Комментарии
- 29 янв 2020 10:57Ольга Русакова(Пустовит)
- 29 янв 2020 12:13Людмила Сандомирская
- 29 янв 2020 14:36Валентина ☀️🌲🍂🌲🍁Богата Русь талантами!!!
- 29 янв 2020 16:04анна российская
- 29 янв 2020 19:50Лидия Кокошко (Нифонтова)Хроника нелёгкой жизни деревни...Для познания желающих взглянуть на ту пору—талант художника неоценим... Жаль наше время не рождает таланты...
- 30 янв 2020 00:23Валентина ПавловнаЗамечательные работы ! Спасибо !
- 30 янв 2020 07:03Остров сокровищ
- 4 мар 2020 23:36Ирэна Янко-КрушинскаяПронзительно щемящее чувство сопереживания... И хочется плакать . Высокое мастерство.
- 14 мар 2020 14:47наталья колесниковапочему забытый - я давно его знаю Раньше когда я собирала открытки с репродукциями знаменитых картин - у меня было несколько картин этого художника Так что его не забыли
- 29 янв 2021 18:03Наташа Воронова ( Пинчукова )Гениальный художник ! Потрясающая подборка ! Спасибо огромное!
- 29 янв 2021 20:07Татьяна ДобровольскисПочему так замирает сердце и набегает слеза...словно,изображенные на полотнах, это твои родные люди...
- 30 янв 2021 19:56Лидия Кокошко (Нифонтова)Хроника своих лет остаётся хроникой своего времени...
- 31 янв 2021 01:56Татьяна Богданова
- 31 янв 2021 01:57Татьяна Богданова
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
Забытый художник Василий Максимович Максимов (1844 - 1911).
________________________________
Он умер в 67 лет - нищим, больным и сильно пьющим. И начале жизни ему пришлось преодолеть немало трудностей. Но в определённый момент ему и самому могло показаться, что жизнь таки удалась!
Василий Максимов - сын крестьянина, родился в деревне Лопино Петербургской губернии. Во всей деревне только семья Максимовых была грамотной - отец сам учил детей читать.
Отца не стало, когда Василию было шесть лет. Мать определила его в школу при монастыре. Василию было 10 лет, когда его мать, разгружая дрова, долго стояла в ледяной воде, - заболела и умерла.
Мальчик остался послушником в монастыре. Он будет с благодарностью вспоминать иеромонаха Антония Бочкова, который познакомил его с произведениями Гоголя, Крылова, Плутарха, стихами Пушкина.
Повзрослевшего Василия брат на возу с сеном отвез в Петербург - там он поступил в иконописную мастерскую. Приходилось то и дело сбегать из одной мастерской в другую - один хозяин бил, другой сжигал книги. Чтоб заработать на пропитание, юноша писал портреты местных торговцев.
После пяти лет, проведенных в иконописных мастерских, Василий стал сначала вольнослушателем Академии Художеств. Параллельно с ним учились такие крупные художники, как Поленов и Репин. И Репин позже вспоминал, что Максимов «шел одним из первых в первом десятке». Максимов был талантлив во всем: хорошо пел , писал стихи, играл в спектаклях, увлекался офортом и резьбой по дереву .
В 1863-м Максимов только появляется в Академии, а в 1864-м уже получает золотую медаль - за картину "Больное дитя". Сюжет, увы, не придуман: в деревне на глазах у художника умерла его 10-летняя племянница. Лица убитых горем отца и матери художник списал со своего брата и его жены.
Чтобы дописать одежду, поточнее изобразить складки на ней, изготовил из соломы и пакли куклу - получилось настолько правдоподобно, что проходившие мимо крестьяне пугались и, крестясь, на всякий случай здоровались с ней.
В ту пору лучшим студентам выделяли пенсию (содержание) - и отправляли на творческую стажировку в Италию. Максимов не поехал - предпочёл наблюдать русскую жизнь, её же и писать.
Позже в переписке с Третьяковым художник не без гордости отметит, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни".
Изображён распад патриархальной семьи: братья не ужились в одном доме после смерти отца - и делят имущество, чтобы вести каждый своё хозяйство. Полюбовно разойтись не получается.
Максимов обустроил мастерскую в деревне. Дружит крестьянами, те охотно ему позируют. Помещики безуспешно пытаются зазвать художника в гости. Это удаётся только небогатой генеральше Измайловой.
Максимов наносит визит, о котором никогда не пожалеет: он влюбляется в дочку хозяйки. Свадьбу сыграли довольно скоро. Генерал любил живопись, так что противиться свадьбе генеральской дочки и крестьянского сына не стал. Лидия Александровна стала музой художника - с неё он написал многих своих героинь.
