Комментарии
- 9 июн 2018 15:59Надежда Иванова (Гасс)От слов..от самой песни---душа замирает! Потрясает история написания стихотворения! Низкий поклон-поэту,за такой шедевр!..Это вечный стон и плач-- матерей
- 9 июн 2018 17:59Виктор Кала-ЛитауОдно время ее часто исполняли по радио в концертах на уроках пения в школе Это по моему в период Карибского кризиса Шли лекции в клубах Лица взрослых знакомых родителей стали суровыми в ожидании чего то плохого Даже говорили в пол голоса Мы дети это чувствовали
- 9 июн 2018 23:36ЛИЛЯ КРАСИЛЬНИКОВАgifgif
- 10 июн 2018 18:11Александр СавинковА при чем тут колокол из Херсонеса???
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Литературный салон "Страницы книг"
:Людмила P va (Z va)
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ.
"БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ"
Сейчас это выглядит невероятным, однако в течение почти четырех десятилетий после написания стихотворения "Бухенвальдский набат" имя его автора оставалось неизвестным широкой публике. Ситуация изменилась стараниями Марии Катысь, опубликовавшей в "Огоньке" статью об Александре Соболеве (наст. имя Исаак) и написанном им в 1958 году стихотворении о жертвах самого известного концлагеря нацистов.
Летом 1958-го Соболев с супругой Татьяной отдыхал в подмосковном городке Озеры. Тот год ознаменовался открытием в Германии мемориального комплекса «Бухенвальд». Сообщение по радио об установке на территории лагеря смерти башни с символическим колоколом для увековечения жертв нацизма стало толчком к написанию легендарного стихотворения.
Через 2 часа после прослушивания радиопередачи поэт продекламировал жене первые строки:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Оставшиеся строки были написаны довольно быстро. Соболев отнес стихотворение в редакцию «Правды». Там его принять отказались. Следующим пунктом назначения была газета "Труд". Тамошней дирекции произведение понравилось и было напечатано в октябре 1958-го. Автор послал свое творение композитору Вано Мурадели . Растроганный Вано Ильич позвонил поэту для выражения восторга.
- Пишу и плачу… О, какие стихи!
Написанную песню Мурадели отнес на радио. Тамошний худсовет отнесся к композиции с прохладой. Масла в огонь подлил автор многих популярных текстов на военную тематику Лев Ошанин, назвавший творение Соколова "мракобесием" из-за фразы "мертвые в колонны строятся".
Параллельно с Мурадели песню пытался "продвигать" Соколов, заглянувший с этой целью в ЦК ВЛКСМ. Там как раз подбирали репертуар для предстоящего Фестиваля молодежи и студентов в Вене.
Руководство комсомола сочло тематику подходящей и дало песне "зеленый свет". Исполнение «Бухенвальдского набата» в столице Австрии студенческим хором Уральского университета превзошло все ожидания. Это был триумф! Песня быстро распространилась по разным частям планеты.
Однако в СССР о композиции узнали позднее из документальной киноленты «Весенний ветер над Веной». Песню включили в свой репертуар руководители Ансамбля им. Александрова,замалчивать композицию после этого стало невозможно, в отличие от имени автора слов. На концертах в СССР перед исполнением "Бухенвальдского набата" называли лишь имя композитора. Соколова как бы не существовало...
Попытки иностранцев побеседовать с поэтом оперативно пресекались «компетентными органами» под всевозможными предлогами (автор "болен", "в отъезде" и т.п.)
После триумфа "Бухенвальдского набата" авторов песни выдвинули на Ленинскую премию. Отсутствие у Соболева членства в Союзе писателей закрыло дорогу к престижной литературной награде не только ему, но и Вано Ильичу.
Поэт понял, что его имя целенаправленно отстраняют от стихотворения. Супруга поэта Татьяна увязывает это с телефонным звонком, раздавшимся после триумфального исполнения песни в Вене. На том конце провода некто заявил: "Мы тебя прозевали, однако головы поднять не дадим…"
Отсутствие членства в Союзе писателей сделало невозможной публикацию всех остальных творений мастера. Исаак Владимирович писал "в стол", существуя исключительно за счет авторского гонорара за "Бухенвальдский набат".
Скончался поэт в сентябре 1986-го. До публикации Катысь в "Огоньке" оставалось 11 лет...
Вдова поэта свыше 10 лет обивала пороги газет и издательств в надежде обнародовать наследие покойного супруга. Женщине везде отказывали.
В 1999-м Татьяна Михайловна продала доставшуюся от покойной матери 3-комнатную квартиру, купила "однушку", а на вырученные средства издала единственный роман мужа «Ефим Сегал, контуженный сержант» и сборник «Бухенвальдский набат. Строки-арестанты».
В 2006-м увидела свет книга Татьяны Михайловны «В опале честный иудей» с воспоминаниями о супруге.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган -
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ
#ЛюдмилаПопова
#ЛюдмилаПопова