ИСТОРИЯ РОМАНСА " ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЕТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧА"
gif
Дмитрий Хворостовский - Только раз бывают в жизни встречи
Кватро - Только раз бывает в жизни встреча
Валентина Пономарева - Только раз бывает в жизни встреча
Тамара Гвердцители - Только раз бывает в жизни встреча...
Только раз бывает в жизни встреча - А.Малинин
Поговорим об известном старинном романсе “Только раз бывает в жизни встреча”, написанном в 1924 году композитором Борисом Фоминым (1900-1948) на стихи Павла Германа (1894-1952).
Этот романс никак нельзя назвать старинным. Строго говоря, это советская песня. Музыку написал советский композитор Борис Фомин (успевший отсидеть в конце 30-х годов), слова - советский поэт-песенник Павел Герман. Сочинили они свой романс не позднее 1924 года, и уж точно после 1917-го Фомин написал песню "Дорогой длинною", но этот романс прижился особенно, и кто его только теперь не поёт...
Советский композитор Борис Фомин
О его жизни можно было бы снять целый фильм, настолько много в ней событий и поворотов судьбы. Непременно звучали бы в фильме о Борисе Фомине его известные романсы «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Жди меня». И непременно исполнялись бы те произведения, что были незаслуженно забыты. Борис Фомин прошёл две войны, познал, что такое слава, отсидел в Бутырской тюрьме. И скончался в забвении, не дожив до 50 лет.
Советский композитор Борис Фомин
Борис Фомин появился на свет в 1900 году. Родители верили, что сын непременно достигнет больших успехов в деле военном или инженерном. Но маленький Борис уже в раннем возрасте проявил музыкальную одарённость. Его было почти не видно из-за аккордеона, однако мелодии, которые мальчик извлекал из инструмента, никого не оставляли равнодушным. Иван Яковлевич, отец Бориса, не счёл нужным заставлять сына заниматься тем, что ему не нравится. Во время обучения в училище Борис Фомин брал уроки музыки. Одним из его педагогов была пианистка Анна Есипова, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Борису Фомину учёба давалась легко: он мог без устали повторять одну и ту же мелодию, оттачивая до совершенства её исполнение. Уже в то время было заметно, что наибольшее удовольствие Борису приносит импровизация и возможность создавать новые мелодии. Он мечтал о карьере музыканта и композитора, но в 1914 году скончалась Анна Николаевна, а незадолго до её смерти началась Первая мировая война. Будущее теперь казалось весьма туманным. После революции 1917 года Иван Яковлевич Фомин твёрдо решил остаться в России, и семья вслед за главой перебралась в Москву.
Советский композитор Борис Фомин.1920-е годы.
Здесь Борис Фомин очень быстро влился в артистическую жизнь столицы, получил место музыканта. Но в январе 1919 года молодой музыкант принял решение уйти на фронт. Поначалу служил в составе ремонтной бригады, которая восстанавливала железнодорожные пути на фронте, однако вскоре было решено использовать его артистический дар.
Борис Фомин работал буквально во всех жанрах: пел, танцевал, музицировал, читал стихи и вёл концерты. А после поставил весёлую оперетту из собственных номеров и показывал её прямо на фронте. Через два с половиной года Борис Фомин вернулся в столицу и снова обратился к оперетте. Тогда родилась «Карьера Пирпойнта Блэка», имевшая успех в Москве и Петрограде. Однако критики восприняли её весьма прохладно, хотя и признали, что музыка даже лучше, чем у Кальмана. Но следует понимать, что мнение об оперетте в то время было не слишком высоким, да и талант Имре Кальмана ещё не был оценён в полной мере.
Борис Фомин, конец 1920-х годов.
Борис Фомин написал музыку к трём балетным постановкам: «Макс и Мориц», «Мойдодыр» и «Хрустальный башмачок». Одно время работал тапером и играл роль цыгана в хоре. Однако славу композитору принесли его удивительные романсы. Среди ранних произведений этого жанра «Только раз бывает в жизни встреча». Он не утратил и сегодня своей популярности, его знают и любят во всём мире. В 1920-е годы трудно было найти другого композитора, чьи произведения были столь же популярны, как романсы Бориса Ивановича. Их исполняли не только в СССР, но любили и в эмигрантских кругах. Но уже в 1930-е годы имя композитора было предано забвению. Романс был признан чуждым жанром и фактически запрещён. Борис Иванович был лишен возможности слышать свои произведения со сцены и издавать их. В 1937 году композитора арестовали и посадили в бутырскую тюрьму. Спустя почти год он был выпущен на свободу, естественно, без всяких извинений. Впрочем, даже выйти из тюрьмы в то время было неслыханной удачей. Конечно, он продолжал писать, после его освобождения родились «Оглянись», «Не говори мне этих слов небрежных» и другие. Но многие из его произведений были утрачены, а некоторые остались лишь в рукописях.
