21 мар 2018
НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ, писатель и поэт, жена АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО.
Она и ее сестра Надежда стали прообразами ДАШИ И КАТИ в его романе "Хождение по мукам"
- Аудиозапись недоступна
«Быть женщиной – великий шаг…» – сказано у Бориса Пастернака.
А быть женой писателя – это вообще жертвоприношение, на которое далеко не все женщины способны,
а писательницы особенно.
Всю свою жизнь Наталья
Васильевна Крандиевская-Толстая прожила «на втором плане», в ореоле славы своего мужа, классика советской литературы Алексея Толстого. Собственная творческая судьба ее сложилась трагично: ярко дебютировав перед революцией, при жизни она выпустила лишь несколько книг, годы жизни с Толстым вообще обернулись для нее поэтической немотой, умерла Наталья Васильевна в безвестности. Став прототипом Кати- героини «Хождения по мукам»
А быть женой писателя – это вообще жертвоприношение, на которое далеко не все женщины способны,
а писательницы особенно.
Всю свою жизнь Наталья
Васильевна Крандиевская-Толстая прожила «на втором плане», в ореоле славы своего мужа, классика советской литературы Алексея Толстого. Собственная творческая судьба ее сложилась трагично: ярко дебютировав перед революцией, при жизни она выпустила лишь несколько книг, годы жизни с Толстым вообще обернулись для нее поэтической немотой, умерла Наталья Васильевна в безвестности. Став прототипом Кати- героини «Хождения по мукам»
Сестры НАТАЛЬЯ и НАДЕЖДА КРАНДИЕВСКИЕ , дочери русской писательницы АНАСТАСИИ ТАРХОВОЙ,стали прообразами КАТИ и ДАШИ в романе АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО "Хождение по мукам"
Крандиевская-Толстая на протяжении 20 лет была женой, матерью, музой, секретарем… Написанную в последние годы жизни автобиографию Наталья начала с самого главного: «Я росла в кругу литературных интересов…» К литературному цеху относились и мать — писательница Анастасия Романовна Тархова, и отец — Василий Афанасьевич Крандиевский, редактор и издатель московского литературного альманаха.
Крандиевская-Толстая на протяжении 20 лет была женой, матерью, музой, секретарем… Написанную в последние годы жизни автобиографию Наталья начала с самого главного: «Я росла в кругу литературных интересов…» К литературному цеху относились и мать — писательница Анастасия Романовна Тархова, и отец — Василий Афанасьевич Крандиевский, редактор и издатель московского литературного альманаха.
АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА КРАНДИЕВСКАЯ(ТАРХОВА), русская писательница, мать Натальи Крандиевской и прабабушка ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ.
В 7 лет начала писать стихи. Училась — у многих, но одного мастера ставила выше всех других — Ивана Бунина .Выбор был предопределен другом их семьи Максимом Горьким, подарившим девочке бунинскую книжечку «Листопад» с надписью: «Вот как писать надо!» Бунин постарался привить своей ученице правило отвечать за каждое написанное слово, а требовательности к себе Наталье в силу своего характера было не занимать.
Начав печататься с 14 лет, первую поэтическую книжку она выпустит лишь в 1913 г. Книжка с незатейливым названием «Стихотворения» (обложку оформил Михаил Добужинский) была посвящена памяти старшего брата Севы, скоропостижно умершего накануне собственной свадьбы. Поэтический цех принял ее дебют вполне благосклонно, хорошие рецензии написали Валерий Брюсов и Софья Парнок. К тому времени Наталья Крандиевская - вполне светская дама, жена преуспевающего адвоката Федора Акимовича Волькенштейна. В 15-нем возрасте ее заметили Блок и Сологуб, а Бальмонту она и вовсе вскружила голову. Первая встреча с Толстым не сулила никакого продолжения: Крандиевская мельком услышала, как Толстой читал свои стихи, и со свойственной ей ироничностью заметила, что с такой громкой фамилией можно было бы писать и получше. Алексею Николаевичу эту фразу тотчас передали, и хотя он на себе, как на поэте ,уже не настаивал, тем не менее обиделся Спустя несколько лет они встретились в 1917 г ..начался роман.. и у Толстого и Крандиевской родился их первый общий сын Никита (будущий отец писательницы Татьяны Толстой). После известия о расстреле царской семьи антрепренер Алексея Николаевича, проявив чудеса изобретательности, спешно организовал писателю гастрольное турне по Украине, которая находилась под юрисдикцией Германии. И летом 1918 г Толстой и Крандиевская, подхватив детей, покидают Россию... В Одессе Толстые-Крандиевские жили, как все вынужденные переселенцы, верой в то, что с большевиками вскоре будет покончено, уповая то на Деникина, то на Врангеля, то на Колчака. Кстати, Наталья Васильевна знала всех 3 полководцев Белого движения и была о них очень высокого мнения. Одесский период их жизни для Крандиевской знаменателен важным событием -в издательстве «Омфалос» она выпустила новый поэтический сборник «Стихотворения Натальи Крандиевской. Книга вторая». Время, прожитое в Париже, оказалось далеко не самым удачливым. Поскольку жить им было практически не на что, Наталья Васильевна за каких-то 3 месяца выучивается на портниху и начинает обшивать — сначала знакомых русских эмигранток, а потом и привередливых француженок. Таким образом, семья перестала бедствовать Потом они перебрались в Германию. Здесь оказались Шкловский, Эренбург, Ходасевич с Берберовой, Белый, Ремизов, Цветаева, некоторое время жил Горький. Приезжал с концертами Маяковский, эпатировали местную публику Есенин с Дункан (об этой колоритной паре Крандиевская оставила яркие воспоминания).
