ургант.И еще раз повторяю,что никогда не видела ее пьяной.Может она и выпивала дома,но она до последнего работала в театре.А сами знаете,что сильно пьющие люди не могут выходить на сцену.
  • 18 мая 11:20
    Я давно заметила, следующее. С удовольствием, даже с каким то интересом, читаем о жизни тех знаменитых людей, талантливых очень. И если узнаем, что он или она в чем то грешны, испытываем удовольствие . Аааа, так вот оно что, вот он или она какой... Вполне считаю себя неправильной в этом вопросе. Совсем меня не интересует актёр или актриса в момент игры. Я вижу только то, что и как нам преподносится. Почему у меня дыханье перехватывает?
  • 18 мая 17:04
    Никто в этом обсуждении не орал и не вопил! Никто под сомнение не поставил талант актрисы, независимо от ее возможных пристрастий мнимых или очевидных. Сомнение вызвали откровения Веллера. Он не был ее коллегой по театру, по съемкам. В круг близких людей не входил. Значит он либо пересказал чьи-то сплетни или просто оклеветал актрису! Что касается самого Веллера... Он из хорошего писателя превратился в отмороженного русофоба. Россия, по ег мнению, * жестокая, ленивая, лживая* страна, которая творит *жестокость, тупость и зверства*. Окружают его *вырожденцы, бездельники и алкоголики*. Только почему-то такой критичный к другим, такой принципиальный Веллер продолжает столоваться в ужасной России, президент которой *идиот... серость... по мозгам- пацан с улицы... стукач, который мешает жить хорошим людям. Рано или поздно они помогут ему преставиться*. Читать раннего Веллера хорошо, но и позднего Веллера тоже надо читать и слушать, хотя бы его многочисленные интервью Гордону а еще Ермаку, а на самом деле Вовану и Лексусу! Уж он просто упивается искрометностью своих умозаключений о стране, народе, благодаря которым он совсем не бедствует. Некрасов сказал: *Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!* Вот это точно не про Веллера!
  • 22 мая 17:16
    Не дочитала даже.
  • 8 июн 21:49
    А вам, Нина, кажется, что учитель - профессия не творческая? Попробуйте провести урок в 7 - 11 классе без подъёма, вдохновения, выдумки. Да вас и слушать дети не станут.