Напомню лишь, что Щёлково — город в городском округе Щелково Московской области России. Город областного подчинения .Население — 126 109 чел. (2020). Расположен в 15 км к северо-востоку от МКАД, на обоих берегах реки Клязьмы.
От Москвы на электричке примерно 50 минут. Также регулярно ходят маршрутки по Щелковскому шоссе до автовокзала от станции метро Щелковская. На своем автомобиле от Москвы можно добраться и по Ярославскому шоссе примерно за 30 минут при отсутствии пробок. А совсем недавно нам посчастливилось попасть на бесплатную экскурсию в Щелково, где мы посетили 2 музея и Троицкий собор. Ну а что еще делать в снежную зиму? Все достопримечательности занесены снегом и под ногами лед припорошенный снежком…
ТРОИЦКИЙ СОБОР. Адрес: Пролетарский проспект, 8. Остановка транспорта «Троицкий собор». Из Москвы с Ярославского вокзала до пл. "Воронок", далее маршрутным такси № 6, 7 до ост. "Троицкий собор». Из Москвы от ст. м. "Щёлковская" автобусами № 361, 335, 349 до ост. "Пролетарский проспект". Храм расположен по правой стороне Пролетарского проспекта. Он единственный из храмов Щёлковского и Пушкинского благочиний имеет статус собора.
Он действительно необычен. Некоторые даже засомневались, что он православный, потому что элементы готики, которые характерны для храмов католических, просто бросаются в глаза. Но храм православный, просто построен в стиле неоготики. Но обо всем по порядку. Начнем с истории этого храма.
Не было еще каменных многоэтажных громад, окружающих собор со всех сторон, не было и самого города - одного из районных центров Подмосковья. Была Щелковская мещанская слобода, жители которой 31 августа 1909 года обратились к высокопреосвященному Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, испрашивая благословение на постройку у себя каменного храма во имя Святой Троицы. Инициатором строительства был полицейский урядник Павел Васильевич Стрижёв, который, обосновывая необходимость строительства, писал: "В наш век безверия, отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да, кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием".
Председателем созданного строительного комитета стал владелец ткацкой фабрики Александр Иванович Синицын, который отдал под храм 1200 кв. сажен земли стоимостью 5000 рублей. Благословение вскоре было получено, и строительство собора началось. Проект храма был выполнен известным архитектором С.М. Гончаровым (дальним родственником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина). В Москве С. М. Гончаров построил дом для брата А. И. Синицына - Фёдора Ивановича, с чем, вероятно, и связано его приглашение в Щёлково для создания проекта храма. Согласно архитектурным проектам, храмовое здание должно было сочетать в себе характерные черты средневековой западной архитектуры. Храм выполнен в нетрадиционном для православия псевдоготическом стиле.
4 октября 1909 года в Щелкове была проведена торжественная служба, знаменовавшая начало строительства. Строительное отделение Московского правления, куда обращалась Московская Духовная Консистория с просьбой рассмотреть проект церкви, созданного Гончаровым, не сразу утвердила его. Отказ обосновывался тем, что проект был составлен "в стиле, схожем более с готическим или романским стилем, приличным только для лютеранских храмов или других иностранных исповеданий". Утверждение получил лишь четвёртый, изменённый и согласованный со Строительным отделением, проект Гончарова 16 июля 1910 года.
31 мая 1912 года депутация из Щелкова, состоявшая из председателя комитета по постройке храма фабриканта А.И. Синицына и других щелковчан, ходатайствовала перед императором Николаем II, чтобы он разрешил наименовать строящуюся в Щелкове церковь в память рождения наследника Цесаревича Алексия. Также депутация заявила, что один из престолов строящегося храма будет освящен в честь святителя Алексия, Митрополита Московского, чье имя носит наследник цесаревич.
По прошествии полутора месяцев в Щелково пришло уведомление о том, что Государь Император соизволил на присвоение строящемуся храму наименования «В память рождения Наследника Цесаревича». Таким образом, Троицкий собор – единственный храм в России, посвященный страстотерпцу царевичу Алексию, возведенный и освященный еще при жизни самого святого.
В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний храм имел три алтаря. Главный — во имя Святой Троицы. Правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Левый — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси.
Нижний храм был посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.