В 7 лет начала писать стихи. Училась — у многих, но одного мастера ставила выше всех других — Ивана Бунина .Выбор был предопределен другом их семьи Максимом Горьким, подарившим девочке бунинскую книжечку «Листопад» с надписью: «Вот как писать надо!» Бунин постарался привить своей ученице правило отвечать за каждое написанное слово, а требовательности к себе Наталье в силу своего характера было не занимать.
Начав печататься с 14 лет, первую поэтическую книжку она выпустит лишь в 1913 г. Книжка с незатейливым названием «Стихотворения» (обложку оформил Михаил Добужинский) была посвящена памяти старшего брата Севы, скоропостижно умершего накануне собственной свадьбы. Поэтический цех принял ее дебют вполне благосклонно, хорошие рецензии написали Валерий Брюсов и Софья Парнок. К тому времени Наталья Крандиевская - вполне светская дама, жена преуспевающего адвоката Федора Акимовича Волькенштейна. В 15-нем возрасте ее заметили Блок и Сологуб, а Бальмонту она и вовсе вскружила голову. Первая встреча с Толстым не сулила никакого продолжения: Крандиевская мельком услышала, как Толстой читал свои стихи, и со свойственной ей ироничностью заметила, что с такой громкой фамилией можно было бы писать и получше. Алексею Николаевичу эту фразу тотчас передали, и хотя он на себе, как на поэте ,уже не настаивал, тем не менее обиделся Спустя несколько лет они встретились в 1917 г ..начался роман.. и у Толстого и Крандиевской родился их первый общий сын Никита (будущий отец писательницы Татьяны Толстой). После известия о расстреле царской семьи антрепренер Алексея Николаевича, проявив чудеса изобретательности, спешно организовал писателю гастрольное турне по Украине, которая находилась под юрисдикцией Германии. И летом 1918 г Толстой и Крандиевская, подхватив детей, покидают Россию... В Одессе Толстые-Крандиевские жили, как все вынужденные переселенцы, верой в то, что с большевиками вскоре будет покончено, уповая то на Деникина, то на Врангеля, то на Колчака. Кстати, Наталья Васильевна знала всех 3 полководцев Белого движения и была о них очень высокого мнения. Одесский период их жизни для Крандиевской знаменателен важным событием -в издательстве «Омфалос» она выпустила новый поэтический сборник «Стихотворения Натальи Крандиевской. Книга вторая». Время, прожитое в Париже, оказалось далеко не самым удачливым. Поскольку жить им было практически не на что, Наталья Васильевна за каких-то 3 месяца выучивается на портниху и начинает обшивать — сначала знакомых русских эмигранток, а потом и привередливых француженок. Таким образом, семья перестала бедствовать Потом они перебрались в Германию. Здесь оказались Шкловский, Эренбург, Ходасевич с Берберовой, Белый, Ремизов, Цветаева, некоторое время жил Горький. Приезжал с концертами Маяковский, эпатировали местную публику Есенин с Дункан (об этой колоритной паре Крандиевская оставила яркие воспоминания).
