Комментарии
- 16 июл 2019 17:22Наталья Мареева
- 16 июл 2019 17:24Наталья МихачёваИмела честь и удовольствие побывать в Эрмитаже,благодарю за экскурсию.
- 16 июл 2019 17:36Татьяна Павловна
- 16 июл 2019 17:58Ella Popp-RepinskayaЕсть что-то общее с Версалем..
- 16 июл 2019 18:22Маргарита Феокритова(Попова)Красота!!! Была там много много раз... Не обойти все...
- 16 июл 2019 21:18Екатерина Гензе
- 16 июл 2019 21:23Анна Мелл
- 16 июл 2019 21:40Галина СемёноваКакая красотища....не была там и навряд ли уже буду....
- 19 июл 2019 06:09Татьяна РусановаСпасибо, очень интересно! При посещении Эрмитажа мне интересно было, если прямо с этой лестницы пройти куда попадаешь? Экскурсоводы ведут сразу влево
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Литературный салон "Страницы книг"
:СЕРГЕЙ СУРАГО
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ-ЭРМИТАЖ:
ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОГО
НАСЛЕДИЯ
У дворцов и особняков всегда было много входов: центральный, для приема официальных лиц и самых важных гостей, несколько боковых - для членов семьи, секретарей и доверенных лиц, черные ходы - для слуг. Обилие входов порождало иногда виды мошенничества, которых уж нет и в помине...
Один такой случай описан в романе Александра Дюма «Учитель фехтования»: якобы царь Александр I, будучи в городе инкогнито, поймал извозчика, чтобы добраться до дома. Но уже когда карета остановилась около одного из входов в Зимний дворец, император обнаружил, что забыл кошелек...
Тогда Александр I сказал извозчику:
- Подожди, я вышлю тебе деньги.
- Ну, нет, - отвечал извозчик, - Вот что, барин, тут несколько выходов. Сколько раз я ни привозил сюда господ, а они уходили через другие двери и мне ничего не платили...
- Вот как, да ведь это Зимний дворец.
- Да, да, только большие господа, видно, очень беспамятны.
- Вот что, - сказал Александр, снимая с себя пальто, - возьми мое пальто в залог. Человек вынесет тебе деньги, а ты отдашь ему пальто...
Спустя несколько минут лакей вынес извозчику сто рублей: император заплатил ему разом и за себя, и за тех, кто ранее обманывал его...
***
Эрмитаж невероятно огромен...
В Эрмитаже 1050 комнат, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон...
Длина главного фасада 150 метров, а высота - 30...
Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти два километра...
Первоначально у Зимнего Дворца было семь различных подъездов, но до настоящего времени уцелели не все... «Салтыковский», «Детский», «Собственный», «Иорданский», «Министерский», «Комендантский» и «Ее Величества» - у каждого из них было не просто своё имя, но и свое собственное предназначение, и пользоваться ими могли исключительно люди определенного статуса... Перед проведением любого царского мероприятия, предполагавшего посещение Зимнего Дворца большим количеством людей, обязательно составлялся специальный документ, в котором подробно расписывалось, каким именно подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный...
Найти нужный зал в Эрмитаже - это целое искусство, а ещё сложнее суметь отыскать подходящую лестницу, чтобы перебраться с этажа на этаж...
Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт - Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого - отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна...
Главная лестница Зимнего дворца...
Она же - Парадная, она же - Посольская, она же - Иорданская...
Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве...
Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А. П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности»...
Именно она призвана первой показать, что Дворец - Императорская резиденция, то есть не только место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «Лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры...
Динамика света и тени, динамика форм, динамика объемов - всё это особенности архитектуры барокко, блестяще воплощенные в интерьере Главной лестницы русским архитектором итальянского происхождения Франческо Бартоломмео Растрелли...
Главная лестница, - один из немногих интерьеров Зимнего дворца, завершенный архитектором, и восстановленный впоследствии почти без отступлений от его стиля...
Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма - с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий...
***
Начало её создания относится к 1756 году, когда в ноябре Ф. Б. Растрелли получил императорский указ «каким манером разные украшения к лестнице сделать»...
Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт - Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого - отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна...
По замыслу Ф. Б. Растрелли, красота главной лестницы раскрывается по мере восхождения. Поднимаясь по ступеням вдоль балюстрады из белого каррарского мрамора, посетитель оказывается на площадке, где лестница расходится на два марша, заставляя повернуться и восхититься ее изяществом...
Сохранилось несколько проектных чертежей Растрелли - они дают полное представление о её первоначальном оформлении и считаются лучшими в графическом наследии архитектора...
Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы... Дневной свет, проникая из окон слева и справа, сверкает бликами на глади колонн и, скрадывая часть их объема, создает иллюзию еще большей стройности, легкости и изящества. С нижней площадки особенно ощутимы масштабы лестницы. Через широкие двери второго этажа видны залы и выставленные в них картины...
Завершили лестницу к открытию дворца в 1761 г.
При Екатерине II и Александре I лестница использовалась не слишком часто. Покои императрицы, располагавшиеся в юго-восточной части дворца, естественным образом «притягивали» к себе основные коммуникации... Краткое царствование Павла внесло некоторые перемены в расположение жилых покоев. Вся южная часть дворца тогда перешла во владение Марии Федоровны и осталась за нею и после смерти императора. Именно благодаря вдовствующей императрице сохранялись традиции парадных выходов и других официальных торжеств...