26 ноября 1916 года преосвященным Модестом, епископом Верейским был освящен главный престол новопостроенного храма.
Службы в Соборе проводились до 1929 года. Богослужебная жизнь Троицкого собора просуществовала лишь 13 лет, точно также как оборвалась земная жизнь цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте. А затем он был закрыт и переоборудован в городской театр. Примечательно, что здесь звучали голоса знаменитых артистов Большого театра, А.Л. Неждановой, Е.В. Гельцер и других. Во время Великой Отечественной войны в соборе устроили литейный цех от завода НИИхиммаш , где изготавливали гранаты.
При этом были разобраны колокольня и купол храма. А потом здание оставалось "литейкой" вплоть до 1990 года, когда образовалась православная община и стала добиваться возрождения храма.
Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада мостового крана.
Возрождение храма началось в 1990 году. 15 октября 1990 года решением Щелковского горсовета Троицкой собор города Щелкова был передан верующим. "Собор был в ужасном состоянии, - вспоминал священник Александр Семенов (первый настоятель храма). - Кроме мостового крана в центральном храме, различных металлоконструкций и мусора, здесь лежало множество мраморных плит. Стали расчищать.
Немощные старушки своими руками переносили каменные плиты". Но работали вдохновенно - в те нелёгкие 90-е и настоятель, и его помощники хорошо понимали, что людям нужен храм. Силами прихожан и членов двадцатки очистили притвор. На деньги, что собирали по домам по всему городу, приобрели материалы для ремонта и необходимую церковную утварь.
В 1996 году, к празднованию 80-летия Троицкого собора, был раскрыт и расчищен уже весь храм. Восстанавливающийся Троицкий собор стал центральным храмом Щёлковского церковного округа с 1997 года, когда его настоятелем был назначен протоирей Сергий Решетняк.
Постепенно здание церкви отстраивалось, заново была возведена 50-метровая колокольня, правда уже другой формы. Изначально колокольня была шатровой. Ныне на обезглавленном храме полностью восстановлен купол - с двумя своеобразными "коронами", большой, государевой, и малой - в честь наследника цесаревича. Вновь выложен мраморный пол, перестеклены закопченные окна, сооружена газовая котельная.
Был полностью очищен, восстановлен и расписан нижний храм, в настоящее время здесь проходят регулярные богослужения, проводится Таинство Крещения.
Собор расписан группой иконописцев под руководством Иоанна Коваленко и щелковского художника Игоря Кривова.
Работы по возведению иконостаса начались в 2006 году. Новый иконостас, необыкновенной красоты, фарфоровый, который изготовили в Екатеринбурге. Поражает знаменательное совпадение - именно там завершилась земная жизнь наследника Цесаревича Алексия и его царственных родителей.
В Екатеринбурге завод знаменитого кузнецовского фарфора освоил еще в былые времена производство таких иконостасов, получивших признание на международных выставках. Проект иконостаса - для Троицкого собора - уникален, хотя при этом и использованы какие-то прежние находки и элементы. Идея создания фаянсового иконостаса для Троицкого собора принадлежала Леониду Андреевичу Твердохлебову, бывшему тогда главой Щёлковского района.
На сегодняшний день таких иконостасов в стране всего семь, щёлковский - самый большой в России. Высота его составляет 11 метров, ширина - 24 метра. К сожалению никаких сведений об утраченном иконостасе не сохранилось, поэтому его создавали заново.
Хотя все иконы написаны в наше время, они неразрывно связаны с историей храма. Прежде всего, это иконы нижнего, так называемого местного ряда иконостаса. Здесь можно увидеть иконописные образы Щёлковских священномучеников. В местном ряду иконостаса мы видим образы страстотерпцев Царя Николая и Цесаревича Алексия - своего рода иконописный "памятник" истории возрожденного собора.
Во всём своём великолепии иконостас предстал в 2007 году. Второй этап работы екатеринбургских мастеров прошёл осенью 2010 года - были установлены фаянсовые киоты для десяти икон, две из которых были отреставрированы, восемь других - написаны к освящению собора иконописцем Иваном Коваленко.
Во время благоукрашения Троицкого собора на его северной стене появилась необыкновенной красоты мозаика, изображающая Успение Пресвятой Богородицы. Икона заняла пустующую нишу и дополнила своей композицией устремлённую ввысь архитектуру собора.
