Красивое стихотворение Пушкина, в котором он рассказывает, каков он - настоящий поэт

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

2 романса на слова Пушкина (1897), op. 49

1. Пророк

  • Фёдор Шаляпин - Пророк, ариозо (Н. Римский-Корсаков)
  • Вячеслав Гринченко - Пророк

2. Анчар

  • Андрей Антонов - Н.Римский-Корсаков.Анчар
  • Александр Короткий (бас). Солист Большого Театра России - Анчар. Романс, слова А. Пушкина (Н. Римский-Корсаков)
2. Анчар
Александр Пушкин
Кто такой поэт? Понятно, что это личность, напрямую связанная с культурной сферой общества.
Это человек, который имеет своеобразный, отличный от большинства, склад ума и способности.
Однако поэтов много, и термин "поэт" для каждого человека значит что-то определенное.
2. Анчар
2. Анчар

Александр Пушкин

У замечательного и всем известного Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение, в котором он как раз рассказывает,
кто такой поэт, как он может себя вести,
чем отличается от большинства и прочее.
Это стихотворение "Пророк".
В образе главного героя стихотворения Пушкин видит себя.
Александр Пушкин

"Пророк"

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Александр Пушкин
Александр Пушкин
"Пророк"
ПУСТЫНЯ
В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества.
Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран.
Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.
В центре стихотворения лирический герой.
Этот образ сложный, так как в нём воплотился поэт-пророк и сам автор.
Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога.

Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз.
Через лёгкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз.
После прикосновения Божественного посланца к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений.
Язык был заменён на змеиное жало.
И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость.
Наконец, дело дошло до сердца.
В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
Он превратил человека в пророка.
После перевоплощения герой был в изнеможении: как труп, но к жизни его вернул голос Бога.
Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины.
То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке:
«Глаголом жги сердца людей».
Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой.
Нужно уметь пропускать всё сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов.
Только в таком случае можно называть себя пророком.
Он превратил человека в пророка.
Стихотворение написано в жанре Оды, однако его смысловая нагрузка никак не вяжется с данным жанром.
Уж больно резко.
Когда в 1826 году это стихотворение появилось на свет, то сразу обрело широкую популярность.
Он превратил человека в пророка.
Причем популярность не среди простого народа, а именно среди деятелей культуры, в особенности, среди поэтов.
Многие восприняли это стихотворение как инструкцию к собственной жизни.
Как некий план, следуя которому, можно добиться высоких результатов на культурном поприще.
Пушкин здесь как раз и пишет о том, что стать настоящим поэтом - это в какой-то степени чудо и стечение обстоятельств.
Он превратил человека в пророка.
Как раз образ ангела, спустившегося с небес и наградившего путник, свидетельствует об этом.
Этот талант - удел немногих, как пишет сам поэт, но приходит он лишь к тем, кто выкладывается во всю свою мощность и готов посвятить этому жизнь! "В пустыне мрачной я влачился, шестикрылый серафим на перепутье мне явился." - вот через эту фразу Александр Сергеевич и дает понять, что талант поэта - это шестикрылый серафим, который может появиться, а может и нет.
Он превратил человека в пророка.
Поэт по Пушкину это...?
То есть, мы приходим к выводу, что в понимании Пушкина, настоящий поэт - это некто, кто готов отдать себя целиком и полностью делу, и при этом все равно не может рассчитывать на какую-то определенность.
Это человек, который готов выложиться и при этом умеет ждать своего шанса, который может и не выпасть.
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.
Пожалуй, подобное определение термина "поэт" стоило бы осознать многим сегодняшним "писарям", которые то и делают, что считают себя великим "поэтами и писателями". Пушкин все сказал уже двести лет назад, а прочитать его работу не составит труда, только удовольствие!
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.
Он превратил человека в пророка.

Комментарии

Комментариев нет.