***
Восстановление Главной лестницы после пожара было возложено на Василия Петровича Стасова. Император Николай I приказал «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому», но при этом предписал «заменить верхние колонны мраморными или гранитными»...
Архитектор предельно внимательно отнесся к сложной работе, сохранив грандиозность замысла Растрелли... Уже упоминавшийся А. П. Башуцкий, видевший лестницу и до пожара, уверял, что у Василия Петровича Стасова убранство "не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка"...
Для отделки лестницы были использованы лучшие материалы. Полы, ступени и балюстраду выполнили из белого каррарского мрамора. Стены покрыли искусственным мрамором, тоже белым...
Колонны на втором ярусе сначала хотели сделать из розового тивдийского мрамора, но на складе нашлись 8 колонн из сердобольского гранита, к которым добавили 2 новые...
Серый полированный камень внес нужный цветовой акцент в общую бело-золотую гамму интерьера, сделав его выразительнее и подчеркнув его монументальность...
Сгоревший плафон Фонтебассо Василий Петрович Стасов решил заменить найденным в кладовых Эрмитажа плафоном «Олимп». Он тоже был создан в Венеции, в XVIII веке. Его автор, Гаспаро Дициани, один из основателей венецианской Академии искусств, одно время занимал пост её президента. Очевидно, поначалу плафон украшал потолок второй антикамеры, и был снят при переделке залов Дж. Кваренги. Плафон был довольно ветхим и "состоял из трех штук с поврежденными краями"...
Тогда же его укрепили и переписали боковые фигура Вакха и Аполлона...
По размеру плафон, площадью около 200 квадратных метров, оказался меньше предыдущего, потому пространство, оставшееся между ним и прежней рамой, художник А. И. Соловьев расписал по эскизам Василия Стасова "сходно прежнему стилю, в каком была лестница"...
Скульптуры для украшения ниш были взяты из Летнего сада и Таврического дворца...
В Россию их привезли из Италии еще в петровское время и к началу XIX века некоторые из них нуждались в реставрации. Ею руководил известный скульптор В. И. Демут - Малиновский...
Из Таврического дворца привезли великолепную статую "Власть", которая украсила центральную нишу на первой площадке лестницы... Неизвестно когда за ней закрепилось имя "Владычицы", став своеобразной аллюзией на правление Елизаветы Петровны и Екатерины Великой...
Статуи на консолях вдоль стен исполнены из алебастра... Это преимущественно работы русских скульпторов, выпускников Академии художеств...
Их образы призваны в аллегорической форме раскрыть идею процветающего могущественного государства...
Все алебастровые фигуры решены в спокойной, классической манере, но, несмотря на это, прекрасно включаются в барочную отделку лестницы...
Эффектная и нарядная, Главная лестница Санкт-Петербурга кажется неподвластной времени...
Трудно представить, как она пострадала во время Великой Отечественной войны. Особенно сильно был испорчен плафон, который от сырости покрылся туманной пеленой. Роспись вокруг его золоченой рамы осыпалась при малейшем сотрясении...
Сразу по окончании войны на лестнице поставили леса, и к весне 1948 года она была восстановлена... Реставрировали не только плафон и росписи свода: мраморщики привели в порядок ступени и перила, позолотчики заново покрыли лепку листочками червонного золота...
Впоследствии убранство лестницы реставрировали еще дважды, - последний раз в 2010 году...
Коллаж из многочисленных публикаций в интернете, из книг,воспоминаний...
Спасибо М. Пиотровскому,Т.Сониной, И. Зимину и другим.
***
В 18 веке лестницу называли Посольской...Послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века. Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве...
***
Первоначально у Зимнего Дворца было семь различных подъездов, но до настоящего времени уцелели не все. «Салтыковский», «Детский», «Собственный», «Иорданский», «Министерский», «Комендантский» и «Ее Величества» - у каждого из них было не просто своё имя, но и свое собственное предназначение, и пользоваться ими могли исключительно люди определенного статуса. Перед проведением любого царского мероприятия, предполагавшего посещение Зимнего Дворца большим количеством людей, обязательно составлялся специальный документ, в котором подробно расписывалось, каким именно подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный.
Например, вот подъезд «Её императорского величества». Название своё подъезд получил из-за того, что из этого подъезда был кратчайший путь в личные комнаты императриц. Именно через этот вход в октябре 1917 года красногвардейцы проникли в Зимний Дворец, поэтому его также принято называть «Октябрьским», также как и лестницу, по которой революционеры поднимались на второй этаж. Сегодня это один из двух подъездов, выходящих на Дворцовую площадь.
Как найти Иорданскую лестницу в Эрмитаже?
Пожалуй, искать ее не придется...
Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной, грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще и с помощью отражения в больших зеркалах...
P.S. После завершения 3 курса исторического факультета Кишиневского Госуниверситета мы проходили музейную практику в течении месяца в знаменитом Эрмитаже в Ленинграде.
Память о тех днях навсегда осталась в моем сердце.Какое это было счастливое студенческое время.