Смальтовую мозаику выполнила бригада молодых художников, выпускников Суриковского художественного института под руководством Ольги Сюськовой.
5 декабря 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение вновь воссозданного собора.
Одновременно с собором был построен дом причта. Сейчас здесь работает православная классическая гимназия "Ковчег", но успел он побывать и просто жилым домом с коммунальными квартирами.
Архитектурные элементы зданий подчеркнуты контрастным белым цветом. Величественно и торжественно возвышается собор на фоне Щелковского небосвода, его видно издалека, и ни одно городское здание не в состоянии заглушить исходящее от него впечатление царственности и силы.
СВЯТЫНИ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ В соборе хранится ценная икона преподобного чудотворца Серафима Саровского. Это очень важная икона в христианском мире, так как святого почитают не только православные, но и католики. Серафима чаще всего просят о гармонии, умиротворенности и прекращении духовных страданий. Также Серафима Саровского чтят за силу воли и стойкость веры. К его иконе часто припадают те, кому не хватает собственной воли, страдающие от зависимостей – алкогольной, никотиновой, чревоугодия. Также истории известно много случаев чудесных исцелений перед иконой чудотворца, даже от самых тяжелых недугов. Православная церковь чтит память чудотворца 15 января, в этот же день мужчины, крещённые под именем Серафим, празднуют день ангела-хранителя
Образ святого в Троицком соборе находился с момента основания святыни. После закрытия храма многие ценные вещи в часовнях были разграблены. Но эту икону спас один из сельских прихожан. Полотно хранилось у него в темном месте, оно померкло и потемнело. Но когда после реставрации храма икону вернули в церковь, изображение обновилось само по себе. Чудо самообновлённой иконы в этом храме произошло впервые.
Об истории храма нам рассказал отец Александр, который встретил нас в храме. Он же провел нас в нижний придел, где происходит таинство крещения детей и взрослых. Это был простой рассказ о жизни прихожан и кропотливой работы по восстановлению храма. Оказывается, в храме регулярно проходят экскурсии, и священники этому только рады.
Территория храма небольшая, но ухоженная.
Памятник Царевичу Алексею, в честь которого и воздвигнут этот храм.
МУЗЕЙ. Щёлковский историко-краеведческий музей был создан на общественных началах к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году в Доме культуры. Собранный материал ограничивался военно-революционной тематикой.
В качестве общественного - музей просуществовал до 1989 года. В 1989 году он был закрыт для посетителей из-за отсутствия помещения. Здание, в котором сейчас размещается Щёлковский историко-краеведческий музей, было построено в 1911 году на фабричной территории суконной фабрики Акционерского общества «Александр Синицын с сыновьями». В просторечии его называли «дом Синицына». Александр Иванович Синицын с 1910 года был директором Акционерного общества Щёлковской суконной мануфактуры и большим благотворителем.
Здание занимает выгодное положение на углу двух улиц и фиксирует их пересечение с помощью скошенного угла, выразительного второго этажа и балконов третьего яруса со слуховыми фигурными окнами. Архитектура здания представляет собой редкий пример органичного сочетания форм архитектурного стиля модерн, характерного для начала 1910-х годов, и новаторских авангардных форм, выраженных в больших размерах остеклённых плоскостей первого этажа.
Известно, что с 1914 по 1918 год в доме Синицына размещался лазарет II разряда для больных и раненых воинов. В 1918 году после национализации частной собственности дом был передан для различных нужд жителей местечка Щёлково. С 1919 года здесь на втором этаже находился Щёлковский Волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов, партийные и комсомольские выборные органы, а на первом размещались отделы магазина № 2 Щёлковской потребкооперации и другие организации. Перед зданием на небольшой открытой площадке проходили митинги и собрания, звучали пламенные призывы и политические речи.
После реконструкции площади в 1930-е и её окончательной реконструкции в 1970-е годы ХХ века здание остаётся важной составляющей частью центральной городской площади Щёлкова (площади Ленина в настоящее время), входя в единый комплекс её архитектурного пространства, современной и исторической общественно-политической и культурной жизни городского округа Щёлково.
