Ф.

ШОПЕН - НОКТЮРН 20, ДО-ДИЕЗ МИНОР

Ф.ШОПЕН - ПОСМЕРТНЫЙ НОКТЮРН 20, ДО-ДИЕЗ МИНОР
  • Басиния Шульман - Ноктюрн до-диез минор, B. 49
Ф. ШОПЕН: НОКТЮРН №20. ДО-ДИЕЗ МИНОР., ИГРАЕТ ЯН  ЛИСЕЦКИЙ
  • Joshua Bell - Nocturne No. 20 in C-Sharp Minor, Op. posth (Arranged for Violin & Orchestra)
  • Rafał Blechacz, Bomsori - Chopin: Nocturne No. 20 in C-Sharp Minor, Op. posth. (Arr. for Violin and Piano by Milstein)
  • Игорь Завадский - Шопен - Ноктюрн до до диез минор
Ф.ШОПЕН - НОКТЮРН 20, ДО-ДИЕЗ МИНОР
 
«Посмертный ноктюрн до диез минор Op. post (он был опубликован после смерти Шопена) написан в девятнадцатилетнем возрасте, но Шопен возвращался к нему на протяжении всей жизни, переделывая его.
gif
В конце концов этот ноктюрн обрёл форму действительно итогового взгляда на жизнь. Короткое вступление, которое звучит как прерывистая молитва, предваряет мелодию полную сердечной тоски и раненой души.
gif
Средняя часть — это взгляд в светлое прошлое, где мы слышим нежные польские танцевальные и песенные мотивы, нежные переборы струн гитары, счастливые восклицания, но всё это на необыкновенно тихом звучании, что даёт ощущение покрытых дымкой воспоминаний.
gif
Пьеса заканчивается состоянием душераздирающей тоски с внезапным просветлением в самом конце, которое напоминает просветление незадолго до смерти.
gif
Шопен возвращался к нему на протяжении всей жизни, переделывая его.                   В конце концов этот ноктюрн обрёл форму действительно итогового взгляда на жизнь» - Пианист Андрей Гаврилов о ноктюрнах Шопена.
Предлагаю вам послушать это произведение в исполнении гениального польского пианиста Владислава Шпильмана, одного из лучших интерпретаторов шопеновской музыки. Под его пальцами изящная и утонченная мелодия ноктюрна звучит как льющаяся песня, как живой человеческий голос.       
Владислав Шпильман
А в качестве «нестандартного» варианта ноктюрна – его переложение для скрипки и оркестра. Вслушайтесь, неторопливая и нежная мелодия «ночной песни» в исполнении скрипки звучит совсем иначе - еще более глубоко, волнующе, проникновенно. а впрочем, делайте выводы сами.   
ШОПЕН. НОКТЮРН ДО-ДИЕЗ МИНОР
Польский пианист Ян Лисецкий лучший исполнитель Шопена на сегодняшний день.  
Дойче граммофон
Ян Лисецкий обращает внимание на редко записываемые оркестровые произведения Шопена, репертуар которых стал визитной карточкой Лисецкого и положил начало его международной карьере.
Эти совершенно неотразимые композиции, наполненные изысканными мелодиями, юношеским буйством и лихой демонстрацией, были записаны в студии с оркестром NDR Elbphilharmonie под управлением польского дирижера Кшиштофа Урбанского. Послушайте, как Ян Лисецкий играет “Ноктюрн" №20, взятый из его нового альбома "Шопен: произведения для фортепиано с оркестром".
Ян Лисецкий-Шопен: Ноктюрн до-диез минор,  Op. Posth.
История создания ноктюрна началась в 1830 году, когда Ф. Шопен уже навсегда покинул Польшу.

Отправившись в концертную поездку в Вену в 1829 году, он всю жизнь прожил на чужбине. Вечная тоска по родине отразилась во многих произведениях Ф. Шопена, и особенно в ноктюрнах (всего он написал 21 ноктюрн).

