Комментарии
- 4 янв 2019 11:43Вероника РождественскаяА рифмы, несмотря на футуризм, свежие, ёмкие,уникальные!.. Это галактический лиризм, а не замкнутость спальни...
- 4 янв 2019 12:09Александра МарченкоИ рифмы уникальные, и чувства искренние и сильные! НО! - это уродливое трио а ля шведская семья - как к этому относиться?! Мешает чистому восприятию поэзии и личности поэта. Та же история с М. Цветаевой. Сразу в голову приходит факт из её биографии: бросила 2-3-летних дочек, сдала в приют........ И даже на похороны младшей НЕ ПРИЕХАЛА!!! Ну, что это?! Не понимаю и не хочу понимать...
- 4 янв 2019 12:16Елена КлимоваЗачем раскрашивать старые черно-белые фотографии?!Они теряют самобытность, уникальность, индивидуальность, время.
- 4 янв 2019 14:18ЛАРИСА ШУНИНА ответила Александре МарченкоКоробит от их шведской любви!!! Любви ли???
- 4 янв 2019 15:33Елена МишинаПопал в бесовские сети и пропал!
- 4 янв 2019 15:54Ирина Шаталова (Епифанова)На этом безумстве выросло и выучилось и до сих пор учится не одно поколение
- 4 янв 2019 16:32Татьяна АшаринаПорок он везде порок.Слава Богу,что особого интереса творчество Маяковского ни раньше,ни сейчас у подавляющего большинства не вызывает.По мне,так вообще-маниакальный психоз.Эта троица -союз извращенцев.Увы.
- 4 янв 2019 17:56Татьяна ремизова ответила Елене МишинеДа. Маяковский , кроме того, что он был оригинален в написании стиха он также был весьма приличным человеком. Брики использовали его в корыстных целях сами они были в финансовом кризисе жили за счет Маяковского. Очень и очень жаль, что так трагично закончилась его жизнь из-за человека, который не стоил его любви и привязанности. Но поэты они потому и поэты. что очень тонко чувствуют жизнь. И с этим ничего не поделать.
- 4 янв 2019 20:44Лариса ВасильеваЭто не любовь, а наваждение, вызванное чарами ведьмы.
- 5 янв 2019 04:19Татьяна Кудраобыкновенная потаскушка с претензией на исключительность,но там водка,секс и наркота были обычным делом,а Маяковский без мужского начала,такие всегда идут на поводу у более сильной личности.
- 3 фев 2019 14:41Светлана Калинкина...дай хоть последнею нежностью выстелить твой уходящий шаг...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Литературный салон "Страницы книг"
«Лиличка!
»: История самого страстного стихотворения Владимира Маяковского
Бескомпромиссный борец за коммунистические идеалы, трибун революции – таким видится Владимир Маяковский в представлении многих современных читателей. И тому есть веские причины – в творческом наследии поэта значительную долю занимают патриотические произведения, сочетающие в себе жесткую критику врагов и неприкрытую пафосность. На таком фоне особенно ярко блистает лирический шедевр «Лиличка! Вместо письма». Как никакое другое произведение Маяковского, оно обнажает его подлинную, ранимую, любящую душу.
Эхо неистовой любви
Созданию стихотворения предшествовала встреча Владимира Маяковского с женщиной, которая стала его лирической музой и главной любовью всей жизни. Жарким летом 1915 года невеста Маяковского Эльза привела его в гости к своей сестре Лили, которая состояла в браке с Осипом Бриком. Красотой Лили не отличалась - некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.
Косвенным подтверждением служат фотографии - не стесняясь, она позировала перед объективом обнаженной. Участь жертвы роковой женщины не обошла и Маяковского. Он влюбляется в Лили с первого взгляда и уже не может оставить её. Осенью он переезжает на новое местожительство - поближе к квартире Брик и знакомит супружескую пару со своими друзьями-литераторами.
Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».
В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.
В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.
Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…
Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.
Вне правил
Как и большинство произведений Маяковского, «Лиличка!» написана по канонам футуризма, главный из которых – отказ от всех привычных канонов. И это кажется символичным.
Пренебрегая традициями супружеских отношений, выбирая свободную любовь, Маяковский использует столь же свободные и нетрадиционные инструменты для отражения своих чувств. Их непохожесть, нестандартность, уникальность подчеркивается множеством искаженных слов и неологизмов: опожаренном, крученыховском, иссечась, обезумлюсь…
Уже во время создания стихотворения, Маяковский видит выход из запутанного любовного треугольника в своем самоубийстве. Но тут же отказывается от смерти, которая не позволит ему даже просто видеть любимую женщину. По своему эмоциональному накалу «Лиличка!» не знает себе равных. При этом гению удаются выразить предельную страсть, используя восклицательный знак лишь однажды – в названии.
Путь к читателю
Первая публикация стихотворения состоялась в 1934 году – только спустя 4 года после гибели автора. Нетривиальное поведение Лили Брик послужило причиной последующих цензурных запретов, которые действовали до конца советской эпохи. Лишь в 1984 году, в Челябинске, увидел свет еще один сборник, включающий стихотворение «Лиличка!».
Лирический шедевр вдохновил и композиторов – музыку к нему написали Владимир Мулявин и Александр Васильев. Объединив в себе безмерную тоску и неприкрытое отчаяние, трогательную нежность и сентиментальность, откровенные признания Маяковского позволяют и сегодня почти тактильно, на физическом уровне, ощутить, сколь сильной и трагичной была его любовь.
Лиличка!
Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
В.Маяковский
#поэты #АлександрМаяковский #поэзия #история #ОЛюбви