(Не могла пройти мимо красиво расписанной стены соседнего дома)
В музее совсем недавно была произведена реконструкция, 1й этаж был в усеченном виде. Там размещен небольшой магазин сувениров и несколько экспонатов. Основная экспозиция размещена на 2м этаже.
Музейная экспозиция «Щелково: слобода – поселок – город. Страницы истории» рассказывает о рождении города, его росте и развитии на фоне экономической, политической, социальной и культурной жизни. От начала 19 века и до сегодняшних дней.
Начну сразу с «ситцевого коридора». Да, меня он тоже впечатлил! Неширокий, но длинный он разгораживает большое пространство на два зала. Одна его стена - белая металлическая ажурная перегородка – притягивает к себе всеобщее внимание. Она такая воздушная! Совсем не затемняет помещение.
Кроме внешней привлекательности, несет еще и смысловую нагрузку. Дело в том, что в Щелково издавна занимались ткачеством. Этот край славится как текстильный. Щелковской ткацкой фабрике уже около 180 лет. Она работает до сих пор, и что немаловажно, всё в том же старом здании, как прежде. Фабричные художники создавали прекрасные рисунки для тканей, есть чем гордиться.
Рисунок на металлической ажурной перегородке – это точная копия рисунка ситца, который выпускался на этой ткацкой фабрике. Отсюда и название «Ситцевый…».
Другая сторона «ситцевого коридора», противоположная решетке, отдана известным жителям города. Такая стена Почёта, «Мы гордимся вами, мы помним о вас!».
А дальше, «из зала в зал переходя…», посмотрели несколько экспозиций, посвященных жителям Щелковского края – участникам Первой мировой и Великой Отечественной воин.
Показан и общий уклад жизни людей – одежда, предметы быта, интересы и увлечения, и работа крупнейших предприятий района, который был одним из лидеров промышленного производства в Московской области.
На стендах можно найти информацию о различных событиях районного и государственного масштаба, между которыми прослеживаются очевидные параллели.
20-30е годы Советской власти. Торговый зал магазина, который раньше располагался в здании музея.
Представлена экспозиция одежды и мебели 40-60х годов прошлого столетия.
Особое внимание уделено участию жителей Щелковского района в Великой Отечественной войне.
Яркие красочные стенды дополнены подлинными предметами военного времени, наградами, документами, письмами.
Все экспонаты являются подлинными артефактами того времени, что позволяет посетителям окунуться в атмосферу советского периода.
(небольшой бюст летчику испытателю Чкаловского полигона в Щелковском районе Г.Я.Бахчиванджи, в честь которого назван поселок и жд станция близ Щелкова). Но особенно этому способствует интерактивная составляющая, которая занимает важную роль в этом разделе экспозиции. Интерактивные технологии представлены экранами, где транслируются фотоматериалы тех лет из фондов музея, и мультимедийным комплексом, состоящим из настоящей переговорной кабинки с телефонным аппаратом 1970-х годов.
Благодаря современным технологиям, любой желающий может набрать номер и услышать анекдоты и стихи советской эпохи.
Также в музее была представлена выставка "СТЕКЛОМАНИЯ", КОЛЛЕКЦИЯ СТЕКЛА СОВЕТСКИХ ЗАВОДОВ ЕЛЕНЫ И СЕРГЕЯ КЛЕВЦОВЫХ. Яркие краски и хрустальный блеск стекла никого не оставят равнодушным! В разноцветных вазах, графинах, блюдах, конфетницах и декоративных фигурках застыли эмоции творчества и вдохновения талантливых мастеров, создававших эту красоту.
Интерес к стеклу возник у супругов Клевцовых после посещения музея стекольного завода «Красный май» в г. Вышний Волочёк Тверской области. Шедевры советских мастеров очаровали их своей красотой и изяществом. Спустя годы Клевцовы, которые на тот момент уже были обладателями коллекции традиционной глиняной игрушки, вновь посетили Вышний Волочёк и решили приступить к собиранию изделий из стекла.
Несмотря на то, что коллекция начала формироваться совсем недавно, в ней уже насчитывается более 200 предметов. В целом она является своеобразным срезом, показывающим работу советских заводов по выпуску художественного стекла.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ. Художественный музей находится в том же здании, что и краеведческий. в нем проходила выставка ДРЕВО ПОЗНАНИЯ.
