Как выхаживали новорожденных в блокадном Ленинграде

8 декабря 1941 года в осаждённом Ленинграде остановилось трамвайное движение. Город стал пешим. Фашистская блокада лишила необходимого количества электроэнергии. Для того, чтобы не остановились выполнявшие военные заказы предприятия, чтобы можно было продолжать выпекать хлеб, руководству города пришлось пойти на тяжёлый шаг – отключить контактную сеть. Замершие на путях трамваи, укрытые снежными шапками, стали символом блокады. Казалось, вместе с ними остановилась жизнь. Но это не так. Сердце организма по имени "Ленинград" продолжало слабо, но биться.

.
Эксперт по снабжению Вермахта продовольствием Вильгельм Цигельмайер в своём отчёте утверждал, что город удастся превратить в кладбище спустя три месяца жёсткой блокады. На самом же деле, осада города продлилась 900 дней и за все время, под вой сирен и звук обстрелов, родилось около 90 тысяч детей.

Младенцы появлялись на свет в роддоме № 2, расположенном на Фурштатской, 36 (бывшей ул. Петра Лаврова). Это единственный родильный дом, который был открыт в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны (все остальные переоборудовали в госпитали). На посту всё время осады оставались 16 врачей и 35 медсестёр.

Удивительно, но в блокаду 80% будущих мам стояли на учёте в женской консультации. А в роддоме не только выхаживали, но и 3 раза в день кормили ослабевших женщин. Было организовано три стола: общий, вегетарианский и слабый. Готовые блюда из кухни вручную доставляли на отделения и по весу раздавали больным.

Коллеги педиатры тоже не оставались без дела. Ленинградский Педиатрический институт продолжал принимать больных детей — дистрофичных, анемичных, раненных, замерзших и обожженых. "Объект 708" так фашисты обозначили институт и обстреливали его с завидной регулярностью, до 7-12 раз в сутки. Малышам, с осени 1941-го до весны 1942-го, пришлось почти все время жить в подвале.

Комментарии