Борис Фомин.
Во время Великой Отечественной Борис Иванович никуда не уезжал из Москвы. Напротив, он организовал вместе с товарищами фронтовой театр «Ястребок», который базировался при клубе МВД и был известен своими спектаклями и концертными программами, в полной мере отражавшими события в стране. За время Великой Отечественной войны Борис Фомин написал множество фронтовых песен, которые пели на всех фронтах и в тылу. «Жди меня», «Ленинградская провожальная», «Письмо с фронта», - всё это песни на музыку Бориса Фомина. Но после войны о композиторе снова забыли . Впрочем, его вспомнили в одном ряду с Зощенко и Ахматовой, когда против этих авторов начались гонения и обвинения в пошлости и безыдейности. В то время талантливый композитор уже чувствовал себя плохо. Перенесённые жизненные тяготы подорвали здоровье Бориса Ивановича, а приобрести лекарства он не мог из-за отсутствия средств. Бытует мнение, что он не смог достать жизненно необходимый ему тогда пенициллин. В 1948 году Бориса Фомина не стало.
“Только раз бывает в жизни встреча” – один из первых романсов Бориса Ивановича Фомина. Музыку к романсу, который принес ему настоящую мировую славу, Борис Фомин сочинил в пору жениховства. Он назывался «Только раз».
Музыка была написана за одну ночь, а на утро он пошел к своему знакомому поэту Павлу Герману.
У того были стихи, написанные еще в октябре 1923 года, и они превосходно легли на музыку Фомина.
Фомин отнес свое сочинение в Столешников переулок к Изабелле Юрьевой. Сел за рояль, сыграл. Ей романс очень понравился и она взяла его в свой репертуар. Вскоре Фомин стал приносить и другие свои вещи: «Пой, цыган», «Все впереди», «Саша». На авторском экземпляре он обычно подписывал: «Первое исполнение разрешаю легендарной Изабелле Юрьевой». Впервые романс прозвучал в саду «Эрмитаж». Изабелле Юрьевой аккомпанировал Дмитрий Покрасс.
gif
Сдавая рукопись в печать, Фомин с благодарностью посвятил романс… своей будущей теще, известной цыганской певице того времени Марии Федоровне Небольсиной-Масальской.
Романс стал очень популярен, имел колоссальный успех. В том же 1924 году романс вышел из печати, но тысячные тиражи, которые пришлось повторять и позднее, не могли удовлетворить спрос. Настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, его пела вся Россия. Вошедший в городской фольклор, потерявший имена авторов романс Германа и Фомина стали приписывать Есенину. А музыка? - Музыка народная.
gif
Судьба романса сложилась крайне драматично. В то время как он завоевывал страны и континенты, нес ностальгическое тепло в жизнь русской эмиграции, украшал репертуар Ю.Морфесси, А.Вертинского и других многочисленных певцов-эмигрантов, блюстители совдеповской нравственности выискивали черты идеологической невыдержанности романса. Как это изделие впишется в жизнь Советов, как будет служить суровому делу революции? И в конце концов пришли к выводу, что ничего вреднее этого романса быть не может.
В то время как своим эмоциональным половодьем романс Фомина очеловечивал сердца расчетливых американцев и трезвых европейцев, в то время как внимали его музыке японцы и китайцы, блаженствовали в ее звуках африканцы и латиноамериканцы, на российских эстрадах романс 30 лет молчал.
Слава Богу, он звучал среди не очень устроенного нового быта, в уплотненных квартирах и коммуналках, переписывался в альбомы и тетради. Фомин, щедро поделившийся в нем избытком собственных душевных сил, вряд ли и сам предвидел такую живучесть своего сочинения. Торжественная, мужественная мелодия романса преображала и возвышала душу.
Романс не просто будоражил любовные чувства, он поднимал человека с колен, он помогал сбросить оковы с души. Над этим романсом оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы.