Авторы проекта - Анна Серова и Вера Коршунова, интерпретируют богатое наследие древнерусской и европейской культур.
И если картины Анны, населены задумчивыми лемурами, обаятельными зайцами, милыми лисичками и другой райской живностью, словно сошедшей со страниц средневековых манускриптов; если ее Адам и Ева играют с эстетикой наивного искусства, столь любимого французскими символистами, то в работах Веры расцветает декоративность древнерусского орнамента.
Художницу вдохновляют мотивы барельефов соборов во Владимире и Юрьеве-Польском, орнаментальные узоры деревянного зодчества. Используя полудрагоценные камни и золото, она приближает свою живопись к впечатлению от настроения праздничного русского костюма.
Сюжет «Древа Познания» - миф о Древе, райском саде, первоначальном времени из которого, согласно библейской легенде, человек изгнан «в историю»,
Но не только. Архетип Древа присущ всем культурам и традициям. Он и мировая ось и символ целостности Жизни, пронизывающей своими «ветвями» все.
При этом картины, написаны плотными, рельефными мазками(пастозно), некоторые вылеплены (этот прием позволяет передать ощущение фрагмента каменного орнамента), но тяжести не чувствуется, материя легка как кружево, все пронизано движением, мерцанием нарядной красоты.
Сопоставленные в одном пространстве проекта эти «два рая» описывают и целостность русской культуры, в которой органичным образом сочетается золотое солнце славянства и белые стены соборов, и представление об изначальном времени, как о потерянном рае. Описывают не скучно, а играя красками, заманивая вкусной фактурой и подлинностью образов.
Там же выставлялись и глиняные игрушки. СЕРГЕЙ ШКАРЕВ ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ Этот уникальный художник, настоящий народный мастер, уединённо живёт в селе Степанцево, Вязниковского района Владимирской области. Всё своё время он отдает творчеству и выставляется очень редко. Сергей работал на Кузнецком фарфоровом заводе, поэтому глина у него напоминает фарфор. Этот эффект дают масло и лак — глазурь, с помощью которой получаются яркие блики. Сюжеты Сергей не выдумывает — лепит, что окружает — сценки из жизни посёлка Степанцево.
Масштабные многофигурные произведения Шкарёва пользуются огромной популярностью не только в России, но и среди любителей русской экзотики за рубежом.
Его композиции из ярко раскрашенных глиняных фигурок на сказочные, исторические или религиозные темы, выполненные с добродушным юмором или с лёгкой светлой грустью, иллюстрируют и особенности быта российской провинции, и русские народные сказки, и библейские мотивы.
Мастер постоянно ищет новые формы и сюжеты. Из-под его руки появляются оригинальные композиции на темы «Русская баня», «Русские печи», «Русская тройка». Большое внимание художник уделяет православной теме, создавая такие масштабные работы как «Никола Зимник» или «Покров».
Его фирменные изделия — композиции из ярко раскрашенных глиняных фигурок — словно чудом ожившие картины русских сказок.
Это настоящие застывшие картины на сказочные и исторические мотивы, с добродушным юмором, а порой с легкой светлой грустью иллюстрирующие особенности быта российской провинции.
Его задумка — создать летопись своей малой родины в глиняных миниатюрах. Тут будут и сценки из жизни крестьян-староверов, населявших окрестные деревни, и память о старинных лесных погостах, от которых не осталось следа, и хроника создания степанцевской фабрики, а также зримое напоминание о сравнительно недавних колхозных временах
путешествия по Москве, Подмосковью и России
ЩЕЛКОВО.
ТРОИЦКИЙ СОБОР И МУЗЕИ.
В Щелково мы были 1,5 года назад. Его историю и многие достопримечательности я описала тут:
https://ok.ru/group54116196024553/topic/152185961086441
От Москвы на электричке примерно 50 минут. Также регулярно ходят маршрутки по Щелковскому шоссе до автовокзала от станции метро Щелковская. На своем автомобиле от Москвы можно добраться и по Ярославскому шоссе примерно за 30 минут при отсутствии пробок.
А совсем недавно нам посчастливилось попасть на бесплатную экскурсию в Щелково, где мы посетили 2 музея и Троицкий собор. Ну а что еще делать в снежную зиму? Все достопримечательности занесены снегом и под ногами лед припорошенный снежком…
Щ Е Л К О В О
Почему мы решили поехать именно в Щелково? По большому счету, о нем мы мало что знали. Я знала только то, что в Москве есть станция...
