МУЗЫКА И ВРЕМЕНА ГОДА.

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ. ФЕВРАЛЬ: МАСЛЕНИЦА.

П. И. Чайковский. Времена года. Февраль. Масленица (в симфоническом исполнении)
  • П. И. Чайковский - Февраль
  • П. И. Чайковский - «ВРЕМЕНА ГОДА», Ор. 37-bis. «Масленица». Февраль
Широко известны классические живописные образы Масленицы — картины             В. Сурикова и Б. Кустодиева.
Февраль: "Масленица".
 Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир…
(П. А. Вяземский)
Вот еще несколько строф из стихотворения Вяземского «Масленица на чужой стороне», откуда взяты строки для эпиграфа:

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.
Февраль. Масленица
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир...
(П. А. Вяземский)
Если вы знаете сказку про Снегурочку — пьесу или оперу, — то, наверное, помните, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму.
П.И. Чайковский "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года"
Такой праздник когда-то действительно существовал. Он был очень весёлый — яркий, шумный. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.
Чайковский - Времена года - Февраль
Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля».
gif
Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр.
  • П. И. Чайковский - Февраль
  • Олег Карасев - П. Чайковский. Времена года. Февраль. Масленица
gif
Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.
  • "Вивальди-оркестр" Светланы Безродной - Времена года, соч.37 (1876), Февраль. Масленница
gif
Все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку.              Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал.                Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную.
gif
Однажды композитор Римский-Корсаков написал протяжную, грустную песню. Её пела девушка Любаша в опере «Царская невеста». Когда песня прозвучала в опере первый раз, никто не поверил композитору, что он сочинил её сам. Думали, что услышал в деревне или нашёл в сборнике народных песен. Композитору бы обидеться, что ему не верят, а он обрадовался: он ведь того и добивался, чтобы песня звучала, как настоящая народная.
  • Елена Образцова - Ария Любаши
gif
Когда будешь слушать «Масленицу», непременно прислушайся к музыке повнимательнее. Вспомни, может быть, ты знаешь какие-нибудь русские народные песни: «Со вьюном я хожу» или «Во поле берёзонька стояла». Сравни их напев с музыкой «Масленицы».
  • Т.Стукалова - Народная Песня "Со вьюном я хожу..."
  • Русская народная песня - Во поле береза стояла
  • Хор 'Казаки Дона' - Во поле берёзонька стояла
gif
Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами.
gif
А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.
gif
В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.
gif
"Масленица" Чайковского - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов.
gif
Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы.
gif
С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых.
gif
Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
gif
С Масленицей!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
gif
Масленица Прощай!
А вот и прекрасная весна
Стучится в окна, двери нам.
Звуки носит в себе необычные она.
gif
Но ведь еще не кончена зима.
А все же чувствуется теплая весть.
Жизнь еще не цветет, не просыпается
Но уже приносит ароматы свежести!
gif
Что же ждет нас впереди?
А знаем мы  запели жаворонки,
Деревья зашуршали - знаем мы
Весна впереди…
  • Paul Mauriat & His Orchestra - Жаворонок
  • Детский хор - Глинка - Жаворонок
  • Виктория Иванова - М.Глинка, Сл. Н.Кукольника "Жаворонок"
gif
Масленица, масленица - светлая пора:
Шумные гулянья, потешная игра.
Да блины горячие с маслом и икрой,
Да прощанье славное с зимушкой - зимой.
gif
Злилась долго снежная, но пришел конец,
Масленица русская - февраля венец.
Разгорится чучело, горки запестрят-
Совершится праздничный, вековой обряд.
gif
За зимой морозною вновь придет весна,
Ручейками ранними зазвенит она.
Всем раздарит солнышко лучики свои,
Будет время доброе для земной любви
gif
Чайковский Пётр Ильич - Времена года - Февраль: Масленица
  • Ансамбль "Концертино" - Времена Года, Op. 37: II. Февраль (Масленица)
gif
Известно множество описаний Масленицы в художественной литературе и в других источниках. К тому же этот праздник, с его радостной атмосферой, жив и в наше время, многие его обряды исполняются до сих пор.