Только раз бывает в жизни встреча - Только раз бывает в жизни встреча
ТОЛЬКО РАЗ… Музыка Бориса Фомина Слова Павла Германа
День и ночь роняет сердце ласку, День и ночь кружится голова, День и ночь взволнованною сказкой Мне звучат твои слова:
Припев:
Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить!
Гаснет луч пурпурного заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то? Где же ты, будившая мечты? (Их часто меняют и варьируют).
Валентина Пономарева - Только раз бывает в жизни встреча
Борис Штоколов - Только раз бывают в жизни встречи
Из романса «Только раз» (1924), написанного композитором Борисом Фоминым (1900—1948) на стихи поэта Павла Давидовича Германа (1894—1952), автора знаменитого «Авиамарша» («Всё выше, и выше, и выше...»): Только раз бывает в жизни встреча, Только раз с судьбою рвется нить. Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить!
gif
ВАРИАНТЫ (2)
1. ТОЛЬКО РАЗ Музыка Б. Фомина Слова П. Германа
День и ночь роняет сердце ласку, День и ночь кружится голова, День и ночь взволнованною сказкой Мне звучат твои слова.
Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить!
Тает луч забытого заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то, Где, во мне будившая мечты?
Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить!
Нани Брегвадзе - Только раз бывают в жизни встречи
Слова. (вариант)
День и ночь роняет сердце ласку, День и ночь кружится голова, День и ночь взволнованною сказкой Мне звучат твои слова:
Припев: Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвётся нить, Только раз в холодный зимний (хмурый, серый) вечер Мне так хочется любить!
Тает луч пурпурного заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то, Где, во мне будившая мечты?
Вокальное трио "Реликт" - Только раз бывает в жизни встреча
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
ИСТОРИЯ РОМАНСА " ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЕТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧА"
Строго говоря, это советская песня.
Музыку написал советский композитор Борис Фомин (успевший отсидеть в конце 30-х годов), слова - советский поэт-песенник Павел Герман.
Сочинили они свой романс не позднее 1924 года, и уж точно после 1917-го
Фомин написал песню "Дорогой длинною", но этот романс прижился особенно, и кто его только теперь не поёт...
Непременно звучали бы в фильме о Борисе Фомине его известные романсы «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Жди меня».
И непременно исполнялись бы те произведения, что были незаслуженно забыты. Борис
Фомин прошёл две войны, познал, что такое слава, отсидел в Бутырской тюрьме. И скончался в забвении, не дожив до 50 лет.
Родители верили, что сын непременно достигнет больших успехов в деле военном или инженерном.
Но маленький Борис уже в раннем возрасте проявил музыкальную одарённость.
Его было почти не видно из-за аккордеона, однако мелодии, которые мальчик извлекал из инструмента, никого не оставляли равнодушным.
Иван Яковлевич, отец Бориса, не счёл нужным заставлять сына заниматься тем, что ему не нравится.
Во время обучения в училище Борис Фомин брал уроки музыки.
Одним из его педагогов была пианистка Анна Есипова, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Борису Фомину учёба давалась легко: он мог без устали повторять одну и ту же мелодию, оттачивая до совершенства её исполнение.
Уже в то время было заметно, что наибольшее удовольствие Борису приносит импровизация и возможность создавать новые мелодии.
Он мечтал о карьере музыканта и композитора, но в 1914 году скончалась Анна Николаевна, а незадолго до её смерти началась Первая мировая война.
Будущее теперь казалось весьма туманным.
После революции 1917 года Иван Яковлевич Фомин твёрдо решил остаться в России, и семья вслед за главой перебралась в Москву.
Но в январе 1919 года молодой музыкант принял решение уйти на фронт.
Поначалу служил в составе ремонтной бригады, которая восстанавливала железнодорожные пути на фронте, однако вскоре было решено использовать его артистический дар.
Борис Фомин работал буквально во всех жанрах: пел, танцевал, музицировал, читал стихи и вёл концерты.
А после поставил весёлую оперетту из собственных номеров и показывал её прямо на фронте.
Через два с половиной года Борис Фомин вернулся в столицу и снова обратился к оперетте.
Тогда родилась «Карьера Пирпойнта Блэка», имевшая успех в Москве и Петрограде.
Однако критики восприняли её весьма прохладно, хотя и признали, что музыка даже лучше, чем у Кальмана.
Но следует понимать, что мнение об оперетте в то время было не слишком высоким, да и талант Имре Кальмана ещё не был оценён в полной мере.