Адрес: Пролетарский проспект, 8. Остановка транспорта «Троицкий собор». Из Москвы с Ярославского вокзала до пл. "Воронок", далее маршрутным такси № 6, 7 до ост. "Троицкий собор». Из Москвы от ст. м. "Щёлковская" автобусами № 361, 335, 349 до ост. "Пролетарский проспект".
Храм расположен по правой стороне Пролетарского проспекта. Он единственный из храмов Щёлковского и Пушкинского благочиний имеет статус собора.
Он действительно необычен. Некоторые даже засомневались, что он православный, потому что элементы готики, которые характерны для храмов католических, просто бросаются в глаза. Но храм православный, просто построен в стиле неоготики. Но обо всем по порядку. Начнем с истории этого храма.
Не было еще каменных многоэтажных громад, окружающих собор со всех сторон, не было и самого города - одного из районных центров Подмосковья. Была Щелковская мещанская слобода, жители которой 31 августа 1909 года обратились к высокопреосвященному Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, испрашивая благословение на постройку у себя каменного храма во имя Святой Троицы. Инициатором строительства был полицейский урядник Павел Васильевич Стрижёв, который, обосновывая необходимость строительства, писал: "В наш век безверия, отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да, кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием".
Председателем созданного строительного комитета стал владелец ткацкой фабрики Александр Иванович Синицын, который отдал под храм 1200 кв. сажен земли стоимостью 5000 рублей. Благословение вскоре было получено, и строительство собора началось. Проект храма был выполнен известным архитектором С.М. Гончаровым (дальним родственником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина). В Москве С. М. Гончаров построил дом для брата А. И. Синицына - Фёдора Ивановича, с чем, вероятно, и связано его приглашение в Щёлково для создания проекта храма. Согласно архитектурным проектам, храмовое здание должно было сочетать в себе характерные черты средневековой западной архитектуры. Храм выполнен в нетрадиционном для православия псевдоготическом стиле.
4 октября 1909 года в Щелкове была проведена торжественная служба, знаменовавшая начало строительства.
Строительное отделение Московского правления, куда обращалась Московская Духовная Консистория с просьбой рассмотреть проект церкви, созданного Гончаровым, не сразу утвердила его. Отказ обосновывался тем, что проект был составлен "в стиле, схожем более с готическим или романским стилем, приличным только для лютеранских храмов или других иностранных исповеданий". Утверждение получил лишь четвёртый, изменённый и согласованный со Строительным отделением, проект Гончарова 16 июля 1910 года.
31 мая 1912 года депутация из Щелкова, состоявшая из председателя комитета по постройке храма фабриканта А.И. Синицына и других щелковчан, ходатайствовала перед императором Николаем II, чтобы он разрешил наименовать строящуюся в Щелкове церковь в память рождения наследника Цесаревича Алексия. Также депутация заявила, что один из престолов строящегося храма будет освящен в честь святителя Алексия, Митрополита Московского, чье имя носит наследник цесаревич.
По прошествии полутора месяцев в Щелково пришло уведомление о том, что Государь Император соизволил на присвоение строящемуся храму наименования «В память рождения Наследника Цесаревича».
Таким образом, Троицкий собор – единственный храм в России, посвященный страстотерпцу царевичу Алексию, возведенный и освященный еще при жизни самого святого.
В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний храм имел три алтаря. Главный — во имя Святой Троицы. Правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Левый — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси.
Нижний храм был посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.
5 декабря 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение вновь воссозданного собора.
В соборе хранится ценная икона преподобного чудотворца Серафима Саровского. Это очень важная икона в христианском мире, так как святого почитают не только православные, но и католики. Серафима чаще всего просят о гармонии, умиротворенности и прекращении духовных страданий. Также Серафима Саровского чтят за силу воли и стойкость веры. К его иконе часто припадают те, кому не хватает собственной воли, страдающие от зависимостей – алкогольной, никотиновой, чревоугодия. Также истории известно много случаев чудесных исцелений перед иконой чудотворца, даже от самых тяжелых недугов. Православная церковь чтит память чудотворца 15 января, в этот же день мужчины, крещённые под именем Серафим, празднуют день ангела-хранителя
Об истории храма нам рассказал отец Александр, который встретил нас в храме. Он же провел нас в нижний придел, где происходит таинство крещения детей и взрослых. Это был простой рассказ о жизни прихожан и кропотливой работы по восстановлению храма. Оказывается, в храме регулярно проходят экскурсии, и священники этому только рады.