gif
«Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях» (Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники).
gif
Стихия масленичных гуляний оказалась очень близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и многим другим.
gif
У Островского в пьесе «Снегурочка»: «Прощай, Масленица. // Сладко, воложно  нас кормила, суслом, бражкою поила. // Прощай, Масленица…»                                (по В. Далю, воложный — жирный, масляный, сдобный, скоромный; вкусный, лакомый)
gif
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.
gif
Приведенные описания Масленицы и картины русских художников дают представления о размахе празднования этого любимого в народе праздника. Можно ожидать, что и в музыке есть воплощения этой русской традиции в ее масштабном преломлении. С такой Масленицей мы встречаемся в балете И. Стравинского «Петрушка».
gif
Фортепианная пьеса П. Чайковского, хотя, конечно, и передает настроение веселого праздника, но делает это средствами камерной музыки. Но и в этом камерном преломлении в музыке слышатся характерные переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, шум толпы и плясок.
gif
Пьеса П. Чайковского написана в сложной трехчастной форме.
gif
Поскольку средняя часть (B) в такой форме всегда контрастирует с крайними, то, если в крайних частях музыка радостная и приподнятая, настроение возбужденное, то в средней части непременно должен появиться какой-то новый элемент, новый поворот во всеобщем веселье. Чайковскому удается этого добиться. Но… все по порядку.
gif
С первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя.                       Простыми, но очень точными средствами Чайковский передает характерное звучание гармоники: два удара аккордов в каждом из первых двух тактов и как бы исторгаемый ими отзвук (на слабую долю) создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов инструмента. Звучание открытое, даже, можно сказать, прямолинейнее, очень похоже воспроизводит звучание гармоники.
gif
Вслед за этим мелодические переборы — в верхнем регистре и ответ в нижнем. Затем это повторяется. Так обрисованы два главных музыкальных элемента. Именно они разрабатываются всеми возможными способами: то господствует первый (аккорды, причем именно так, как они звучат на гармонике), то переборы.
gif
Воображение рисует не просто игру на этом народном инструменте, но игру, сопровождающую удалую русскую пляску. В середине этой части в круг как бы выходят солисты: на остро ритмически организованные реплики кавалера в басу — явно танцевальные (все можно представить себе как хореографическую сценку) отвечает — не без лукавства (синкопы и широкие скачки) — девушка. Постепенно к солистам присоединяются все участники праздника, и первая часть завершается общим ликованием.
gif
Средняя часть пьесы явно рисует какой-то новый образ, быть может, театрализованное представление, что всегда было характерной особенностью праздника. Профессор К. Игумнов, славившийся исполнением музыки Чайковского, и «Времен года» в частности, говорил, что здесь «медведя водят». И если вообще требуется некая иллюстрация к тому, что происходит в музыке, то этот образ кажется здесь уместным.
gif
В музыке действительно ощущается что-то массивное и неуклюжее, особенно в первых тактах этого раздела, изложенных октавами.
Отсутствие мелких длительностей (они появляются только ближе к репризе, чтобы сделать постепенным переход к ней) создает ощущение более сдержанного движения, хотя формально композитор предостерегает от того, чтобы играть медленнее: он в начале этого раздела помещает ремарку L’ istesso tempo (итал. — тот же темп). С приближением репризы музыка перемещается в более высокий регистр. Меняется образ — появляется звон бубенцов.
gif
Третья часть пьесы (Аl) — реприза — изменена по сравнению с первой, быть может, больше, чем в других пьесах цикла: она сокращена (звучит лишь третий раздел первой части). И еще один яркий прием: музыка постепенно стихает, создавая ощущение, что праздник уходит, образы удаляются… Тишина — пауза с ферматой на весь такт, излюбленный Чайковским прием; мы встречались с ним в первой пьесе цикла «У камелька». Казалось бы, это все. И вдруг — как шальная выходка — заключительная фраза на самой яркой и громкой звучности (fff).
gif
gif
Ролик недоступен
gif

Комментарии