Поразительны детали на картинах Максимова: завязки на наволочках и ажурная скатерть на небольшой по размерам картине "Материнство" мгновенно создают ощущение уюта (и заставляют восхититься мастерством художника). Обратите внимание на беспорядок на столе - в нём одном целая жизнь.
А как виртуозно прописаны мелкие детали картин!
Он становится известным и успешным. Но последние 20 лет его жизни проходят в болезнях, пьянстве, нищете и депрессии (он не хочется отказываться от реалистического бытописания в пользу модных живописных течений).
Ещё в восьмидесятых годах - во время поездки на родину - художник провалился в промоину посреди реки и долго пробыл в ледяной воде, опираясь на охотничье ружье. С последствиями этого переохлаждения он прожил остаток жизни.
Художник умер в ноябре. Хоронили его на родине. И крестьяне, которых он писал всю жизнь, воздали ему почести. Сани с гробом нужно было переправить на другой берег реки, а тонкий лед мог не выдержать лошадей. Тогда крестьяне сами впряглись в дровни и, ощупывая лед палками, осторожно, повезли их. Потом на руках несли гроб до погоста.
Из статьи Ильи Репина, написанной на смерть художника Максимова:
... И писал свои картины Василий Максимович всегда в глуши, в деревне, окруженный этим самым народом, в крестьянской избе, построенной без всяких прикрас мужиком.
Топорная светелка была его мастерской. А вдохновители и критики — все тут же под боком. Полна изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд.
Василий Максимович не раз рассказывал, как много приходилось ему переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он своей картины законченной, пока она не была совершенно одобрена ими.
Все, что касалось подробностей в обстановке бытовых сцен, все характерные приметы действующих лиц разбирались без пощады.
— Нет, постой, постой. А это? — спрашивает бойкий сосед. — Кто?
— “Дружку” мнил тут посадить.
— Что ты, что ты! Разве ему это место? Тут надо кого постарше, не сватов — посадить. Опять же дружка у тебя млад — неопытен. Да и не боек — скучноват обличьем... Глико, вот покажу тебе дружку. Вишь какая веселая, широкая рожа! Да его всегда и берут на свадьбы: балагур, весельчак...
Общий хохот. И излюбленный “дружка” изъявляет полное согласие посидеть для картины.
Василий Максимов. Залом ржи. 1903
Художника интересовали не только сцены из крестьянской жизни - но и отдельные характеры, лица. И стар и млад попадает на его картины.
Содержание картин Василия Максимова понятно и без лишних пояснений. Но иногда стоит обратить внимание на названия картин - они делают сюжеты ещё пронзительнее и тревожнее:
А это самая известная картина Василия Максимова - "Всё в прошлом". Её можно встретить в нескольких музеях: кроме первой версии картины (она хранится в Третьяковке), художник выполнил ряд авторских повторений - они сейчас в Русском музее, в Архангельском музее изобразительных искусств и в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Пользовавшаяся популярность картина стала кормилицей для семьи: для продажи художник написал более 40 её повторений!
А вот картина "Бабушкины сказки" Павлу Третьякову не понравилась. Эта картина была отмечена премией Общества поощрения художеств, Третьяков лично купил её у художника (тогда ещё начинающего). Но когда через три года Максимов попросила у Третьякова картину, чтобы показать на выставке, тот отправил ему полотно и приложил к нему письмо такого содержания:
"Я бы советовал и просил Вас исправить руки у женской фигуры с ребенком, которые весьма неправильны: левая, которая держит ребенка, вся ужасно длинна, а правая в верхней части длинна, а в нижней коротка, мне кажется, что можно исправить, и время до открытия выставки еще много."
Максимов к совету Третьякова не прислушался, правки не внёс - но между художником и коллекционером сохранились хорошие отношения. Третьяков после этого случая ещё не раз покупал картины Максимова. А Максимов делал Тертьякову живописные реверансы:
Передвижная выставка 1906 года стала последней, в которой участвовал художник. В 1910 году он начал свою последнюю жанровую картину из жизни купечества «Прощёное воскресение».
Репинское чутье было верным, как он писал, в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым. Его образы отличала трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность жила в его лучших картинах.
Из первого поколения передвижников Максимов глубоко понимал поэтический склад русской натуры и ближе всех стоял к народным представлениям о красоте и народному творчеству.
В 1870-е годы он одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни, что нашло свое продолжение в творчестве следующего поколения русских художников.
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статьи "Забытый художник Василий Максимов" и "Художник Максимов Василий Максимович".
Василий Максимович Максимов (29 января 1844 — 1 декабря 1911).
Автор подборки Сахарова Раиса.
#рая