МУЗЕЙ.
Щёлковский историко-краеведческий музей был создан на общественных началах к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году в Доме культуры.
Собранный материал ограничивался военно-революционной тематикой.
Здание, в котором сейчас размещается Щёлковский историко-краеведческий музей, было построено в 1911 году на фабричной территории суконной фабрики Акционерского общества «Александр Синицын с сыновьями». В просторечии его называли «дом Синицына». Александр Иванович Синицын с 1910 года был директором Акционерного общества Щёлковской суконной мануфактуры и большим благотворителем.
В музее совсем недавно была произведена реконструкция, 1й этаж был в усеченном виде. Там размещен небольшой магазин сувениров и несколько экспонатов.
Основная экспозиция размещена на 2м этаже.
Начну сразу с «ситцевого коридора». Да, меня он тоже впечатлил! Неширокий, но длинный он разгораживает большое пространство на два зала. Одна его стена - белая металлическая ажурная перегородка – притягивает к себе всеобщее внимание. Она такая воздушная! Совсем не затемняет помещение.
А дальше, «из зала в зал переходя…», посмотрели несколько экспозиций, посвященных жителям Щелковского края – участникам Первой мировой и Великой Отечественной воин.
Показан и общий уклад жизни людей – одежда, предметы быта, интересы и увлечения, и работа крупнейших предприятий района, который был одним из лидеров промышленного производства в Московской области.
На стендах можно найти информацию о различных событиях районного и государственного масштаба, между которыми прослеживаются очевидные параллели.
Особое внимание уделено участию жителей Щелковского района в Великой Отечественной войне.
Но особенно этому способствует интерактивная составляющая, которая занимает важную роль в этом разделе экспозиции. Интерактивные технологии представлены экранами, где транслируются фотоматериалы тех лет из фондов музея, и мультимедийным комплексом, состоящим из настоящей переговорной кабинки с телефонным аппаратом 1970-х годов.
Также в музее была представлена выставка "СТЕКЛОМАНИЯ", КОЛЛЕКЦИЯ СТЕКЛА СОВЕТСКИХ ЗАВОДОВ ЕЛЕНЫ И СЕРГЕЯ КЛЕВЦОВЫХ.
Яркие краски и хрустальный блеск стекла никого не оставят равнодушным! В разноцветных вазах, графинах, блюдах, конфетницах и декоративных фигурках застыли эмоции творчества и вдохновения талантливых мастеров, создававших эту красоту.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ.
Художественный музей находится в том же здании, что и краеведческий. в нем проходила выставка ДРЕВО ПОЗНАНИЯ.
Художницу вдохновляют мотивы барельефов соборов во Владимире и Юрьеве-Польском, орнаментальные узоры деревянного зодчества. Используя полудрагоценные камни и золото, она приближает свою живопись к впечатлению от настроения праздничного русского костюма.
Сюжет «Древа Познания» - миф о Древе, райском саде, первоначальном времени из которого, согласно библейской легенде, человек изгнан «в историю»,
Но не только. Архетип Древа присущ всем культурам и традициям. Он и мировая ось и символ целостности Жизни, пронизывающей своими «ветвями» все.
Там же выставлялись и глиняные игрушки.
СЕРГЕЙ ШКАРЕВ ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ
Этот уникальный художник, настоящий народный мастер, уединённо живёт в селе Степанцево, Вязниковского района Владимирской области. Всё своё время он отдает творчеству и выставляется очень редко.
Сергей работал на Кузнецком фарфоровом заводе, поэтому глина у него напоминает фарфор. Этот эффект дают масло и лак — глазурь, с помощью которой получаются яркие блики. Сюжеты Сергей не выдумывает — лепит, что окружает — сценки из жизни посёлка Степанцево.
#щелково
#троицкийсоборщелково
#щелковомузей
#щелковокартиннаягалерея
#щелковокраеведческиймузей
#
#