«Макс и Мориц», «Мойдодыр» и «Хрустальный башмачок».
Одно время работал тапером и играл роль цыгана в хоре.
Однако славу композитору принесли его удивительные романсы.
Среди ранних произведений этого жанра «Только раз бывает в жизни встреча».
Он не утратил и сегодня своей популярности, его знают и любят во всём мире.
В 1920-е годы трудно было найти другого композитора, чьи произведения были столь же популярны, как романсы Бориса Ивановича.
Их исполняли не только в СССР, но любили и в эмигрантских кругах.
Но уже в 1930-е годы имя композитора было предано забвению.
Романс был признан чуждым жанром и фактически запрещён.
Борис Иванович был лишен возможности слышать свои произведения со сцены и издавать их.
В 1937 году композитора арестовали и посадили в бутырскую тюрьму.
Спустя почти год он был выпущен на свободу, естественно, без всяких извинений.
Впрочем, даже выйти из тюрьмы в то время было неслыханной удачей.
Конечно, он продолжал писать, после его освобождения родились «Оглянись», «Не говори мне этих слов небрежных» и другие.
Но многие из его произведений были утрачены, а некоторые остались лишь в рукописях.
Напротив, он организовал вместе с товарищами фронтовой театр «Ястребок», который базировался при клубе МВД и был известен своими спектаклями и концертными программами, в полной мере отражавшими события в стране.
За время Великой Отечественной войны Борис Фомин написал множество фронтовых песен, которые пели на всех фронтах и в тылу.
«Жди меня», «Ленинградская провожальная», «Письмо с фронта», - всё это песни на музыку Бориса Фомина.
Но после войны о композиторе снова забыли
. Впрочем, его вспомнили в одном ряду с Зощенко и Ахматовой, когда против этих авторов начались гонения и обвинения в пошлости и безыдейности.
В то время талантливый композитор уже чувствовал себя плохо. Перенесённые жизненные тяготы подорвали здоровье Бориса Ивановича, а приобрести лекарства он не мог из-за отсутствия средств.
Бытует мнение, что он не смог достать жизненно необходимый ему тогда пенициллин. В 1948 году Бориса Фомина не стало.
Музыку к романсу, который принес ему настоящую мировую славу, Борис Фомин сочинил в пору жениховства.
Он назывался «Только раз».
Ей романс очень понравился и она взяла его в свой репертуар.
Вскоре Фомин стал приносить и другие свои вещи: «Пой, цыган», «Все впереди», «Саша».
На авторском экземпляре он обычно подписывал: «Первое исполнение разрешаю легендарной Изабелле Юрьевой».
Впервые романс прозвучал в саду «Эрмитаж».
Изабелле Юрьевой аккомпанировал Дмитрий Покрасс.
В том же 1924 году романс вышел из печати, но тысячные тиражи, которые пришлось повторять и позднее, не могли удовлетворить спрос.
Настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, его пела вся Россия.
Вошедший в городской фольклор, потерявший имена авторов романс Германа и Фомина стали приписывать Есенину.
А музыка? - Музыка народная.
В то время как он завоевывал страны и континенты, нес ностальгическое тепло в жизнь русской эмиграции, украшал репертуар Ю.Морфесси, А.Вертинского и других многочисленных певцов-эмигрантов, блюстители совдеповской нравственности выискивали черты идеологической невыдержанности романса.
Как это изделие впишется в жизнь Советов, как будет служить суровому делу революции?
И в конце концов пришли к выводу, что ничего вреднее этого романса быть не может.
Фомин, щедро поделившийся в нем избытком собственных душевных сил, вряд ли и сам предвидел такую живучесть своего сочинения.
Торжественная, мужественная мелодия романса преображала и возвышала душу.
Над этим романсом оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы.
Музыка Бориса Фомина
Слова Павла Германа
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова:
Припев:
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!
Гаснет луч пурпурного заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то?
Где же ты, будившая мечты? (Их часто меняют и варьируют).
Только раз бывает в жизни встреча,
Только раз с судьбою рвется нить.
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!
1. ТОЛЬКО РАЗ
Музыка Б. Фомина
Слова П. Германа
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова.
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!
Тает луч забытого заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то,
Где, во мне будившая мечты?
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова:
Припев:
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвётся нить,
Только раз в холодный зимний (хмурый, серый) вечер
Мне так хочется любить!
Тает луч пурпурного заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то,
Где, во мне будившая мечты?