Потом - возвращение в СССР. Толстой привез романы «Аэлита» и «Сестры», повести «Ибикус» и «Детство Никиты», которые сразу же были изданы и принесли автору всесоюзную славу. Он- сильный, вполне готовый «взять жизнь за горло мертвой хваткой». А вот Крандиевская - слабая, ее удел - уход в монументальную тень мужа, поэтическая немота. 1935 г стал последним в супружеской жизни Крандиевской и Толстого. Осенью 1935 г Толстой окончательно ушел из семьи - женился на Баршевой и уехал в Москву, оставив свою 47-летнюю «Тусю» с сыновьями в Ленинграде. Удар, нанесенный ей Толстым, Крандиевская выдержала... Как выжила? Просто снова начала писать.. и стихи, и прозу. Снова начала печататься - в журналах «Звезда» и «Ленинград» вышли ее воспоминания о Горьком и Бунине, несколько небольших стихотворных подборок. В 1935-1940-х написала цикл стихов «Разлука» - безответный разговор с оставившим ее любимым человеком. Поразительно, но в стихах этого цикла нет ни злости, ни гнева.. одно смирение и желание понять и простить. В начале войны Крандиевская осталась в Ленинграде. Конечно, Толстой в любой момент мог организовать эвакуацию своей бывшей семьи. Но Наталья Васильевна ответила так: «Ты пишешь письма, ты зовешь к сытой жизни.. просишь в гости.Ты прав по-своему. Ну что ж! И я права в своем упорстве.…И если надо выбирать Судьбу - не обольщусь другою.Утешусь гордою мечтою - за этот город умирать!» Крандиевская вместе с младшим сыном Дмитрием пережила в осажденном врагом городе самые страшные месяцы — как все, получая пайковые 125 граммов хлеба, хороня близких ей людей… Но и в этом блокадном ужасе она сохранила высоту духа !..Сын Дмитрий Алексеевич вспоминает, как мать удержала его от желания вытащить из мусорного ведра черствую французскую булку. «Будем гордыми!» Ее блокадная лирика- стихотворный цикл «В осаде» ..не только образец высокой поэзии, но документ огромной эмоциональной силы: …«В кухне крыса пляшет с голоду…» …«После ночи дежурства такая усталость, что не радует даже тревоги отбой…» …«На стене объявление: «Срочно! На продукты меняю фасонный гроб. Размер ходовой…» И — совсем перехватывающее горло: «Смерти злой бубенец Зазвенел у двери. Неужели конец? Не хочу. Не верю!.. …Отдохни, мой сынок, Сядь на холмик с лопатой, Съешь мой смертный паек, На два дня вперед взятый» ... Эти стихи, датированные 1941—1943 г, будь они тогда же опубликованы, вернули бы их автора на очень высокую поэтическую орбиту, но… И нельзя сказать, что Крандиевскую забыли ..едва кольцо ленинградской блокады было прорвано и связь со столицей восстановилась, в московском клубе писателей 12 ноября 1943 г прошел ее творческий вечер (авторитетные писатели Маршак и Федин прислали Наталье Васильевне вызов).
Оставалась самая малость - издать книгу, в которую вошли бы написанные в последние годы, самые страшные месяцы, стихи. И Крандиевская составила такой сборник, и название ему дала- «Дорога», и издательство «Советский писатель» даже договор с автором заключило, но… 23 февраля 1945 г умер Толстой. За этим ударом через год последовал другой: после доклада Жданова о Зощенко и Ахматовой и парт постановлений о журналах «Звезда» и «Ленинград» издательство пересмотрело свои «идеологически неправильные» планы и книга Крандиевской - безвозвратно погублена. Свет она увидела только через 20лет , в 1985-м, с предисловием бунинского ученика, Валентина Катаева. Оплакивая Толстого, любовь к которому она сохранила до конца своих дней, поэт за 2 послевоенных года написала цикл стихов его памяти, вспоминая и заново переживая жизнь с ним. Наталья Васильевна много болела, почти полностью потеряла зрение,но сохранила живой ум, ироничный взгляд на мир. Родные вспоминают, как сын устроил мать «по блату» в больницу старых большевиков, и Наталья Васильевна при этом молодо рассмеялась - «их сиятельства» всегда относились иронично к советскому словарю. Умерла Крандиевская-Толстая 17 сентября 1963 г. Но и сама смерть не сделала ее ближе к Толстому — похоронили Наталью Васильевну не рядом с ним, на мемориальном Новодевичьем, а на питерском Серафимовском…
#музыка #писатели #поэты #ЛюдмилаПопова
#ЛюдмилаПопова
#музыка #писатели #поэты #ЛюдмилаПопова
#ЛюдмилаПопова
Редчайшую всепоглощающую любовь Натальи Крандиевской к Алексею Толстому,
с которой она не могла совладать ни после их развода, ни после его смерти,
доказывают ее безнадежно любовные послания к нему даже через многие годы после того,
как его не стало.
СОН
Сон наплывал и пел, как флейта,
Вводя абсурдное в законное.
Мне снилась будка телефонная
И в окнах будки образ чей-то.
И как во сне бывает часто,
Казалась странность обыденностью,
И сон, свободный от балласта,
Пугал своей непринужденностью.
Я за окном узнала вдруг
Тебя, продрогшего от ливней.
Ты звал меня: «Вернись, прости мне,
Согрей меня, как прежде, друг…»
И в руки ледяные взял
Мои, сведенные до боли,
И боль ушла. Не оттого ли,
Что сон уйти ей приказал?
Он длился, длился…Ночь плыла,
Вводя абсурдное в законное,
И эта будка телефонная
Второю жизнью мне была.
1958. Репино
Харчевня есть — «Сиреневая ветка».
Туда прохожие заглядывают редко,
А чаще не бывает никого.
Туда я прихожу для необычных встреч.
За столик мы, два призрака, садимся,
Не поднимая глаз, глядим — не наглядимся,
Беззвучную ведём друг с другом речь.
Галлюцинация ли то, иль просто тени,
Видения, возникшие в дыму,
И жив ли ты, иль умер, — не пойму…
А за окном наркоз ночной сирени
Потворствует свиданью моему.
Н.Крандиевская