Слово «ноктюрн» в переводе с французского означает «ночная песнь». Основоположником этого жанра был ирландский пианист и композитор Джон Фильд. Шопен привнёс в ноктюрны тонкую одухотворённость, поэтичность. Каждый его ноктюрн – это подлинный шедевр фортепианной музыки.
Судьба отметила Шопена печатью гениальности. Его карьера бурно развивалась: ему не было и тридцати, когда он покорил Париж – культурную столицу мира в те времена. Он стал любимцем многих аристократических салонов Европы.
С мыслью о Польше
При этом Фредерик никогда не расставался с мыслью о Польше, которую беззаветно и преданно любил. Разлука с родиной, близкими друзьями далась ему крайне тяжело. В 1830 году Шопен готовился покинуть Польшу, испытывая перепад настроений. Юноша был очень взволнован, его мучили тяжелые предчувствия: «Я все еще сижу, у меня нет достаточных сил,…думаю, что ухожу из дома навсегда,…боюсь, что умру.»
Горсть родной земли
Чтобы поддержать Фредерика, друзья передают ему старинный кубок с горстью родной земли. На прощание он дарит своей старшей сестре рукопись с надписью «Сестре Людвике». Однако, эта композиция была напечатано только в 1875 году и названа «Ноктюрном № 20». Можно сказать, что это размышления о неизвестности будущего. Для вас звучит «волшебно-призрачный минор, в котором тема зазвучала, завел свой мягкий разговор»…                                                    Давайте послушаем один их самых известнейших ноктюрнов Шопена до диез минор.  
  • Stefan Askenase - Chopin: Nocturne No.20 in C sharp minor, Op.posth.
..Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На чёрной выпилке пюпитра...
Самый известный ноктюрн Ф.Шопена. Ноктюрн No 20 cis-moll (до диез минор)
Неспешно музыки начало...
И дождь смывает все следы
осенней тяжести печали...
Прозрачны мокрые сады.

Рояль поет ноктюрн Шопена,
с Души смывая тяжесть лет.
И вот летит она из плена
за тучи, музыке вослед...

Ершова Марина
Музыка из этого видео: 
Композиция "Nocturne" in C-Sharp Minor, B. 49
Исполнитель - Janusz Olejniczak
Ф.Шопен - Ноктюрн 20 - Первый снег...- F. Chopin - Nocturne - The first snow
Ф.Шопен Ноктюрн №20

Приход зимы всегда необычаен,
В ней снег искристый будто бы случаен...
Дорожки белые и иней на стекле...
И все как будто бы в волшебном сне...

Приход зимы так скор и неизбежен,
И мир воздушен, светел и заснежен,
И в зимнем дне мы белые снежинки,
Вселенские парящие пылинки...

Летим на свет, тепло и красоту,
С годами набираем высоту...
Любуемся волшебницей зимой,
Дарящей нам космический покой.
Лариса Кузьминская     
  • Jan Lisiecki, NDR Elbphilharmonie Orchester, Krzysztof Urbański - Chopin: Fantasy on Polish Airs, Op. 13 - Largo non troppo
  • Jan Lisiecki, NDR Elbphilharmonie Orchester, Krzysztof Urbański - Chopin: Fantasy on Polish Airs, Op. 13 - Air: "Już miesiąc zeszedł psy się uśpiły" Andantino
«Французское небо плакало с польским дождем»
Шопен рано ушел из этого мира. Он безвременно скончался на 39 году жизни. Перед смертью он завещал своим друзьям похоронить свое сердце на родине. И поэтому у Шопена два места захоронения: его останки похоронены в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце — в Варшаве, в Костеле Святого Креста.
При жизни Шопен восхищался Моцартом, считал его гением, а его музыку невероятной. В соответствии с завещанием, на похоронах Шопена, на которые явилось несколько тысяч искренне опечаленных смертью композитора человек, был исполнен знаменитый «Реквием» Моцарта.
  • Various Artists - Моцарт. Реквием: Lacrimosa
В день смерти композитора Норвид Камилл — польский поэт, посвятивший великому музыканту значительную часть своих сочинений, сделал запись в своем дневнике:«Родом варшавянин, сердцем поляк, талантом –гражданин мира!».
Действительно, Фредерику Шопену не суждено было долго жить. Но его прекрасная музыка будет жить вечно и звучать в наших сердцах!

Прекрасна музыка Шопена,
Звучит всегда, как крик души.
В ней столько много вдохновения,
Мечты и радости, любви.

Ноктюрны, вальсы, полонезы
Пронизаны его судьбой,
Шопен – то музыка Вселенной,
Такой далёкой и родной.

Здесь каждый звук дыханьем свежим
Поёт о красоте земной,
Послушав музыку Шопена,
Рождаешься, как будто, вновь.

Наталья Ухтинская

Комментарии